Дацан «Гунзэчойнэй» – буддийский храм в Санкт-Петербурге

Где находится буддийский храм и как до него добраться?

Буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй находится в центре Санкт-Петербурга на улице Приморской, дом № 91. Доехать до храма возможно на общем городском транспорте – на метро до станции «Старая деревня» (от остановки «Старая деревня» следует пройти до Липовой аллеи, затем — до Приморской улицы. Путь занимает примерно 5 мин времени).

Другой наиболее близкой остановкой является станция «Черная речка». До храма имеется возможность добраться на трамваях №21 и №48, на автобусах №211 и №32 и на огромном количестве маршруток.

История создания

История зарождения буддизма в России начинается с бурятов и калмыков, вступивших в Российскую империю в XVIII веке. Уже в 1915 году на территории Санкт-Петербурга насчитывалось свыше 150 буддистов.

Огромного распространения на территории России буддизм не приобрел вплоть до конца XIX века. После популярности буддизма в Европе данное религиозное течение стало широко распространяться и в Российской империи среди аристократов и дворян, стремившихся подражать Европе.

«Следы» буддизма можно уловить в произведениях таких русских поэтов, писателей и творческих деятелей как Максимилиана Волошина, Иннокентия Анненского и Осипа Мандельштама. Большую роль в стремительном росте популярности буддизма на территории Российской империи способствовали и налаживающиеся отношения с Тибетом – государством, уже долгое время практиковавшим буддизм.

В конце XIX века было выдвинуто решение построить первый буддийский храм на территории России бурятским ученым, буддийским лама и общественным деятелем Агваном Лобсан Доржиевым.

Эта идея встретила, в основном, поддержку и одобрение, поэтому уже в 1900 году Агван Лобсан получил разрешение на постройку дацана в Санкт-Петербурге. На проект были выделены деньги Далай-ламой XXI, Богдэ-гэгеном VIII, самим Агваном Доржиевым и из общих пожертвований, собранных с буддистов, проживающих на территории России, в частности, Бурятии и Калмыкии.

На полученные деньги Агван Доржиев купил участок на северной части Санкт-Петербурга, все необходимые материалы и в будущем финансировал строительство будущего дацана. В создании храма принимал участие целый ряд ученых, длительное время занимающихся изучением восточной культуры.

Борис Владимирцов Ученый-востоковед. На протяжении долгого времени изучал монгольский язык и литературу. По вероисповеданию – буддист.
Василий Радлов Российский археолог. Изучал этносы, проживающие на Востоке, одним из первых занялся сравнительным изучением тюркских языков.
Сергей Ольденбург Тюрковед, сравнительный философ, академик АН СССР и РСФР, является одним из учредителей индологической школы в СССР.
Эспер Ухтомский Российский поэт, переводчик и политический деятель.
Владислав Котвич Тюрколог, монголовед. Является автором более 150 научных трудов, член Польской академии знаний
Николай Рерих Является общественным деятелем, публицистом, художником, археологом и философом
Андрей Руднев Ученый-монголовед. Изучал фольклор бурятских, калмыцких и монгольских народностей

Разработкой проекта занимались в 1909 году Николай Березовский (студент Института гражданских инженеров) и известный по созданию Елисеевского магазина архитектор Гавриил Барановский, согласно всем стилям существовавшей тогда тибетской архитектуры.

Буддийский храм в Санкт-Петербурге потребовал на свое строительство огромных вложений – более 151694 руб. Храм остался известным на весь мир своими расписанными на витражах изображениями 8 благоприятных символов счастья (другое название — аштанмангала).

За проект витражей нес ответственность Николай Рерих – академик Императорской Академии художеств, фотограф, художник и общественный деятель. Другая гордость дацана – статуя Будды – была преподнесена в подарок храму со стороны правителя Сиама Рамы V.

ПОДРОБНОСТИ:   Бангладеш на карте мира: где находится красивая страна Бангладеш » Советуем, куда поехать отдыхать

Наименование свое храм получил как «Гунзэчойнэй», которое переводилось с тибетского языка как «Источник Святого Учения Будды, который сострадает всему живому».

Однако грянувшие в XX веке всевозможные восстания, войны и террор, знаменующие распад Российской империи и Октябрьскую революцию, вынудили монахов и религиозных служителей, чья религия отвергала любые способы насилия, спешно покинуть стены храма. Вскоре в 1919 году дацан был разграблен неизвестными лицами.

Советское время ознаменовало для буддистов не счастливое будущее, а многочисленные репрессии. Всякая религия противоречила сложившейся тогда советской идеологии, поэтому во времена СССР буддистов отправляли в ссылку на Сибирь, подвергали гонениям или даже приговаривали к расстрелу. На территории храма обосновывались военная станция, физкультурные базы и даже лаборатория

Зоологического института. Только в 1990 году на закате Советской эпохи буддистам вернули Дацан Гунзэчойнэй под покровительство Ленинградского общества буддистов. Зданию потребовался большой ремонт: были восстановлены фасад здания, узоры, витражи. В собственность храма были реверсированы множество утерянных после разграбления вещей, к примеру, статуя «Сидящий Будда».

Конец XIX в. был для Санкт-Петербурга временем новых религиозных и философских веяний. Прибывшим в город приверженцам буддизма из Калмыкии и Бурятии, а также необуддистам не хватало места для духовных практик. Этим и было вызвано ходатайство об основании молельни в 1898 г., которое подал учитель буддизма из Бурятии Агван Доржиев, представлявший XIII Далай-ламу. Несмотря на это желание, собранные ламами и обычными буддистами средства, приобретенный участок для строительства, дацан возвели только в 1915 г.

По окончании строительства храм недолго использовался по назначению: время было военное, буддистов в Петербурге не осталось, растворились в чужих карманах и богатства дацана. Возобновились молебны только в 1920 г. и то на десятилетие. 1937 г. принес с собой репрессии для служивших при храме монахов.

Здание принимало в своих стенах и радиостанцию, и институтскую лабораторию. Религиозность к дацану вернулась только в 1990 г., и только в 2003 г. домой возвратилась потеря – подаренная королем Сиама статуя Будды. С тех пор на территории дацана появляются ступы в память об умерших служителях культа.

Предыстория

По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга[кто?], первые буддисты на берегах Невы появились во времена строительства Петропавловской крепости, с которой начиналась новая столица России. Это были волжские калмыки (подданные Калмыцкого ханства, вошедшего в состав России в 1609 году), трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости после 1706 года[источник не указан 2675 дней].

Жили они неподалёку, в Татарской слободе, расположенной за кронверком (в районе Большой Спасской улицы). О том, сколько их было и как долго они пробыли в Петербурге, сведений не сохранилось. В более поздних источниках XVIII — середины XIX веков, однако, нет упоминаний ни о калмыках, ни о каких-либо других представителях буддийской конфессии среди жителей российской столицы.

Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 году — 184 (163 мужчины и 21 женщина). В этническом отношении это были в основном забайкальскиебуряты и волжско-донские калмыки. Селились они, как правило, на Петербургской стороне (буряты) и в Литейных частях (калмыки).

Общие особенности храма

Буддийский храм в Санкт-Петербурге резко отличается на фоне построенных тогда дацанов на территории России. Храмы в Бурятии, чаще всего, были созданы из кирпича или древесины тем временем, как Дацан Гунзэчойнэй был полностью сделан из колотого гранита без каких-либо растворов.

В дацан может прийти любой желающий независимо от вероисповедования. В храме на постоянной основе проводятся лекции и молебны. В дацане ведут прием целители, практикующие традиционную тибетскую медицину, врачи-тибетологи и даже астрологи.

ПОДРОБНОСТИ:   Кутна Гора Чехия достопримечательности, как добраться из Праги самостоятельно

Регулярно на занятия приглашаются видные буддийские деятели и учители геше и ринпоче, которые проводят уроки у посетителей. В храме неизменно проводятся молебны, приношения, занятие по медитации. В дацане, как в религиозном святилище, возможно попросить о прибежище.

Буддийский храм в Санкт-Петербурге включает себя алтарный зал, верхние этажи, двор и столовую. Архитектурный стиль храма – модерн. В отличие от других строений ступа здесь была поставлена лишь в 2012 году. Она считается первой мемориальной ступой, установленной на территории храма. Посвящена данная ступа первым лама, исповедующим в храме.

Ее навершие когда-то украшал памятник в виде ступы, побывавший на могиле гелонг-ламы Данчжи Ирданиева. На данный момент ведутся пожертвования на постройку второй ступы. Дацан Гунзэчойнэй является на данный момент самым большим и самым северным буддистским святилищем в Европе среди всех буддистских храмов, а до недавнего времени считался самым северным в мире.

Строительство

Памятная доска об освящении дацана 21 февраля 1913 года

Памятная доска об освящении дацана 21 февраля 1913 года

Северный фасад

Северный фасад

В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.

Для научного руководства строительством был создан комитет учёных-востоковедов, куда вошли Б. Я. Владимирцов, В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Э. Э. Ухтомский, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер и др.

Архитектурный проект храма в соответствии с канонами тибетской архитектуры был разработан в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском. Строительством руководили Г. В. Барановский и Р. А.

Берзен (на заключительном этапе). Средства, необходимые на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. руб), Далай-ламой XIII (50 тыс. руб), ургинским Богдо-гэгэном VIII и собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии. Однако действительные расходы намного превысили указанную в смете сумму на 151 694 рубля.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём СиамаРамой Пятым. Освящение храма состоялось 10 августа1915 года. Первым настоятелем (ширээтэ) стал сам лама Агван Лобсан Доржиев.

В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные и кирпичные храмы, дацан в Петербурге построили из колотого гранита[источник не указан 30 дней]. Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали значительных материальных вложений.

Двор

Территория храма огорожена крепким забором. К каждому дереву, находящемуся во дворе, привязаны всевозможные ленты и лоскутки ткани. Это не просто оригинальные украшения, но и особый ритуал. Каждая лента олицетворяет собой чьё-либо заветное желание. Согласно поверьям буддистов, желание должно обязательно претвориться в жизнь.

Центральные ворота храма закрыты, а попасть на территорию возможно через боковую калитку. Во внутреннем дворе установлены скульптуры китайских львов-стражей – традиционный атрибут буддийских храмов, расположенных в России, Китае, Японии, Корее и Монголии.

ПОДРОБНОСТИ:   Парки в пригородах Петербурга для изумительных прогулок

В основном, львы расположены попарно. Один из львов придерживает лапой шар, что буддисты именуют как «тама». Тама по буддийским представлениям – это воплощение света, разгоняющего тьму. Один из львов изображён с открытой пастью, другой – с закрытой.

Лев с открытой пастью призван отпугивать злобных духов тем временем, как лев с закрытой пастью – притягивать добрых. Храм обходят так же, как и крутят молитвенные барабаны, которые находятся на территории храма, — по часовой стрелке. Кстати, согласно поверьям буддийцев всякого человека, который покрутит молитвенные барабаны, ожидает счастье и удача.

Стены здания обиты красным гранитом, окна окаймлены серым гранитом. Верхушку башни, соединяющей храм, украшает ганчжир. Над входом можно заметить висящие таблицы с надписями на тибетском языке. Их смысл сводится к обязательной чистоте помыслов каждого, входящего в этот храм. Поднимающегося по ступенькам посетителя встречает сидящая там кошка.

Настоящее время

Внутри Санкт-Петербургского буддийского храма

Внутри Санкт-Петербургского буддийского храма

В 1991 году храм получил своё нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является его тибетским именем, данным ему при освящении. Новым настоятелем (ширээтэ) был назначен лама-гелонг Данзан-Хайбзун Самаев. Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше, с последующим покрытием фигуры сусальным золотом.

Табличка на стене храма

Табличка на стене храма

Надвратная табличка

Надвратная табличка

Регистрация буддийской общины и возобновление службы в храме способствовали дальнейшему распространению буддизма в Санкт-Петербурге. К началу 2000 года в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, традиции.

В дацан приезжают тибетские и западные учителя, читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения мирянам, проводят медитационные ретриты, которые, по вероучению буддистов, служат практикой для накопления благих заслуг и способом самопознания. К 2007 году в храме постоянно проживала группа из десяти лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойнхорлин.

Алтарный зал

Буддийский храм в Санкт-Петербурге включает в себя алтарный зал. В алтаре расположено одно из главных достояний храма – статуя Будды (другое название — Шакьямуни).

Она была создана в 1994 году мастерами из Монголии в традиционном для них стиле. Выполнена статуя была из папье-маше, после чего она была покрыта сусальным золотом. Высота статуи, учитывая нимб и пьедестал, составляет, примерно, 5 м.

Рядом со спинкой трона просветленного продемонстрированы различные существа из мира мифов и легенд. Помимо основной статуи Будды в алтарном зале имеются скульптуры и изображения других существ, достигших просветления, а также более мелкие изображения самого Будды.

В помещении расположены низкие столики со священными книгами и необходимыми для различных ритуалов предметами. Они предназначены для лам. Посетители обычно располагаются в боковых нефах помещения.

По словам руководства храма, им «самим будет неловко выставить на только что отремонтированный алтарь прошлые цветы – поблекшие и потрепанные в то время, как цветы же являются непременным элементом подношения Трем Драгоценностям».

Верхние этажи

Верхние этажи храма содержат в себе помещения для приема и консультации у различных мудрецов, целителей, философов и астрологов. Там принимает и сам настоятель дацана. Лекари, работающие в храме, излечивают пациентов, основываясь на догмах тибетской медицины. Тибетская медицина включила в себя основные понятия из китайской и индийской.

Большое внимание уделяется различным смесям, растворам и настоям из трав, солнечному свету, свежему прохладному воздуху и правильному поддержанию сил организма и разума.

Буддийский храм в Санкт-Петербурге Дацан Гунзэчойнэй
На втором этаже Буддийского храма в Санкт Петербурге есть окно, через которое в зимнее солнцестояние светит свет на лицо Будды .

На верхних этажах можно попасть на лекции, на которых объясняется основная философия буддизма и история ее зарождения. Посетитель может задать вопросы касательно религии, что становится отличным выходом для тех, кто только захотел примкнуть к данному религиозному течению.

Найдутся здесь и мудрецы, которым посетитель может рассказать о тайнах и явлениях, тревожащих его душу и разум, и попросить в ответ совета. У астрологов возможно составить гороскоп на день, неделю и месяц и получить рекомендацию. Все консультации бесплатны.

Столовая

Одним из других достояний храма можно отметить местную столовую. Многие посетители приезжают в храм лишь за тем, чтобы насладиться бурятской кухней. Помещение выглядит просто, но практично: пластмассовые столы и стулья, и относительно старый интерьер. Стены украшены картинами, изображающими жизнь и быт бурятов в прошлом.

В столовой практикуется метод самообслуживания. Следует подойти окошку, дозваться до персонала в лице бурятских девушек при помощи колокольчика ветров (другое название – китайские колокольчики) и назвать интересующее блюдо. В ассортименте местной кухни представлены блюда бурятского происхождения — множество видов супов и салатов. В качестве напитка выступает чай.

Вся еда готовится вручную. Главным блюдом столовой по неофициальному мнению являются буузы – блюдо народной бурятско-монгольской кухни, получившее среди русскоговорящего населения неофициальное название — позы. Оплата принимается исключительно наличными. Единственным выходным в столовой является только среда, в остальные дни она принимает посетителей с 11:00 до 19:00.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 18 февраля 2019 в 06:18.

Киоск

Буддийский храм включает в себя местный киоск. Оплата также производится только наличными. Большую часть ассортимента составляют буддийские книги, четки, различные религиозные атрибуты, которые трудно найти или купить в остальных торговых пунктах в Санкт-Петербурге.

К примеру, книги «Воззрения четырех буддийских философских школ» за авторством Геше Джампа Тинлея. Продающаяся в киоске литература будет полезна новичкам, так как отвечает на многие вопросы, сообщает и рассуждает о философских течениях и направлениях буддизма.

Посещение. Режим работы

Буддийский храм в Санкт-Петербурге работает каждый день с 10:00 до 19:00 помимо среды, так как среда является выходным днем. Каждый день и каждый месяц (согласно лунному календарю) в дацане проводятся хуралы (другое название – молебны).

С 10:00 до 12:00 обычно состоится Балдан Лхамо (другое название – Шрам Дэви). С 15:00 до 16:00 проводится мольба, посвященная восхвалению всех Будд прошлого, настоящего и будущего времени.

Все данные хуралы проводятся только, если в этот день не было запланировано других мероприятий. Узнать их точное расписание можно на официальном сайте руководителей храма, в группах социальных сетей. Также в дацане на постоянной основе проводятся мероприятия, фестивали и курсы, носящие самый различный характер.

За более точными и подробными объяснениями, условиями и расписаниями следует обратиться также либо к официальным представителям Дацана Гунзэчойнэя в интернете, либо позвонить по телефону и задать интересующий вопрос.

Для посещения храма нет ограничений по половому или религиозному признаку. Открыт он с 10 до 19, исключая среду.Есть определенные правила, которых стоит придерживаться:

  • Нельзя заходить в алтарный зал (дуган) в обуви (есть вариант купить на входе бахилы).
  • Недопустимы непристойная одежда (в том числе шорты) и головные уборы.
  • Запрещены прикосновения как к гостям, так и к монахам.
  • Садиться на возвышенности позволено только монахам, для остальных есть скамейки или ковер. Причем сидеть можно не во всех позах (можно в лотосе/полулотосе), не стоит вытягивать ноги к алтарю.
  • Запрещено обходить фигуры и ступы не по часовой стрелке, оказываться спиной к статуе Будды.
  • Снимать можно только во дворе дацана.
  • Вход бесплатный, но приветствуются пожертвования на деятельность храма.
  • Недопустимо заходить в дуган после начала службы (это неуважение по буддийским меркам), разговаривать.
  • Можно обратиться за благословением к ламам после службы. Если он к вам прикоснется каким-то предметом, оно получено, и можно поклониться у алтаря. Затем следует налить в левую руку освященную воду из чайника, совершить 3 глотка, умыться и ополоснуть голову.

Если очень хочется посетить храм группой, нужно записаться в киоске возле дацана. Если нужна бесплатная экскурсия, по субботам в 17:00 ее лично проводит Цультим лама, объясняя детали буддизма и ритуалы. Кроме того, если вас интересуют астрология, тибетская медицина или даже тибетский язык, это здесь тоже практикуют (правда, медуслуги платные).

Расписание посещений и мероприятий в буддийском храме «Дацан Гунзэчойнэй»

Чтобы провести в храме время с максимальной пользой и комфортом, следует соблюдать следующие указания:

  1. При входе в храм надевать на обувь бахилы (стоимость одной пары бахил составляет 5 руб.).
  2. При входе в дацан поставить телефон в режим «Беззвучный».
  3. Во время хурала сидеть либо на коврике, либо на скамье в позе лотоса.Буддийский храм в Санкт-Петербурге Дацан Гунзэчойнэй

Запрещено:

  1. Фотографировать и снимать видео.
  2. Проникать на территорию дацана в состоянии наркотического эффекта и алкогольного опьянения.
  3. Портить чужую собственность (разрисовывать заборы и стены здания, срывать флажки, ломать принадлежащее чужим лицам имущество).
  4. Разговаривать по телефону, переписываться со знакомыми, ставить музыку в алтарном зале.
  5. Заниматься незаконной деятельностью на территории дацана.
  6. Громко разговаривать и петь во время молебна.
  7. Скрещивать и вытягивать ноги во время хурала.

Дацан «Гунзэчойнэй» – буддийский храм в Санкт-Петербурге

Работает буддийский храм в Санкт-Петербурге ежедневно, кроме среды, с 10.00 до 19.00. Вход в «Дацан Гунзэчойнэй» свободный, но 5 рублей придется заплатить за бахилы. Фото и видеосъемка внутри храма запрещена.

Хурал Защитникам Учения – с 10.00 до 12.00.

Хурал восхваления всех Будд трех времен (прошлого, настоящего и будущего) – с 15.00 до 16.00.

Молебен Сутра золотистого цвета – воскресенье с 15.00.

Также ежемесячно проводятся хуралы по лунному календарю. Подробное расписание на каждый месяц уточняйте на официальном сайте буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге.

Экскурсии

Каждую неделю в субботу в 17:00 на территории храма проводится экскурсия по храму двумя священнослужителями – лама. На экскурсии они сообщают об истории строительства и воссоздания храма и его отличительных качествах и особенностях перед другими подобными строениями.

Также рассказывается о глубоких «корнях», куда уходит каждая частичка дацана, его реконструкции, тяжелом времени для всех буддистов в России, о том, сколько сил было и будет вложено в максимально возможное улучшение храма.

На экскурсии активно обсуждаются и служат предметом дискуссий и основные понятия буддизма, философия, которую проповедует данное религиозное течение, настолько глубоко, насколько возможно уложиться в одну экскурсию. Лама также максимально подробно отвечает на все интересующие вопросы от любопытных касательно религии и храма.

Достопримечательности рядом

Если очень хочется и договоритесь с главным ламой буддийского храма в Санкт-Петербурге, в 15-й лунный день получите «прибежище». Но дольше нескольких дней никто в дацане не проживает. Зато совсем рядом 5-этажное здание принимает паломников на проживание (кстати, там можете увидеть и разных лам). Здание не потеряете из виду – на нем много мемориальных плит, посвященных служителям местного культа.

Поблизости от Дацана Гунзэчэйнэя расположился Елагин остров. Наибольшая часть острова состоит из леса и двух недавно созданных озер. Елагина роща не включает в себя мощеные дорожки и опоясана ими только снаружи. Предназначение Елагиного острова по словам правительства Санкт-Петербурга заключается в массово доступном и культурно-просветительном месте отдыха с богатой историей.

Большую часть Елагина острова включает в себя Центральный парк культуры и отдыха имени Кирова. На территории острова часто проходят выставки, творческие мероприятия, акции и развлечения.

Именно там расположены музеи, оранжерея, библиотека, школа по ландшафтной архитектуре и даже Елагино-островский дворец. Остров Елагин пользуется большой популярностью среди туристов и творческих людей благодаря всему вышеперечисленному.

Буддийский храм Дацан Гунзэчэйнэй является одним из самых посещаемых мест в Санкт-Петербурге и объектом пристального внимания со стороны туристов. По словам губернатора и общественных деятелей, его богатое историческое и культурное наследие нельзя уменьшить. На данный момент Дацан Гунзэчэйнэй служит одним из самых важных строений для российских буддистов.

Оформление статьи: Мила Фридан

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector