Российский Этнографический музей в Санкт-Петербурге

Музей этнографии и его особенности

Стоимость билета фиксирована — 300 рублей для обычных посетителей, 100 рублей для льготной категории, куда входят пенсионеры РФ и Беларуси, студенты и курсанты государственных учебных заведений. Скидка предоставляется только при наличии подтверждающего документа (студенческий билет, удостоверение и т. д.) — его нужно предъявить кассиру.

Правом на бесплатное посещение музея могут воспользоваться:

  • Дети до 16 лет, независимо от гражданства;
  • Люди с инвалидностью I и II групп вместе с одним сопровождающим лицом;
  • Ветераны Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда;
  • Кавалеры ордена Славы, герои Советского Союза и РФ;
  • Солдаты срочной службы, участники боевых действий в локальных конфликтах;
  • Гиды и переводчики, возглавляющие группы на забронированных экскурсиях;
  • Сотрудники государственных музеев РФ;
  • Обладатели карты «Друзей этнографического музея».

Дни открытых дверей объявляются:

  • Первое воскресенье каждого месяца — для всех желающих;
  • Первый четверг каждого месяца — для студентов;
  • Каждый четверг — для курсантов военных и военно-морских училищ.

Стоимость билетов на коммерческие и привозные выставки в 2019 году начинается от 600 рублей. Льготникам предусмотрена скидка в 40%, независимо от цены.

В настоящее время в открытом доступе для посетителей 24 зала с постоянными экспозициями, и первая из них посвящена быту русского крестьянства и материальной культуре XIX века. Гостей знакомят с образцами посуды, деревянного зодчества, национального костюма и многочисленных промыслов, которыми жила и зарабатывала деревня. Отдельный зал посвящён дохристианским обрядам и праздникам — с ростовыми манекенами и утварью.

Уважение к традициям народов бывшего СССР отражено дальше — в богатых инсталляциях, посвящённых украинцам, белорусам и молдаванам. Витрины повторяют типичные для регионов элементы жилищ, белокаменных печей и яркой глиняной посуды, а прославленные Гоголем сельские ярмарки воссозданы по редким архивным фотографиям. Молдавские стенды представлены винодельческими инструментами и ткацкими станками для ковров.

Особого внимания достойны залы народов Севера и Прибалтики — яркие пятна на пёстром лоскутном «одеяле» российской карты. Чукчи-оленеводы и латыши представлены в повседневных сценках из жизни. Большой акцент делается на культурном разнообразии — шаманские верования выставлены в один ряд с прибалтийским католицизмом и протестантами, а элементы костюмов рассматриваются в доскональных деталях, буквально до каждой пуговицы.

Другой не менее интересной экспозицией порадует тема евреев, живших на территории России веками. Бесценные находки и дары из частных коллекций — основа выставок, ведь к семитским народам на протяжении всей истории относились неоднозначно, и множество артефактов не сохранилось до наших дней. Своеобразными святынями считаются предметы культа ашкенази — еврейских диаспор, живших на территории Царства Польского.

Ещё одна сокровищница — Особая кладовая, где собраны накопленные подарки дому Романовых, которые присылали со всех уголков империи. На богатейших витринах можно увидеть откуп татарских ханов в виде серебра и золота, мурманский жемчуг и бирюзу от узбекских правителей. Необычными экспонатами называют буддийские молитвенные барабаны — отделанные драгоценностями инструменты являются дарами калмыков и бурятов.

Дальше на восток — в глубины Сибири и Средней Азии, коренное население которой до сих пор сохранило аутентичные традиции и неповторимый колорит. Строгий исламский мир здесь прекрасно уживается с древней культурой, а пёстрые наряды девушек с суровыми буднями на не слишком плодородных землях. Каждый из народов в остальных залах презентуется с лучших и прославленных сторон, будь то промысел или национальный характер.

Достопримечательность находится в историческом центре Северной столицы, поэтому попасть сюда в составе экскурсионной группы или самостоятельно не составит никакого труда. Ближайшая остановка — «Инженерная» — к ней несколько рейсовых автобусов и маршруток, музей находится буквально в двух шагах. От метро «Невский проспект» идти дольше — нужно сначала пройти Михайловскую улицу и сквер, а это почти 500 метров.

Насчёт такси переживать тоже не стоит — мобильные приложения Uber, Yandex и Maxim работают бесперебойно и уже много лет. Заказывать машину бывалые туристы советуют хотя бы за 12 часов до поездки — так больше шансов получить скидки и не попасть в ситуацию, когда весь транспорт занят. Уличных извозчиков не рекомендуют никому — иногородних гостей они вычисляют моментально, и тут же взвинчивают цены в несколько раз.

Путешествуя на личном или арендованном автомобиле, нужно держаться координат навигатора — 59.937840, 30.334393. Ближайшая парковка при этом — у здания гимназии напротив. Вдоль инженерной улицы стоянка запрещена, знаки висят, но видят их не все, что становится причиной частых штрафов и увоза транспорта на эвакуаторе.

ПОДРОБНОСТИ:   Замок Ласточкино гнездо в Крыму: описание с фото

Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге был открыт по указу последнего императора – Николая Второго в честь памяти его отца, который всю жизнь посвятил изучению народных промыслов и ремесел. За 120-летнюю историю в музее изменилось многое – интенсивно пополнялись коллекции культурных ценностей, расформировывались отделы и проводились масштабные рокировки в экспозициях.

Но никогда и ни при каких условиях изменения не касались отдела, посвященного памяти Александра Третьего — коллекция предметов русской культуры, собранная им собственноручно и положившая начало основанию музея.

Экспозиция музея собрала предметы быта, картины и фотографии, которые отражают две стороны жизни Российской Империи:

  • Одна из них поражает простотой и бедностью, скромностью одежд и предметов быта;
  • Другая – роскошью и богатым убранством, характерным для торжеств и ритуалов.

Указом Николая Второго российский этнографический музей был размещен в Михайловском Дворце в центре Площади Искусств Санкт-Петербурга. Французский зодчий Карл Росси, начавший работу над созданием дома для сына Павла Первого Михаила на пустыре, настолько увлекся процессом, что создал не только потрясающий ансамбль с роскошным садом, но и две примыкающие к Невскому проспекту улицы – Михайловскую и Инженерную.

Михайловский дворец был создан в лучших культурных традициях 19-го века. Величественный архитектурный ансамбль с колоннами и лепниной отражает все великолепие и элегантность европейского классицизма. Ныне великокняжеский дворец внесен в перечень культурного достояния России.

Синий цвет — «Русский музей»     

№ 4 — Музей Этнографии, до 1934 г. входил в состав Русского музея. Является восточным флигелем Михайловского дворца.

Создание музея

Российский этнографический музей Санкт-Петербурга стоит в одном ряду с другими всемирно известными европейскими музеями. Первоначально он был лишь частью другого крупнейшего очага культуры – Государственного Русского музея. Император Николай IIстал учредителем этнографического отдела Русского музея.

По проекту предполагалось в центре Мраморного зала водрузить статую Александра III из бронзы скульптора Харламова Матвея Яковлевича. Различные сцены народной жизни в виде бронзового горельефа должны были окружать скульптуру с трех сторон. Но воплощению этих замыслов в жизнь помешала первая мировая война и революция 1917 года.

Инициатором и человеком, продвигающим процесс открытия этнографического музея, стал в январе 1902 года  Самуил Дудин – путешественник, художник, фотограф, собиратель предметов исторической культуры.

Этнографический отдел Русского музея изначально не был открыт для свободного посещения, это произошло лишь в 1923 году. А 1934 год можно по праву считать временем начала самостоятельной деятельности музея этнографии.

«Место прописки» этнографического музея – здание, которое также является памятником истории и архитектуры. Строительство помещений демонстрирующих этнографические экспонаты, осуществлялось по проекту известного архитектора Свиньина Василия Федоровича и заняло по времени довольно длинный период (1902-1913 гг.). Интересен тот факт, что это сооружение стало первым российским зданием, специально построенным для музейной деятельности.

Что посмотреть?

В музее находится, пожалуй, один из самых красивейших выставочных залов культурной столицы — Мраморный, возведенный в традициях греко-римского перистиля: внутреннего двора, с 4 сторон окруженного крытой колоннадой. Для отделки постройки площадью почти 1000 кв. м использовался отечественный розовый мрамор.

Также в музее есть экспозиции традиционной культуры россиян, белорусов, украинцев, армян, грузин, азербайджанцев; работают выставки «Славяне Восточной Европы. Человек в этнокультурном пространстве» и «Особая кладовая», представляющая изделия из драгоценных металлов. Помимо этого, в музее открыт Детский этнографический центр, где ребят в игровой форме знакомят с народной культурой, фольклором и декоративно-прикладным искусством.

Выставочные залы этнографического музея поражают своей масштабностью. Свыше 7000 м² отданы под постоянные выставки и экспозиции, к которым можно приплюсовать еще 2000 квадратных метров – для временных демонстраций экспонатов. И это, не считая помещений для хранения и служебных нужд, площадь которых составляет 5000 м².

Но интересны, конечно, не огромные площади, а выставочные предметы, собранные под сводами этнографического музея. Различные области народной культуры отражены в экспонатах: архитектура (городская и сельская), быт, религия, художественное творчество и ремЁсла.

ПОДРОБНОСТИ:   Парки в пригородах Петербурга для изумительных прогулок

Основная часть экспозиций относится к российской культуре 19-20 века. В музейной сокровищнице находится более 500 000 наименований. Национальные костюмы, предметы быта, атрибуты проведения религиозных обрядов, холодное оружие, музыкальные инструменты, ювелирные украшения, каменные, металлические, керамические изделия – вот далеко не полный перечень всех демонстрируемых экспонатов.

Просматривая композиции разных отделов музея, можно получить довольно полную картину жизни людей прошлых столетий.Некоторые экспонаты уникальны, ведь они выполнены в единичном экземпляре.

Существуют выставочные элементы, сделанные в натуральную величину, что не может оставить ни одного посетителя равнодушным (например, грандиозные постройки прошлых веков).

История и фотографии

Идея создать Этнографический музей народов России возникла в Санкт-Петербурге, в недрах Императорского Русского географического общества. Первый шаг — открытие Всероссийской этнографической выставки в Москве; коллекции, представленные на ней, позже стали храниться в музее. Дата его основания 1895 г.

Николай II и члены его семьи, увлеченные коллекционеры, стали одними из первых фондообразователей Российского этнографического музея, среди экспонатов которого дары из личных коллекций Дома Романовых.

Один из самых интересных музеев Санкт-Петербурга, а точнее, Петрограда появился благодаря воле последнего русского царя Николая II. Император в 1895-м году решил увековечить память своего недавно скончавшегося отца мемориальными выставками, посвященными, как правлению самого Александра III, так и всем народам, скорбевшим о потере государя. Среди инженеров объявили закрытый конкурс, продлившийся почти два года, где и победил архитектор Свиньин.

Строилось здание фактически 13 лет — только в 1916-м году были частично завершены отделочные работы, из Европы привезены дорогие витрины и специальная мебель из редких пород дерева, которое выдерживало бы суровый петербуржский климат. Однако никаких торжественных открытий не было — все экспонаты решили показывать только приближённым ко двору Романовых и почётным зарубежным гостям — послам и артистам.

Октябрьская революция окончательно решила судьбу выставок — к 1923-му году они стали народным достоянием, правда с некоторыми изменениями в экспозициях. Излишние упоминания об Александре III были удалены, а залы полностью заняли богатейшие этнографические коллекции Русского музея. Статус самостоятельного учреждения оформился в 1934-м, через 10 лет после разрушительного наводнения, из-за которого пришлось ремонтировать половину залов.

За войну и блокаду Ленинграда музей был на грани полного разрушения — как минимум четырежды он попадал под немецкие бомбардировки, а один из снарядов разорвался в главной галерее. Здание решили законсервировать, и ремонтные работы продлились почти 15 лет — не без помощи коллег из Москвы смотрители восстанавливали утраченные коллекции, проявляли чудом сохранившиеся плёнки и заново отстраивали залы со сгоревшими перекрытиями.

В 1970-х расширенный Музей народов СССР получил статус научно-исследовательского центра. От него по всей стране организовывались экспедиции на Крайний Север, Кавказ и другие удалённые регионы. Благодаря самоотверженному труду этнографов, коллекции пополнились на сотни тысяч единиц хранения. Большинство экспонатов — ценнейшие подлинники, изготовленные вручную с соблюдением всех старинных технологий, многие из них давно утрачены.

После распада Советского Союза музей включили в список объектов Культурного Наследия РФ. Сегодня учреждение работает по нескольким ключевым направлениям — изучение и сохранение народного наследия страны, а также масштабная просветительская работа. Ежемесячно здесь проводятся лектории и семинары, в том числе с приглашёнными из-за рубежа профессорами, музей активно налаживает связи с десятками стран, включая Азию и Латинскую Америку.

Интересные факты

Центральной частью мемориальной экспозиции по изначальной задумке Николая II должен был стать огромный бронзовый памятник Александру III, выполненный в античной стилистике. Сбыться планам не удалось — после 1917-го года все изображения августейшего отца были уничтожены, вместе с гипсовым эскизом будущего монумента. С тех пор единственный уцелевший бронзовый памятник «царю-миротворцу» в Санкт-Петербурге стоит рядом с Мраморным дворцом.

Одновременно со строительством музейного здания далеко в Германии готовилось беспрецедентное для страны оборудование — дезинфекционная камера. Помещение предназначалось для «консервации» и антисептической обработки поступающих экспонатов, которых уже на момент открытия насчитывалось несколько тысяч.

Мраморный зал этнографического музея — жемчужина не только архитектурной, но и нетривиальной инженерной мысли. Высота свода в нём — 17 метров, потолочные блоки лежат на 28 колоннах, вес каждой — более 20 тонн. Весь нижний уровень — горельеф протяжённостью 96 метров, где каждая скульптура из 183 ростовых фигур — представитель конкретной народности. С «натуры» вылеплен только один образ — это портрет великого русского писателя Льва Толстого.

В рамках изучения культурных феноменов Русского Севера в 2004–2005-м годах была организована беспрецедентная экспедиция «От Белого моря до Берингова пролива». В течение нескольких месяцев отряды этнографов на всех видах транспорта — по земле, воде и воздуху, посетили сотни полузабытых деревень, монастырей и природных объектов. Путешествие легло в основу нескольких масштабных исследований, пополнивших экспозиционные витрины.

Каждый вторник в стенах музея проводится уникальная программа, задача которой — познакомить людей с культурой и бытом народов России. Сюда приглашаются лекторы из Сибири и Кавказа, устраиваются живые концерты этнической музыки, конкурсы, театрализованные выступления и мастер-классы ремесленников, работающих в прикладном жанре. Доплачивать за посещение не нужно — за редким исключением всё включено в стоимость билета.

ПОДРОБНОСТИ:   Музеи Казани, которые обязательно стоит посетить

После событий 2014-го года один из залов, посвящённых российскому Югу, получил новое название — «Народы Кавказа и Крыма». Вернувшийся домой полуостров пополнил постоянные выставки витринами о быте и истории крымско-татарских поселений. Впрочем, основная экспозиция продолжает расширяться и сегодня, а экскурсоводы регулярно напоминают, что история отдельно взятых этносов развивается непрерывно вместе с огромной страной.

Жизнь музея сродни жизни человека. Бывают взлеты и падения, расцвет и разруха. Этнографический музей не исключение. Например, всего через год после открытия его для свободного посещения, в 1924 году более 100 000 экспонатов были затоплены в подвалах во время наводнения. Пять долгих лет ушло на восстановление помещений и реставрацию.

Во время Великой Отечественной войны музей был разбомблен частично, в результате чего были утрачены многие экспозиции, среднеазиатская, например, с ее уникальными выставочными предметами. После войны этнографический музей был восстановлен не сразу, а только в 1948 году. Именно в этот период был упразднен Музей народов СССР и его фонды достались в наследство вновь названному Государственному музею этнографии народов СССР.

Особая кладовая

Славянская культура всегда славилась любовью к кропотливой работе и почитанием богов, сначала языческих, а позже – православных. Но, среди икон и вышитых рушников, языческих идолов и выбитых на камне рун есть совершенно особые экспонаты, напоминающие о сказах Бажова и мастерах, создающих чудо из камней-самоцветов.

Очень много посетителей отдают предпочтение осмотру одного их отделов этнографического музея, который на протяжении своей столетней истории менял названия: «Комната-сейф», «Бронированная кладовая», «Особая кладовая». Этот фонд предназначен для хранения особо ценных экспонатов. Изначально это были дары для царской семьи от знатных особ всех народов России.

Здесь можно посмотреть такие выставочные предметы:

  • атрибуты для буддийских культов;
  • оружие кавказцев с богатой отделкой из серебра;
  • украшения для коней от бухарского эмира;
  • подносы с ювелирными изысками российских мастеров для подношения хлеба и соли и многое другое.

Одно из весовых оснований для помещения экспоната в «Особую кладовую» – его материальная ценность: жемчуг, драгоценные камни и металлы.

Музей в наши дни

Не секрет, что в настоящее время возрождаются некоторые виды народного творчества. Многим людям интересно не только познакомиться с тем или иным ремеслом, но и лично сотворить свой маленький рукотворный «шедевр».

Для таких посетителей этнографического музея создана так называемая «школа ремесел», где каждый желающий под руководством опытного мастера может попробовать свои силы в создании небольшой поделки или сувенира. Гончарное ремесло, искусство вышивки, лозоплетение, художественная роспись могут стать доступными и понятными, если вы будете четко следовать рекомендациям учителей ремесленного искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector