Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото.

Леонардо да Винчи

Один из самых крупных и уж точно самый известный представитель искусства эпохи Возрождения. Самое крупное собрание его работ включая знаменитую «Монну Лизу» (Джаконда) хранится во французском Лувре. В эрмитаже представлены два его полотна: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Названия даны по именам бывших хозяев картин, архитектора Леонтия Николаевича Бенуа и у итальянского герцога Литта.

Здание: Большой Эрмитаж, 2-й этаж, зал № 214

Сейчас в мире осталось 14 картин, написанных непревзойденным мастером Леонардо да Винчи. В Эрмитаже выставлены две его Мадонны: “Мадонна Бенуа” и “Мадонна Литта”. Вторая из них считается самым лиричным изображением Богоматери, которое когда-либо изображали на холсте. Мастеру удалось передать женскую нежность, материнскую любовь, которую любящая мать испытывает к своему малышу. В 1864 году полотно было куплено у владельца Миланской картиной галереи графа Литта. Это сокровище Эрмитажа.

Тициан

Творчество Тициана представлено в Эрмитаже восемью произведениями, среди них “Кающаяся Мария Магдалина”. Первую версию картины художник написал по заказу в 1560 году, но она произвела такое впечатление на современников, что Тициану пришлось написать еще три варианта, в каждом из которых менялся задний план, положение рук и головы героини.

Тициан Вечеллио самый яркий представитель венецианской школы эпохи Возрождения. В коллекции Эрмитаж находятся 8 картин принадлежащих его руке. Самые известные из них: «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».

Здание: Большой Эрмитаж, 2-й этаж, зал № 221

История основания

Датой основания Государственного Эрмитажа принято считать 1764 год — именно в это время императрица Екатерина II стала обладательницей своей первой коллекции картин, написанных голландскими фламандскими художниками.

Изначально экспозиция размещалась в отдельном дворцовом флигеле, который на французский манер был назван Эрмитажем (от фр. hermitage — место уединения, приют отшельника). В XVIII веке коллекционирование имело грандиозную популярность, и именно по этой причине Екатерина II стала активно приобретать крупные собрания немецких, французских и английских коллекционеров — так Эрмитаж начал расширяться. Уже в 1771 году было принято решение построить для музейного пространства отдельное здание Большого Эрмитажа.

К 1852 году коллекция достаточно сильно разрослась, и вскоре музей был открыт для публичного посещения. Для него было построено специальное здание — нынешний Новый Эрмитаж, а вслед за ним разросся целый комплекс музеев, под единым названием Эрмитаж.

К началу XX века музейная коллекция состояла из нескольких тысяч художественных произведений и памятников, а после Октябрьского переворота она выросла еще в 4,5 раза. Вскоре были открыты новые отделы музейного комплекса — к зданию Старого Эрмитажа прибавились помещения Малого, Нового, Эрмитажного театра и, наконец, самого здания Зимнего дворца.

Эль Греко

Работы испанских мастеров представлены более чем ста шестидесятью картинами. Это собрание является самым большим за пределами Испании. Одна из картин Эль Греко – “Апостолы Петр и Павел”. Это полотно, написанное в 1592 году, по разным причинам было предано забвению почти три столетия. Она наполнена тайным смыслом и загадочными символами, о которых спорят специалисты.

ПОДРОБНОСТИ:   Необычные места в Санкт-Петербурге для молодежи

Коллекция

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия.
Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллекция т. н. скифского золота, уникальные находки из курганов Пазырыка, памятники других культур Великой Степи.

Картинная галерея «старых мастеров» отражает академические вкусы собирателей — российских императоров. В годы формирования собрания особенно ценились флорентийцы Высокого Возрождения, болонская школа, «малые голландцы», круг Рубенса и Тьеполо, французские классицизм и рококо. Итальянские и старонидерландские «примитивы», испанская и английская школы живописи при этом оказывались на периферии.

Среди жемчужин собрания старой европейской живописи: татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Святой Себастьян[pl]» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена и других.

Картины Рембрандта в Эрмитаже

Этому художнику посвящен целый зал. Каждое из полотен, представленных на всеобщее обозрение, привлекает и завораживает. В числе самых знаменитых шедевров значится “Даная”. Сюжет этой картины – явление Зевса в виде струй золотого дождя к девушке, заточенной в подземелье. Его можно увидеть в творчестве многих художников, в том числе и Тициана.

Холст на протяжении длительного времени приводил в замешательство искусствоведов, потому что на нем ярко прослеживались два стиля исполнения. Лишь когда в распоряжении экспертов оказался рентгенограф, стало все ясно. Изначально мастер изобразил свою жену — Саскию, которая позировала ему для многих работ.

Видимо скорбь художника по почившей супруге была очень сильна. На полотне появилась старуха служанка, а выражение лица ангела стало страдальческим. Несмотря на то, что Даная не вписывается в современные каноны красоты, она считается воплощением женственности и чувственности.

Ужасная история случилось в прошлом веке с “Данаей”. Субботним июньским днем 1985 года мужчина из экскурсионной группы узнал от гида, что “Даная” является одной из самых ценных картин Эрмитажа. Недолго думая, он облил полотно серной кислотой и дважды ударил по нему ножом. Казалось, что бесценный шедевр был утрачен навсегда, ведь было практически разрушено около 30% картины.

Рембрандт Харменс ван Рейн является одним из самых известных живописцев всех времён и, уж точно самым известным голландским художником. В коллекции Эрмитажа находятся по разным данным от 14 (Википедия) до 23 его работ. Самые лучшие картины мастера в музее:  «Даная», «Возвращение блудного сына». По факту получается, что две из трёх топовых работ художника хранятся в России, третья «Ночной дозор» находится в Государственном музее Амстердама.

Здание: Новый Эрмитаж, зал № 254

Здания на карте

Государственный Эрмитаж включает в себя 7 зданий:

  • Большой (Старый) Эрмитаж
  • Здание Главного штаба
  • Здание Дворца Меншикова
  • Зимний дворец
  • Малый Эрмитаж
  • Новый Эрмитаж
  • Эрмитажный театр
Зимний дворец (17541762, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли)
Зимний дворец Малый Эрмитаж Большой Эрмитаж Новый Эрмитаж Эрмитажный театр

Buildings of the State Hermitage Museum.svg

Описание изображения
Малый Эрмитаж (17641775, архитекторы Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, Юрий Фельтен, Василий Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
Большой Эрмитаж, также Старый Эрмитаж, (17711787, архитектор Юрий Фельтен)
Новый Эрмитаж (18421851, архитекторы Лео фон Кленце, Василий Стасов, Николай Ефимов)
Эрмитажный театр (17831787, архитектор Джакомо Кваренги), который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I

Караваджо

В Эрмитаже представлена всего одна работа Караваджо “Юноша с лютней”. Некоторые исследователи полагают, что имеют дело с копией оригинала. Много лет произведение выставлялось как “Лютнистка”. Тщательно исследовав произведение и биографические сведения, подтвердилась оригинальность, а значит, на ней реально изображен юноша, а прототипом послужил друг художника — Марио Миннити.

Руководители

Михаил Пиотровский

Михаил Пиотровский

Томас Гейнсборо

В нашей стране есть лишь одно полотно, принадлежащее кисти английского художника Томаса Гейнсборо, и оно выставлено в Эрмитаже. Речь идёт о “Даме в голубом”. На нем запечатлена герцогиня Елизавета де Бофор. Здесь она – сама женственность и изящество. Тем удивительнее, что ее мать слыла ярой активисткой британского движения “синий чулок”.

Служба волонтёров

В Государственном Эрмитаже существует Служба волонтёров, которая объединяет людей разных профессий в их стремлении помочь музею. Деятельность Службы направлена на помощь отделам музея и реализацию собственных проектов, посвящённых воспитанию чувства ответственности за сохранение культурного наследия России.

Ренуар

В Эрмитаже выставлено несколько полотен, принадлежащих кисти Ренуара. Одна из них — “Портрет актрисы Жанны Самари”. Произведение наполнено светом, лучезарные оттенки и переходы вызывают неподдельное восхищение. Однако история шедевра драматична. Едва написанная картина чуть не была потеряна. Ренуар писал ее для выставки, и, зная, что краски не просохли, не стал покрывать лаком.

Другие музеи Санкт-Петербурга

В XXI веке музей стал открывать представительства за рубежом. Сперва в 2000 году в лондонском Сомерсет-Хаусе открылись «Эрмитажные комнаты», затем в 2001 году в Лас-Вегасе в музее Соломона Гуггенхайма[18]. Однако оба были закрыты в 2007 и 2008 годах, соответственно. Научный и культурный центр «Эрмитаж-Италия» был открыт в 2007 году в Ферраре с целью осуществления совместной научной работы по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей.

Амстелхоф после реконструкции.

Амстелхоф после реконструкции.

Эрмитаж Амстердам (нидерл. Hermitage Amsterdam) или Эрмитаж на Амстеле (нидерл. Hermitage aan de Amstel) — выставочный центр Эрмитажа на реке Амстел в Амстердаме. Возник в феврале 2004 года в виде небольшого музея в пристройке, выходящей на канал Ниуве-Херенграхт, но в результате проведённой с марта 2007 года по июнь 2009 года реконструкция всего здания Амстелхоф под нужды музея, экспозиционные площади достигли 4000 м².

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото.

Деньги на реконструкцию Амстелхофа (39,5 миллионов евро) выделили правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, правительство провинции Северная Голландия и фонд «Giro Loterij».

Анри Матисс

Эрмитаж обладает большой коллекцией произведений Матисса, состоящей из 37 работ. Они попали сюда из частного собрания коллекционера Сергея Щукина. Он скупал картины непопулярных тогда художников, спасая первых от сожжения, а последних от голодной смерти. Щукина называли “собирателем хлама” и “несведущим в искусстве человеком”. После революции коллекция была национализирована и передана в Эрмитаж.

Время все расставило по своим местам. Жаль, что сегодня нет в живых в тех, кто столь нелестно отзывался об истинном ценителе прекрасного и вечного. Московский купец Сергей Иванович Щукин творил историю, коллекционируя произведения искусства. Впоследствии именно его собрание стало основой для экспозиции французской модернистской живописи в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Но вернемся к великому мастеру. Одна из самых его известных картин — “Танец”. Исполнение в стиле “ню” и с использованием трех красок – синей, зеленой и оранжевой, создает атмосферу семейного тепла и одновременно радости бытия. Сейчас она признана величайшим образцом модернизма.

Вышеназванный коллекционер был восхищен данной работой 1909 года. Он заказал подобное творение у художника. И уже спустя год “Танец” украшал интерьер парадной лестницы особняка мецената. Вследствие национализации его картинной галереи советской властью, вторая авторская версия “Танца” оказалась в Эрмитаже. Первая же находится в Нью-Йорке.

Документальные фильмы

  • «Взгляните на лицо». — СССР, Реж. Павел Коган, сценарист С. Соловьёв, оператор П. Мостовой, Ленинградская студия кинохроники, 1966 г.
  • «Ночной Эрмитаж». Лентелефильм, 1989 г.
  • «Эрмитаж. Путешествие во времени и пространстве» Россия 2004 г. режиссёр Владимир Птащенко
  • «Покушение на Данаю». — Россия, 2006 г.
  • «Продать Эрмитаж. Как уходили шедевры». — Россия, 2008 г.
  • «Эрмитаж — 250». Авторская программа Михаила Пиотровского. — Россия, 2013 г.

Картины Клода Моне в Эрмитаже

В Эрмитаже около 250 работ французских мастеров, творивших на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Среди них важное место занимают работы Клода Моне. Его произведение “Дама в саду Сент-Андресс” стала обложкой каталога работ этого художника, собранных по всему миру. Удивительным фактом всегда останется для потомков — умение художника тончайшим образом предавать свето-цветовую игру.

Еще один шедевр – “Мост Ватерлоо. Эффект тумана”. Сюжет полотна открывается на расстоянии. Вблизи все тонет в одном фиолетовом фоне. Лишь с двухметровой дистанции через плотный туман просачиваются загадочные очертания каменного моста, по телу могут пробежать мурашки от ощущения свежести и движения воды.

Этот яркий французский художник, не только один из основателей импрессионизма, но и сам этот термин возник с лёгкой руки журналиста Луи Леруа из за его картины «Впечатление. Восходящее солнце» описывающей восход солнца в порту Гавра. Самые известные из его полотен в коллекции Эрмитажа:  «Дама в саду» и «Мост Ватерлоо. Эффект тумана».

Здание: Здание Главного штаба, зал № 403

Пикассо

Коллекция музея была бы неполной без работ великого мастера Пикассо. Музей располагает 31 произведением мастера, среди которых поражают всякое воображение такие картины, как “Танец с покрывалами”, “Любительница абсента” и многие другие. Несмотря на то, что образы в работах Пикассо облечены в формы “скульптурности” и несколько “примитивизированны”, они обладают магией. Как описывают эксперты, труды художники относятся к архаичному искусству, поэтому являются бесценными шедеврами.

Малевич

Одна из самых известных в мире работ русского авангардизма принадлежит Казимиру Малевичу. Знаменитый “Черный квадрат” с момента своего появления является источником непрекращающихся споров и полемических рассуждений среди художественной элиты и обычных зрителей. Сегодня можно смело заявить, что налицо – явный супрематизм.

Данное направление было основано в авангардистском искусстве как разновидность абстракционизма в 1910-х годах и самим Малевичем. Для выражения идей используются простейшие геометрические формы и очертания. Сочетание разных красок и фигур под воздействием внутреннего движения образует уравновешенные композиции.

Своей работой Малевич дал толчок формированию и развитию нового направления не только в художественном, но и дизайнерском искусстве.

Кандинский

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото.

Еще ярчайшим представителем русского авангардизма и одним из основоположников абстракционизма, полотна которого выставлены в самых известных музеях мира, является русский живописец — Василий Васильевич Кандинский. В Эрмитаже отдельный зал посвящен творчеству этого художника. Его “Композиция VI” привлекает яркими красками и размашистыми мазками. Картина как нельзя лучше предает атмосферу начала прошлого века, когда в стране и в мире происходили глобальные перемены.

Эрмитаж — это не просто музей — это сокровищница мирового искусства. Здесь каждая картина — шедевр, каждый художник — гений, каждое полотно — загадка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector