Арт-терапия для пожилых людей – Частный дом престарелых “Турбота”

Особенности арт-терапии психология

защиту
своих профессиональных прав;

объединение
в профессиональные союзы, иные общественные
объединения;

отказ
в оказании психологической помощи лицу,
если его обращение за оказанием
психологической помощи не обусловлено
наличием у него психологических проблем
и (или) необходимостью преодоления
последствий кризисных ситуаций;

обращение
за помощью к более опытному психологу;

отказ
в оказании очной психологической помощи
гражданину, находящемуся в состоянии
алкогольного, наркотического, токсического,
иного опьянения;

иные
права, предусмотренные законодательством.

квалифицированно
выполнять свои должностные обязанности;

не
допускать негуманных и дискриминационных
действий при оказании психологической
помощи;

уважать
и соблюдать права, свободы и законные
интересы граждан при оказании им
психологической помощи;

сохранять
профессиональную тайну с учетом
требований Закона;

соблюдать
нормы профессиональной этики;

выполнять
иные обязанности, возложенные на них
актами законодательства.

Государственное
регулирование в сфере оказания
психологической помощи осуществляется
Президентом Республики Беларусь, Советом
Министров Республики Беларусь,
Министерством здравоохранения Республики
Беларусь, Министерством образования
Республики Беларусь и иными государственными
органами, в том числе местными
исполнительными и распорядительными
органами, в пределах их полномочий.

Нормативные
правовые основы деятельности по оказанию
психологической помощи определены
Законом
Республики Беларусь от 1 июля 2010 г.
№ 153-З «Об оказании психологической
помощи» (далее – Закон).

Министерство
здравоохранения Республики Беларусь
в сфере оказания психологической помощи
осуществляет выдачу специальных
разрешений (лицензий) на осуществление
деятельности по оказанию психологической
помощи.

Иные
государственные органы, в том числе
местные исполнительные и распорядительные
органы, реализуют государственную
политику в сфере оказания психологической
помощи в пределах своих полномочий.

В
целях обеспечения координации деятельности
государственных органов в сфере оказания
психологической помощи Советом Министров
Республики Беларусь создается
Межведомственный координационный совет
по оказанию психологической помощи.

Нормативные
правовые основы деятельности психолога
отделения определены Законом.

Так,
статьей 4 Закона установлены требования,
предъявляемые к психологу.

Психолог
– лицо, непосредственно оказывающее
психологическую помощь и отвечающее
предъявляемым Законом требованиям. При
осуществлении деятельности по оказанию
психологической помощи, требующей
получения соответствующего специального
разрешения (лицензии), психолог должен
соответствовать также иным требованиям,
предусмотренным законодательством о
лицензировании.

Лицензирование
деятельности по оказанию психологической
помощи осуществляется в соответствии
с законодательством о лицензировании.

ТЦСОН,
как государственное учреждение, может
оказывать психологическую помощь без
получения специального разрешения
(лицензии) при условии наличия у
специалистов ТЦСОН, непосредственно
оказывающих психологическую помощь,
соответствующего образования.

оказание
психологической помощи – вид деятельности,
на осуществление которого требуется
специальное разрешение (лицензия), и
уполномочено на выдачу такой лицензии
Министерство здравоохранения Республики
Беларусь;

государственные
органы, иные государственные организации,
организации здравоохранения и учреждения
образования, а также при условии оказания
психологической помощи исключительно
на безвозмездной основе общественные
объединения вправе осуществлять
деятельность по оказанию психологической
помощи без получения специального
разрешения (лицензии).

При этом
осуществление такой деятельности
допускается при наличии у работников
(служащих), непосредственно оказывающих
психологическую помощь, высшего
медицинского, высшего психологического
или высшего педагогического образования
либо при соответствии их иным специальным
требованиям, определяемым законодательством.

психологическое
консультирование
– комплекс мероприятий, направленных
на содействие гражданину (группе граждан)
в разрешении психологических проблем,
в том числе в принятии решений относительно
профессиональной деятельности,
межличностных отношений, на развитие
личности, ее самосовершенствование и
самореализацию, а также на преодоление
последствий кризисных ситуаций;

Арт-терапия для пожилых людей - Частный дом престарелых "Турбота"

психологическая
коррекция
– комплекс мероприятий, направленных
на исправление (корректировку) особенностей
личности гражданина и его поведения,
которые приводят к психологическим
проблемам;

психологическая
профилактика
– комплекс мероприятий, направленных
на своевременное предупреждение
возможных нарушений в становлении и
развитии личности гражданина и
межличностных отношений, содействие
гражданину в сохранении и укреплении
состояния его душевного равновесия;

психологическое
просвещение
– комплекс мероприятий, направленных
на распространение психологических
знаний, повышение степени информированности
граждан о психологии и возможностях
психологической помощи в целях повышения
уровня их психологической культуры и
качества личной жизни.

Составной
частью любого вида психологической
помощи может являться психологическая
диагностика,
выражающаяся в оценке
индивидуально-психологических свойств
личности гражданина и направленная на
выявление психологических проблем
гражданина, уточнение их особенностей.

Профилактика
суицидального поведения
– система практических мер по выявлению
лиц, склонных к суицидальному поведению,
оценке степени суицидального риска,
предупреждению суицидальных происшествий,
а также устранению или ослаблению
социальных и социально-психологических
факторов, способствующих формированию
и проявлению суицидального поведения,
созданию суицидогенной обстановки.

Оказание
психологической помощи осуществляется
на основании методов и методик, разрешенных
к применению Министерством здравоохранения
Республики Беларусь и Министерством
образования Республики Беларусь.

Порядок
и условия применения методов и методик
оказания психологической помощи
определяются Министерством здравоохранения
Республики Беларусь и Министерством
образования Республики Беларусь.

Оказание
психологической помощи может осуществляться
в очной и заочной формах.

Очная
форма
оказания психологической помощи –
оказание психологической помощи без
использования средств электросвязи.

Заочная
форма
оказания психологической помощи –
оказание психологической помощи с
использованием средств электросвязи.

Оказание
психологической помощи гражданину
осуществляется индивидуально
или в составе группы.

Оказание
психологической помощи гражданину
(группе граждан) для преодоления
последствий кризисных ситуаций может
осуществляться путем
кризисного вмешательства.

Психологическая
помощь оказывается на
безвозмездной и возмездной основе.

ТЦСОН,
как государственное учреждение
социального обслуживания, обязано
обеспечить оказание психологической
помощи на безвозмездной основе
малообеспеченным и находящимся в трудной
жизненной ситуации гражданам – на
основании государственных минимальных
социальных стандартов в области
социального обслуживания

соответствии с постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 8 июня
2001 г.

№ 858 «Об утверждении Перечня
бесплатных и общедоступных социальных
услуг, предоставляемых государственными
учреждениями социального обслуживания
органов по труду, занятости и социальной
защите в соответствии с их профилем и
Положения о порядке и условиях
предоставления социальных услуг
государственными учреждениями социального
обслуживания органов по труду, занятости
и социальной защите», а также
постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 4 апреля 2003 г.

№ 456 «Об утверждении
норм и нормативов обеспеченности граждан
услугами государственных учреждений
социального обслуживания в рамках
Перечня бесплатных и общедоступных
социальных услуг, предоставляемых
государственными учреждениями социального
обслуживания системы органов по труду,
занятости и социальной защите в
соответствии с их профилем»).

Таким
образом, психологические услуги не
малообеспеченным и не находящимся в
трудной жизненной ситуации гражданам,
и не определенные Перечнем
бесплатных и общедоступных социальных
услуг, предоставляемых государственными
учреждениями социального обслуживания
органов по труду, занятости и социальной
защите в соответствии с их профилем,
могут
предоставляться ТЦСОН на возмездной
основе согласно тарифам, утверждаемым
облисполкомами и Минским горисполкомом.

работникам
ТЦСОН;

с
использованием средств электросвязи;

несовершеннолетним
в случаях, определенных Законом.

Несовершеннолетним
в ТЦСОН психологическая помощь
предоставляется в пределах компетенции
органов по труду, занятости и социальной
защите, не подменяя функции органов и
учреждений образования.

Оказание
психологической помощи на возмездной
основе осуществляется на основании
письменных договоров об оказании
психологической помощи, за исключением
психологической помощи, оказываемой
анонимно. К договору об оказании
психологической помощи применяются
правила, установленные законодательством
для договора возмездного оказания
услуг.

Психологическая
помощь может оказываться анонимно на
возмездной или безвозмездной основе.
Анонимно психологическая помощь
оказывается по желанию гражданина,
обратившегося за оказанием психологической
помощи. На гражданина, обратившегося
за оказанием психологической помощи
анонимно, оформляется специальная
карта, в которой указываются названные
гражданином фамилия, возраст и место
жительства (место пребывания), без
предъявления документа, удостоверяющего
личность.

2 Разновидности и методы

Арт-терапию принято классифицировать по нескольким принципам:

  1. 1. Количество пациентов: групповая (в том числе семейная) и индивидуальная.
  2. 2. Возраст пациентов: для детей дошкольников, школьного возраста, подростков, взрослых, пожилых людей.
  3. 3. Участие клиента в процессе: пассивная терапия – когда он только созидает или слушает произведения искусства других авторов; активная – когда сам выступает в роли творца.
Вид арт-терапии Суть Реализация
Музыкальная Прослушивание приятной музыки благоприятно воздействует на психику и самочувствие человека через слуховые рецепторы. Проводится в группах или индивидуально. Музыка может быть любого направления, живая или в записи. Многие люди, испытывая потребность выплеснуть чувства, неосознанно выбирают такой простой и доступный способ, как прослушивание грустных композиций. Это желание вполне естественно и должно быть удовлетворено Подходит людям со всеми отклонениями и проблемами. Не обязательно обращаться к специалистам, достаточно с закрытыми глазами в спокойной обстановке слушать то, что подходит сейчас под настроение
Театральная Игра различных ролей в постановках позволяет улучшить мыслительные процессы и выплеснуть нереализованные чувства Эффективна для людей, чьи проблемы не связаны с заниженной самооценкой. Стеснительным и замкнутым лучше отдать предпочтение другим видам искусства
Игровая С помощью манипуляций с игрушками можно решить проблемы, которые появились в детстве через воспоминания и возникающие при этом эмоции. В терапии для детей способствует развитию фантазии, воображения и самоактуализации. Задача арт-терапевта – правильно трактовать личностные проявления ребенка и донести нужную информацию родителям для домашней коррекции Подходит как детям, так и взрослым. Для первых это один из основных видов деятельности, для взрослых – способ погрузиться в воспоминания
Художественная (рисование) На бумагу с помощью рисунка выплескиваются внутренние конфликты, переживания, скрытые желания. Оценивая результат, взрослый человек может по-другому посмотреть на свое состояние и понять то, что до этого было скрыто от сознания. Этот вид арт-терапии повышает самооценку, помогает выразить протест, скрытые желания и развивает творческие способности у детей и взрослых. Есть множество техник рисования, выбрать подходящую можно исходя из личных предпочтений Применяется для преодоления невроза. На начальной стадии терапии лучше отдать предпочтение краскам и мягкой кисточке, чем карандашам и фломастерам. Рекомендуется взять широкую палитру цветов. От линеек и прочих предметов, помогающих чертить ровные линии, лучше отказаться
Маскотерапия Маска – предметный образ, символизирующий внутреннее состояние. Разрисовывая и декорируя ее, основываясь на своих ощущениях, можно спроектировать свое текущее состояние Подходит людям с комплексами и серьезными проблемами, связанными с восприятием себя как части общества
Песочная Клиенту детского, взрослого или пожилого возраста предлагается остаться наедине с собой и нарисовать картину на песке. На бессознательном уровне через акт творения и тактильные ощущения снимается внутреннее напряжение, рассеивается тревожность. Переживания и внутренние конфликты в огражденном пространстве выливаются в зримые образы, которые можно проанализировать и найти выход из ситуации, а также улучшить мнение о себе Идеально подходит как метод профилактики психических расстройств, для разрядки интровертов в трудной ситуации
Коллаж Человеку предлагается создать объемную картину, используя различные по текстуре виды бумаги, природные материалы, ткань и любые подручные средства. Все детали необходимо приклеивать на ватман или большой лист бумаги скотчем, клеем или степлером. Картина может иметь определенный сюжет или быть просто набором изображений, понятным только самому автору. Этот вид арт-терапии позволяет раскрыть творческий потенциал, выявить скрытые желания и снять нервное напряжение. На групповых сеансах позволяет сплотить участников. Рекомендуется использовать только на завершающей стадии терапии, когда состояние человека значительно улучшилось, ответы на вопросы найдены и хочется просто спокойно и отвлеченно созидать творение. Хорошо подойдет в качестве профилактики стрессов. Можно создавать коллаж и в домашних условиях в качестве визуализации планов на будущее
Цветовая Пациент наносит на свое тело или тело партнера краски различных цветов, выражая свое внутреннее состояние. Кроме творческой реализации, разные цвета позволяют благоприятно влиять на органы разных систем через визуальное восприятие. Этот способ эффективен для снятия напряжения и избавления от комплексов Психологи рекомендуют применять цветотерапию парам, в чьих отношениях возникло напряжение и отчужденность. Выплескивая свои переживания и обиды через краску и взаимодействуя тактильно, они сближаются и становятся более открыты друг к другу
Сказкотерапия Сочиняя сказки с примерами, иллюстрирующими моральные ценности, клиенту помогают разобраться в себе, найти ответ на волнующие вопросы, сделать выводы. Автор сказки должен быть осведомлен в проблемах клиента и завоевать его доверие. Сама сказка не должна иметь никаких четких указаний, только подтекст и ситуации, которые можно оценивать с разных сторон. Обсуждая эту историю и анализируя ее, человек может провести параллели с событиями собственной жизни и понять, что на них можно смотреть под разными углами и делать различные выводы Применяется в основном для поддержания эмоционального состояния детей, но в отдельных случаях эту разновидность используют и взрослые
Лепка Используя тесто для лепки или пластилин, можно выразить свой внутренний мир и сбросить негатив, создавая скульптуру. Во время такого тренинга происходит реализация не только творческого потенциал, но и успокаивается нервная система благодаря тактильному контакту с податливым материалом. Этот вид арт-терапии некоторые специалисты считают способом натолкнуть человека на мысль, что в его силах “слепить” что угодно из проблемы, сконцентрировавшись на ситуации Идеально подойдет людям, переполненными агрессией и злостью

Разновидности арт-терапии одновременно являются ее методиками. Они постоянно пополняются с расширением творческих возможностей современного социума. Кроме перечисленных, широко применяются фототерапия и способ с использованием метафорических карточек.

Особенности арт-терапии психология

  • танцевальные группы
  • занятия по вокалу
  • литературные кружки
  • декоративно-прикладное творчество
  • живопись
  • фотография
  • театральное искусство и тд
ПОДРОБНОСТИ:   Козельск: достопримечательности города воинской Славы, что посмотреть туристу, интересные места

Нет никаких ограничений для самовыражения. Зачастую пенсионер открывает в себе способности, которые были скрыты от посторонних глаз и даже от него самого на протяжении многих лет. Иногда происходят невероятные инсайты и человек раскрывается в полной красе, достигая внутренней гармонии за счет создания предметов искусства.

Индивидуальные занятия. На них психолог работает один на один с пациентом. В разговоре специалист выясняет наличие существующих проблем фобий и тревог.

Групповые занятия. Когда пожилой человек работает в группе акцент делается на восстановление коммуникативных навыков которые были утеряны

В
качестве основных критериев оценки
деятельности психолога выступают
следующие показатели:

  1. Деятельность
    психолога по созданию условий для
    эффективной работы (оборудование и
    методическое оснащение кабинета,
    сохранность вверенного ему имущества).
    Состояние материально-технической
    базы психологической работы.

  2. Регулярное
    и четкое ведение документации, ее
    качество. Состояние рабочих и отчетных
    документов, материалов психодиагностических
    исследований, качество их оформления
    и ведения.

  3. Участие
    в научно-исследовательской, методической
    работе.

  4. Качественные
    изменения в работе с клиентами.

  5. Состояние
    работы с обратившимися, имеющими
    признаки нервно-психической и
    эмоционально-волевой неустойчивости,
    девиантного поведения и т.п.

  6. Обоснованность
    индивидуальных и групповых
    психодиагностических обследований,
    их качество, соответствие предъявляемым
    к ним требованиям.

  7. Качество
    психологических заключений, обоснованность
    и действенность выводов, предложений
    и рекомендаций.

  8. Качество
    разрабатываемых психокоррекционных
    программ, занятий, их эффективность.

  9. Наличие
    системы психологического просвещения
    населения (студенты, учащиеся, родители).

  10. Взаимодействие
    психолога с диагностико-реабилитационными,
    социально-педагогическими и другими
    центрами, оказывающими психологическую,
    социальную помощь.

  11. Профессиональное
    устранение фактов психологической
    напряженности во взаимоотношениях
    между работниками ТЦСОН, негативной
    психологической обстановки в ТЦСОН.

  12. Повышение
    квалификации специалиста, в том числе
    самостоятельное повышение профессионального
    уровня.

В
качестве основных критериев оценки
деятельности специалиста по социальной
работе выступают следующие показатели:

  1. Деятельность
    специалиста по социальной работе по
    созданию условий для эффективной работы
    (оборудование и методическое оснащение
    кабинета, сохранность вверенного ему
    имущества).

  1. Регулярное
    и четкое ведение документации, ее
    качество.

  1. Участие
    в научно-исследовательской, методической
    работе.

  1. Качественные
    изменения в работе с клиентами.

  1. Обоснованность
    индивидуальных и групповых социальных
    обследований, анкетирований, их качество,
    соответствие предъявляемым к ним
    требованиям. Качество социальных
    рекомендаций.

  1. Качество
    проводимых социальных программ и
    занятий, индивидуальной и групповой
    работы, в том числе кружковой и клубной
    деятельности, их эффективность.

  1. Эффективность
    организации групп самопомощи и
    взаимопомощи.

  1. Наличие
    системы социального просвещения
    населения, активность форм этой работы.

  1. Взаимодействие
    специалиста по социальной работе с
    общественными, государственными и
    иными организациями.

  1. Повышение
    квалификации специалиста, в том числе
    самостоятельное повышение профессионального
    уровня. 1

  1. Эффективность
    осуществления патронажа определенных
    категорий граждан.

план
работы отделения на год, утвержденный
директором центра;

план
работы отделения на месяц, утвержденный
заведующим отделения и согласованный
директором ТЦСОН;

планы
работы специалистов отделения на месяц,
на день (неделю);

график
работы специалистов отделения;

информация
об учреждениях и организациях, с которыми
взаимодействует отделение;

отчет
о работе отделения;

Арт-терапия для пожилых людей - Частный дом престарелых "Турбота"

аналитические
отчеты, справки о работе отделения;

отчеты
и аналитические материалы о реализации
программ социально-психологической
поддержки и планов оказания помощи
конкретным категориям обратившихся в
отделение;

переписка
отделения по основной деятельности;

перечень
психологических и других методик,
используемых в работе специалистами
отделения;

журнал
учета диагностической работы или папка
протоколов психологических диагностических
обследований;

журнал
предварительной записи обратившихся
в отделение;

журнал
предварительной записи на прием к
психологу;

журнал
регистрации обратившихся в отделение
или карточка первичного приема в
отделении;

журнал
консультативного приема и индивидуальной
психологической коррекционной работы;

журнал
учета групповой психологической
коррекционной работы;

журнал
учета обращений граждан по телефону;

журнал
учета посещений на дому;

лист-вкладыш
регистрации оказания психологической
помощи (в личное дело находящегося на
обслуживании в ТЦСОН);

карта
социально-психологического патронажа;

психологическая
карта гражданина (клиента);

материалы
по организации и оказанию помощи
(психодиагностические и другие необходимые
информационно-методические материалы,
методические разработки, в том числе
информационные разработки в виде
буклетов, памяток и т.д.);

материалы
о проведении культурно-массовых
мероприятий;

документация
по деятельности клубов, кружков, групп
взаимопомощи и т.д.;

документы
по социально-психологическому патронажу
(личные дела определенных категорий
граждан, состоящих на патронаже в
отделении);

документы
по реабилитационной помощи гражданам
административного района, находящимся
в социально опасном положении
(межведомственные планы, документы по
проводимой работе и т.д.);

документы
по работе социальной библиотеки, если
она организована в данном отделении
(карточки читателей социальной библиотеки,
документы по работе с книжным фондом
социальной библиотеки и т.д.).

В
перечень документации специалистов
отделения входят этические кодексы:
специалиста по социальной работе,
психолога. Также должны быть в наличии
коррекционно-реабилитационные программы,
протоколы просветительских и
профилактичеких мероприятий, протоколы
социального (материально-бытового)
обследования граждан и т.д.

В
каждом кабинете отделения имеется
список имущества и оборудования, а также
ответственный за его сохранность,
алгоритм действий работников в случае
пожара.

при
установлении фактов жестокого обращения,
физического, психического, сексуального
насилия в отношении несовершеннолетнего;

в
случае признания несовершеннолетнего
находящимся в социально опасном
положении, в том числе нуждающимся в
государственной защите;

при
оказании психологической помощи в виде
психологического просвещения и
психологической профилактики в
учреждениях образования и организациях
здравоохранения;

в
случае принудительного оказания
медицинской помощи несовершеннолетним,
страдающим психическими и поведенческими
расстройствами, в государственных
учреждениях здравоохранения;

несовершеннолетним,
оказавшимся в чрезвычайной ситуации
природного и техногенного характера;

несовершеннолетним,
находящимся в специальных
лечебно-воспитательных учреждениях,
специальных учебно-воспитательных
учреждениях;

при
обращении несовершеннолетнего за
оказанием психологической помощи
анонимно.

Недееспособным
гражданам, обратившимся за оказанием
очной психологической помощи, помощь
психологов ТЦСОН предоставляется с
согласия и (или) в присутствии их законных
представителей.

органов,
ведущих уголовный процесс, в связи с
проведением предварительного расследования
или судебным разбирательством;

руководителей
органов или учреждений, исполняющих
наказание и иные меры уголовной
ответственности, для обеспечения личной
безопасности и ресоциализации граждан;

руководителей
государственных организаций
здравоохранения, оказывающих
психотерапевтическую, психиатрическую,
наркологическую, сексологическую
помощь, для оказания такой помощи;

руководителей
учреждений образования в целях улучшения
условий организации обучения и воспитания
обучающихся (воспитанников) этих
учреждений;

научных
работников в связи с проведением ими
научных исследований или специалистов,
занимающихся педагогической деятельностью
в области психологии, психотерапии,
психиатрии, сексологии, в связи с
осуществлением ими педагогической
деятельности – в форме, исключающей
наличие сведений личного характера,
позволяющих идентифицировать конкретного
гражданина.

Психологи
обязаны сообщать в правоохранительные
органы информацию, составляющую
профессиональную тайну, если она содержит
сведения о совершенном особо тяжком
преступлении либо о готовящемся тяжком,
особо тяжком преступлении.

При
этом необходимо учитывать, что
преступления в зависимости от характера
и степени общественной опасности
подразделяются на преступления, не
представляющие большой общественной
опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо
тяжкие.

ПОДРОБНОСТИ:   Пневмосклероз легких у пожилых людей. Диффузный пневмосклероз у пожилых людей прогноз. Прикорневой пневмосклероз: что это такое.

К
преступлениям, не представляющим большой
общественной опасности,
относятся умышленные преступления и
преступления, совершенные по неосторожности,
за которые законом предусмотрено
наказание в виде лишения свободы на
срок не свыше двух лет или иное более
мягкое наказание.

К
менее тяжким преступлениям
относятся умышленные преступления, за
которые законом предусмотрено максимальное
наказание в виде лишения свободы на
срок не свыше шести лет, а также
преступления, совершенные по неосторожности,
за которые законом предусмотрено
наказание в виде лишения свободы на
срок свыше двух лет.

Упражнения и виды арт-терапии для пожилых людей

Творческая активность полезна в любом возрасте. Но к старости увлечение каким-либо занятием часто становится жизненной необходимостью. Выйдя на пенсию, человек ощущает массу свободного времени и приближающуюся старость. В арт-терпии есть много способов и упражнений для поддержания эмоционального состояния:

  • Изобразительное искусство. В качестве модели может выступать любой человек, зверь или птица. Старики рисуют природу, дома и цветы. Они передают свои проблемы через рисунки
  • Писательство. Многие люди в возрасте начинают писать книги. Известные произведения, широко узнаваемые публикой, написаны людьми, находящимися в преклонном возрасте
  • Рукоделие. В старости человек имеет много свободного времени. Хороший повод освоить вязание крючком и спицами, плетение кружев и вышивание
  • Пение и танцы. Вокальные упражнения способствуют укреплению дыхательного аппарата. Через танец человек очищает дух, отпускает ненужные заботы и обретает душевное равновесие
  • Сказкотерапия. Широко применяемый метод в арт-терапии. Психолог работает с группой, в которой каждый участник примеряет на себя роли сказочных героев.

Эффективные упражнения для взрослых:

  1. 1. Обсуждение музыкальной композиции или картины художника после длительного изучения творения. Анализ позволяет по-разному смотреть на одну и ту же ситуацию, дать волю фантазии и домыслить некоторые факты, делать определенные выводы на основании личного восприятия и опыта. Рассуждая на тему чужого творения, человек отвлекается, начинает мыслить шире и в будущем может проводить параллели со своими внутренними переживаниями. Подобное упражнение целесообразно проводить в группах: точки зрения разных людей помогут расширить кругозор и научиться принимать мнения, отличные от собственного.
  2. 2. Рисование ограниченным количеством цветов: любимым и нейтральным, наиболее характеризующими личность. Картина может быть сюжетной или абстрактной. Помогает выплеснуть на бумагу негативные эмоции, злость, агрессию.
  3. 3. Рисовать каракули в отдельном блокноте ежедневно на протяжении 10 дней. Одновременно нужно делать пометки касательно своих текущих переживаний и эмоций.
  4. 4. Раскрашивание рисунков в раскрасках-антистресс. Их можно купить готовыми или создавать самостоятельно. Прием нацелен на успокоение нервной системы, снятие напряжения и систематизацию мыслей.
  5. 5. Создание образа своей проблемы из пластилина, воска или глины. Затем с фигурой нужно поговорить откровенно, далее избавиться от нее или трансформировать в другой образ, более позитивный.
  6. 6. Сочинение сказки для своего ребенка (в случае семейной арт-терапии). Процесс позволит понять, совпадает ли желание родителя донести что-то до малыша с его с готовностью воспринять информацию, природу конфликта между поколениями, сблизит родных людей.
  7. 7. Создание коллажа на любую из тем: “Я через год”, “Я без своей проблемы”, “Зачем мне…”. Визуализация поможет найти способы достижения целей и устранения трудностей, определиться с выбором, принять важное решение, избавиться от комплексов.

Методики и приемы арт-терапии для детей:

  1. 1. Во время звучания песни нужно подпевать, танцевать и демонстрировать жестами и мимикой все, о чем поется. Таким образом укрепляется эмоциональная сфера, развиваются коммуникативные и творческие навыки, способности адекватно реагировать на события в жизни.
  2. 2. Нарисовать людей или предметы на заданную или вольную тему (“Кем я хочу быть”, “Моя мечта”, “Мои родственники”). Поможет специалисту понять, как ребенок воспринимает себя и окружающих, его самооценку и скрытие желания.
  3. 3. Нарисовать картину пальцами, природными материалами, краской без заданной темы. Это прием марания, нацелен на выброс негативных эмоций у детей (особенно дошкольного возраста) склонных к агрессии и гиперактивности, на развитие фантазии.
  4. 4. Сделать произвольное количество отпечатков ладошки, пальцев или других предметов на бумаге с помощью красок. Это прием монотипии, он помогает справиться со злостью.
  5. 5. Нарисовать любую картину на мокром листе бумаги красками. Капли красок разных цветов будут растекаться, переходя одна в другую, образуя причудливые абстрактные формы и новые оттенки. Участвуя в процессе и наблюдая за ним, ребенок успокаивается, снимает напряжение и отвлекается от проблем.
  6. 6. Нарисовать что угодно карандашами, мелками или фломастерами с помощью завитков и каракуль. Прием широко используется в психотерапевтических практиках. Упражнение позволяет снять мышечный тонус и развивает усидчивость.
  7. 7. Слепить из пластелина то, что тревожит ребенка, высказать творению все, что хочется, уничтожить его или трансформировать в более привлекательную фигуру. Упражнение помогает сбросить напряжение и найти решение проблемы. Подходит детям старшего возраста.

Учитывая безвредность метода арт-терапии, ее можно применять в домашних условиях. Просмотр фильма, прослушивание музыки и искреннее обсуждение, особенно волнительных моментов, с близкими, рисование в блокноте, сочинение историй, песен или стихов помогут отвлечься от трудностей, сублимировать негатив. Рекомендуется практиковать любые способы творческой разрядки регулярно, чтобы избежать депрессивных состояний.

4.1. Цели и задачи организации в отделении телефона экстренной анонимной психологической помощи.

обеспечение
доступности и своевременности
психологической помощи по телефону для
граждан независимо от их социального
статуса и места жительства;

обеспечение
каждому обратившемуся за советом и
помощью возможности доверительного
диалога;

психологическое
консультирование по телефону;

помощь
абонентам в мобилизации их творческих,
интеллектуальных, личностных, духовных
и физических ресурсов для выхода из
кризисного состояния;

расширение
у абонентов диапазона социально и
личностно приемлемых средств для
самостоятельного решения возникших
проблем и преодоления имеющихся
трудностей, укрепление уверенности в
себе;

информирование
абонентов о деятельности иных служб и
организаций в рамках имеющихся сведений;

направление
абонентов к иным службам, организациям,
учреждениям, где их запросы могут быть
удовлетворены более полно и квалифицированно,
содействие обращениям населения за
помощью к профессиональным психологам
(на очное консультирование);

анализ
причин и источников повышенного
психического напряжения различных
возрастных и социальных групп населения
и доведение результатов до сведения
заинтересованных органов учреждений.

Экстренная
анонимная психологическая помощь по
телефону ТЦСОН гражданам предоставляется
бесплатно.

Девиз:
Помощь также близка, как и телефон…”

Особенности
телефонной коммуникации: пространственные
и временные особенности; возможность
прервать контакт; «эффект ограниченной
коммуникации»; «эффект доверительности».
Рассмотрим каждую из них подробнее.

Пространственные
особенности.
Консультант может оказывать воздействие
на обратившегося, который удалён от
него на большое расстояние. Сфера
профессиональной деятельности расширяется
дальше за рамки кабинета, что повышает
моральную и профессиональную
ответственность за собеседника, а вместе
с тем и психологическую нагрузку,
испытываемую консультантом.

Максимальная
анонимность.
При личном обращении к специалисту,
даже без предъявления документов,
анонимность является неполной, т.к.
консультант общается лицом к лицу с
клиентом и может впоследствии узнать
его. Контакт по телефону обеспечивает
максимальную анонимность.

Возможность
прервать контакт.
Телефонный консультант предоставляет
возможность прервать беседу в любой
момент – для этого достаточно нажать
на рычаг телефонного аппарата. При
очной консультации сделать это
значительно труднее.

Эффект
ограниченной коммуникации.
Обращение по телефону осуществляется
по единственному акустическому каналу.
Это приводит к сужению потока информации,
которым обмениваются говорящие.
Телефонная коммуникация в силу
исключительно акустического и почти
полностью вербального характера (речь
по телефону почти не содержит невербальных
средств, присущих обычной речи),
обуславливает переорганизацию речевой
деятельности абонента.

Это способствует
интеллектуальному овладению пациентом
психотравмирующей ситуацией, облегчает
формирование её реалистического принятия
и переходу к конструктивной личностной
позиции. Эффект ограниченной коммуникации
характеризуется большей последовательностью,
внутренней организованностью,
систематизацией психотерапевтической
беседы, приводит к более структурированному
и логическому изложению проблем абонента.

Эффект
доверительности.
Хотя общающиеся по телефону могут
находиться на значительном расстоянии
друг от друга, их голоса звучат в
непосредственной близости, т.е. абонент
и консультант в определённом смысле
находятся рядом. Это свойство телефонной
связи способствует быстрому формированию
доверительности в беседе, облегчает
включение в обсуждение глубоко личных
проблем. «Эффект доверительности»
помогает консультанту в работе и
способствует её успешности.

Таким
образом, в общении по телефону сочетаются
два важных свойства: личный характер
коммуникации, присущий традиционным
формам связи – доверительной беседе,
письму, записке – и незамедлительность,
безотлагательность действия современных
электронных средств коммуникации.

Арт-терапия для пожилых людей - Частный дом престарелых "Турбота"

Основным
видом оказания психологической помощи
по телефону выступает психологическое
консультирование,
которое позволяет действовать по
собственному усмотрению и обучаться
новому поведению, способствует развитию
личности, помогает акцентировать
ответственность клиента (т.е. индивид
способен в соответствующих обстоятельствах
принимать самостоятельные решения, а
консультант создаёт условия, поощряющие
волевое поведение клиента).

Главной
стратегией работы психолога при
телефонном консультировании является
консультирование клиента по поводу
принятия им собственного решения. Такое
консультирование – одно из самых
сложных, но и самых необходимых.

В
практике телефонного консультирования
принят подход, получивший название
«терапия
выслушивания».
Цель работы – взаимопонимание, открытость
между собеседниками, особая атмосфера
доверия, способствующая диалогу двух
уважающих и принимающих друг друга
людей, возникновение «очищающей
исповеди». Довольно редкое явление в
обычной жизни, которое предполагает
полную погружённость в собеседника,
максимальную искренность и честность.

отсутствие
выбора собеседника (в профессиональной
ситуации консультант должен быть
естественным, спонтанным и положительно
расположенным ко всем абонентам);

консультант
не должен перебивать, высказывать без
надобности своё мнение, оценочные
суждения, критиковать и поучать абонента,
что тоже несколько обедняет спонтанность
и подлинность сотрудника, как участника
контакта;

другие
ограничения: говорить на языке абонента,
быть максимально понятным, придерживаться
последовательности рассказа абонента
и не предлагать свою точку зрения
наводящими и уточняющими вопросами и
т. д.

Главное
в беседе – создать ситуацию для
эмоционального отреагирования. Это
позволяет в дальнейшем работать над
когнитивным овладением психотравмирующей
ситуацией, поиском причин её возникновения,
повышением возможностей адаптации.

ПОДРОБНОСТИ:   Как повысить аппетит у пожилого человека народными. Почему нет аппетита? Как повысить аппетит у взрослого? Последствия длительного нарушения аппетита

Руководство
по телефонному консультированию
потенциально
суицидальных личностей

Суицид
можно предотвратить. Большинство жертв
суицида не хо­тят умирать.

Суицид
возглавляет спи­сок причин насильственных
смертей.

Разговоры
о суициде – не повод, чтобы наложить на
себя руки.

Суицидальное
поведение не наследуется, но его риск
выше для тех людей, кто потерял из-за
самоубийства близкого родственника.

Суицид
занимает второе место в списке причин
смерти среди мо­лодежи. На первом
месте – несчастные случаи, хотя некоторые
из них мо­гут рассматриваться как
суицид, например, разбившийся насмерть
води­тель-одиночка.

За
последние тридцать лет утроилось
количество зарегистриро­ванных
случаев суицида среди молодежи.

Мужчины
в три раза чаще по сравнению с женщинами
совершают самоубийства, однако женщины
в четыре раза чаще по сравнению с
муж­чинами предпринимают попытки
суицида.

Более
80% людей сообщают о своем намерении
совершить само­убийство, прежде чем
это сделать. Они дают заранее знать о
своих несчастьях и/или страданиях.

Знание
поведенческих черт, характерных для
потенциально суицидальных личностей
(таких, например, как настойчивые или
повторные мысли о самоубийстве;
депрессивное настроение, нередко наличие
сильной зависимости от наркотиков или
алкоголя; чувство изоляции, отверженности;
ощущение безнадежности и беспомощности;

Стратегии,
направленные на снижение риска суицида
при общении с клиентом

Для
успешной работы консультанту с такой
категорией клиентов важно знать факторы,
повышающие риск суицидального по­ведения,
например, такие, как: недавние потери,
связанные со смертью, разводом, разрывом
взаимоотношений, потерей работы, денег,
общественного положения, самоуверенности,
самооценки;

При
попытке определения риска или опасности
суицида бывает по­лезно иметь перед
собой серию вопросов для оценки факторов
риска.

Почему Вы
позвонили именно сейчас?

Было ли у Вас
чувство подавленности в последнее
время?

Бывали ли у Вас
мысли о том, что жизнь безнадежна?

Возникало ли у
Вас желание умереть?

Считается,
что чем конкретнее план, тем выше риск
суицида. Это не означает, что некто со
смутными мыслями о самоубийстве, не
должен восприни­маться всерьез. Для
некоторых людей характерна импульсивность.
Они могут совершить самоубийство, не
прибегая к планированию или деталь­ной
разработке его плана.

Арт-терапия. Её виды и особенности

Что Вы думаете
о будущем? Есть ли какой-то выход из
этого по­ложения?

Кто мог бы оказать
Вам поддержку? Обращались ли Вы к
психологу, психотерапевту?

Важно
определить также, есть ли у клиента
модель суицидального по­ведения. Риск
возрастает в том случае, если в его семье
или близком окруже­нии бывали случаи
суицида как способ прекращения страдания.
Это упроща­ет принятие такой возможности
решения проблем.

Как
показала практика, оценка летальности
мо­жет быть полезной для вмешательства
во время суицидальной угрозы.

Когда
о намерении совершить самоубийство
сообщают по телефону, на ответ
консультанта-профессионала и его умение
справиться с угрозой суицида могут
влиять различные факторы. Различают
несколько типов суи­цидальных
клиентов. У человека может быть или
отсутствовать серьезный риск суицида;
возможное знакомство с одним из
консультантов;

Оценка
летальности
– это попытка предсказать вероятность
суицида. Оценка производится путем
непосредственного общения и постановки
пе­ред клиентом конкретных вопросов
для определения намерений. Вот неко­торые
отправные точки.

План.
Очень важно выяснить имеет ли индивид
план совершения самоубийства, и если
да, то в чем он состоит. (Например: «Есть
ли у Вас план действий? Как Вы собираетесь
убить себя?»). Уважительное отноше­ние
к этому плану позволит выяснить, какой
уровень летальности имеет выбранный
способ, высокий или низкий.

Далее вы
можете определить, имеет ли индивид
доступ к материалам, необходимым для
выполнения этого плана. Например, если
он сказал, что собирается застрелить
себя, то есть ли у него ружье и
соответствующие принадлежности. Обратите
вни­мание на то, разработаны ли детали
этого плана. Можно, например, задать
вопрос, когда и где он планирует это
сделать.

История
суицидальных попыток.
Можно задать вопрос клиенту, пытался
ли он прежде совершить самоубийство.
Какой использовал для этого способ? Как
часты в прошлом были эти попытки? Чем
чаще попытки суицида, тем вероятнее
успешный исход.

Ресурсы.
Важно оценить внешние и внутренние
ресурсы индивида. При рассмотрении
внутренних ресурсов постарайтесь найти
в прошлом случаи, когда индивид успешно
справлялся со стрессами и разочарования­ми.
Для оценки внешних ресурсов, узнайте,
есть ли у него надежные дру­зья;
доступна ли помощь других социальных
служб, таких как рабочий коллектив или
церковь.

Изоляция.
Под изоляцией мы можем понимать либо
физическое, либо эмоциональное
одиночество. Чувствует ли себя человек
изолирован­ным или одиноким?
Действительно ли он живет сам по себе?
Будет ли его одиночество достаточно
долгим для того, чтобы разработать план?

Причины
стресса.
Переживал ли индивид в последнее время
повы­шенный стресс, например: физическое
одиночество, хроническую боль или
дискомфорт, эмоциональное одиночество,
такое, как депрессия, утраты (реальные
или воспринимаемые), проблемы в семье
или на работе, зло­употребления
наркотиками или алкоголем?

Практический
опыт показывает, что приоритетным в
работе с настроенным суицидально
клиентом явля­ется умение как можно
дольше поддерживать разговор, поскольку
это раз­вивает взаимоотношение между
клиентом и консультантом.

Стратегии,
направленные на снижение риска суицида
при общении с клиентом

Многими
профессионалами в этой области разработаны
стратегии, направленные на снижение
риска суицида при общении с клиентом
лицом к лицу. Наиболее подхо­дящими
для работы на кризисной телефонной
линии считаются стратегии, приведенные
ниже.

Поправка
на вентиляцию чувств.
Консультанту следует позволить клиенту
высказаться. Для того чтобы удержать
его на проводе и не оборвать ту ниточку,
которая еще связывает его с жизнью,
необходимо принять злость и манипулятивные
действия с его стороны.

Гарантия.
Если клиент заявляет, что никто не в
состоянии помочь ему, психолог должен
заверить последнего, что заинтересован
в продолжении разговора.

Подкрепление
позитивных настроений.
Если абонент упомянул о каких-либо своих
позитивных действиях или окрыленных
надеждой мыс­лях, консультант помогает
ему осознать их.

Избегайте
отражения чувств.

Арт-терапия для пожилых людей - Частный дом престарелых "Турбота"

Предоставьте
альтернативный способ выражения чувств.
Эта стратегия предполагает помощь в
идентификации поступков, которые кли­ент
мог бы совершить вместо попытки
самоубийства. Например: «Вы очень
правильно поступили, позвонив сюда.
Вместе мы можем обсудить, что бы такое
полезное вы могли сделать в данной
ситуации».

Важно
обсудить условия
«Контракта о несовершении самоубийства».
«Я никогда не убью себя, случайно или
умышленно, вне зависимости от того, что
произойдет», – если человек сможет
уверенно сделать подобное заявление –
риск совершения суицида уменьшится.
Однако, если клиент, во-первых, отказывается
заключить контракт;

При
оказании психологической помощи
консультанту важно помнить, что истинное
внимание к человеку может быть передано
интонациями, слушанием, вопросами,
предложением подходящих альтернатив
и доверием на протяжении всей беседы.
Однако окончательное решение и способность
контролировать это решение остаются
за абонентом. Консультант может вмешаться
и его действия могут быть успешными
только в том случае, если клиент
восприимчив к сотрудничеству.

Существуют
стратегии, направленные на преодоление
беспокойства или негативных чувств
консультантов, связанных с суицидальными
звонками. Помочь специалисту может
групповая
поддержка (коллеги по работе) и совместное
рассмотрение с коллегами конкретных
случаев, при котором подчеркивается,
что было сделано правильно, и рассматриваются
альтернативные стратегии, которые в
следующий раз могут оказаться более
успешными.

Представленный
перечень всего лишь каркас, на который
каждый консультант сможет нанизать
свое умение управлять суицидальными
звонками.

Специфика
работы отделения с гражданами пожилого
возраста

• особенности
их психологии;

• владеть
коммуникативными навыками и этикетом
общения с клиентами «третьего возраста»;

• иметь
личные качества и компетентность,
способствующие формированию устойчивой,
оптимистической, жизнеутверждающей
позиции пожилого человека по отношению
к себе, своему возрасту, окружающему
миру.

Социально-психологические
особенности пожилых людей.

В
интеллектуальной сфере
– появляются трудности в приобретении
новых представлений и приспособлений
к непредвиденным обстоятельствам.
Такими трудностями могут оказаться
самые разные обстоятельства, в том числе
и те, которые легко преодолевались в
молодые годы. Но иногда впечатление об
ослаблении умственных способностей
пожилого человека бывает ошибочным.

Например, время между заданным старику
вопросом и его ответом может быть более
длительным, в связи с чем кажется, что
психические процессы у пожилого человека
протекают более медленно и для оценки
ситуации ему требуется больше времени.
А на самом деле подобные явления очень
часто возникают из-за нарушения органов
слуха, которые пожилой человек может
стараться скрывать.

В
эмоциональной сфере
– постепенное ослабление контролирующей
и тормозной функции коры головного
мозга влечет за собой проявление
некоторых черт характера и темперамента,
которые в молодые годы в какой-то мере,
держались в «узде» и маскировались, а
к старости стали более заметными. Так,
поведение становится более агрессивным,
или напротив, появляется склонность к
грусти, сожалению, слезливости. Поводом
для таких реакций может стать старый
кинофильм, утерянная старая вещь,
ситуация, напомнившая события молодости.

В
моральной сфере
– отказ от адаптации к новым нормам,
ценностям, манерам поведения может
привести к конфликтам пожилого человека
с окружающими, замыканию в своем мире.

Можно
выделить две характерные черты стиля
жизни пожилых и престарелых людей:
гипертрофированность событий и
своеобразное ощущение времени.

Гипертрофированность
событий.
Как правило, жизнь пожилого человека
не богата разнообразными событиями.
Однако эти события заполняют собой все
его индивидуальное пространство и
время. В итоге событие, которое
воспринимается более молодыми как
незначительный эпизод, для старого
человека становится делом целого дня.
Например, разговор по телефону, встреча
с другими людьми, соседями, приход
социального работника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector