Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида

Общие положения, законодательные акты, регулирующие процесс

Индивидуальная программа реабилитации, в сокращенном варианте (ИПР) – социальная адаптация (СА) инвалида, состоящая из набора реабилитационных мероприятий, процедур, комплексов, нагрузок, которые рекомендованы претенденту с инвалидностью по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Этот план включает в себя как список самих мероприятий, так и формы, объемы, сроки, методы и порядок их реализации.

В такой комплекс объединяет в себе рекомендации в сфере:

  • труда;
  • обучения;
  • медицины;
  • социальной адаптации;
  • реабилитации.

Основная задача, преследуемая реабилитационной программой, адаптированной для инвалидов – создание мер и возможностей для возобновления или возмещения тех функций, что были нарушены или утрачены ранее и необходимы претенденту в дальнейшем для выполнения определённых видов деятельности (обучение, работа).

В ИПР включают все требуемые пациенту мероприятия, определяют список нужных ему средств реабилитации и адаптации, помогающих адаптироваться в обществе, вести полноценную независимую жизнь.

По статистике, каждый десятый гражданин Российской Федерации имеет инвалидность в той или иной степени тяжести. Чтобы облегчить жизнь таким людям, помочь им с адаптацией в окружающей среде, существует Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в РФ”.

Согласно закону, реабилитация является совокупностью мероприятий, направленных на частичное или полное восстановление утерянных по причине инвалидности возможностей человека.

Основными целями проведения реабилитации являются:
  • Возобновление по мере возможности физических функций организма и поддержание здоровья, ускорение процесса выздоровления;
  • Предотвращение осложнений в состоянии здоровья.

С начала 2016 года в силу также вступил новый закон об абилитации инвалидов. Процесс абилитации направлен не на возобновление утерянных функций, а на приобретение тех навыков, что помогут личности комфортно существовать в окружающем мире при условии особенностей его организма.

В зависимости от цели и формы проведения реабилитация инвалидов разделяется на:
  • Индивидуальную;
  • Комплексную;
  • Социальную;
  • Медицинскую.

ИПРА или индивидуальная программа реабилитации включает ряд процедур, направленных на улучшение состояния и интеграции в общественность. ИПРА составляется индивидуально под потребности личности.

Предоставление ИПРА лицам с инвалидностью является обязанностью государства и специализированных организаций. Инвалид имеет право отказаться от такой реабилитации по собственному желанию.

Программа включает в себя следующие меры:
  1. Предоставление необходимой медицинской помощи в виде посещения хирургов и терапевтов, поездок в лечебные санатории, обеспечения техническими средствами, протезирование и ортезирование;
  2. Помощь с реализацией в профессиональной сфере деятельности. Оценка трудовых способностей инвалида, подбор подходящей сферы деятельности. Обучение новым специальностям, помощь с поиском вакансий, трудоустройством и адаптацией на новом месте;
  3. Социальная поддержка: предоставление услуг юриста, психолога и помощь с реализацией подопечного в сфере общественной жизни, полная социализация;
  4. Помощь в получении среднего и высшего образования;
  5. Участие в оздоровительных и спортивных мероприятиях.
Обычно ИПРА формируется на год или 2, иногда на пожизненный срок. Для детей программа длится до их достижения совершеннолетия или полного восстановления.

Комплексной реабилитацией называют процесс восстановления утраченных в результате полученной травмы навыков при помощи специалистов разных направлений.

В рамках такой программы инвалид и его окружение проходят следующие мероприятия:
  • Пациенты получают необходимую психологическую и эмоциональную поддержку, которая направлена на улучшение их ментального здоровья и отношения к жизни. Благодаря этому направлению реабилитации специалисты помогают подопечным снова почувствовать любовь и интерес к окружающему миру, желание жить полноценно и получать удовольствие;
  • Проведение развлекательных мероприятий, направленных на досуг, развитие и коммуникацию лиц с инвалидностью;
  • Специалисты занимаются образованием и приобщением своих подопечных к труду.

Также целью комплексной реабилитации является связь с общественностью, направленная на изменение отношения людей к тем, кто обладает ограниченными возможностями.

Направлена на формирование комфортной окружающей среды для инвалида исходя из его индивидуальных потребностей. В рамках социальной реабилитации специалисты детально изучают потребности и особенности организма их подопечного.

На основе результатов этого изучения они адаптируют жилое помещение личности, обучают пациента и его семью комфортному существованию в новых условиях, помогают ему сформировать новые навыки в бытовой и социальной сферах.

Программа медицинской реабилитации включает в себя 3 следующих направления:
  1. Замена протезами тех частей тела, которые были утрачены в результате несчастного случая;
  2. Предоставление ортезов для предотвращения нарушений или ухудшения состояния опорно-двигательной системы;
  3. Реконструкция утраченных или деформированных частей тела хирургическим путем.

Для детей с врожденной или приобретенной инвалидностью проводят специальную программу абилитации, в рамках которой они получают навыки, позволяющие им в полной мере контактировать с окружающей средой и развиваться.

Главной задачей является полное восстановление физического и ментального здоровья ребенка. Если же восстановить здоровье полностью невозможно, то специалисты стараются уменьшить последствия инвалидности.
Детская абилитация включает в себя такие направления:
  • Активное приобщение детей с инвалидностью к социальной и культурной жизни. Для них организовывают экскурсии в музеи, посещение театральных выступлений, концертов и т.д.;
  • Предоставление необходимого медицинского обслуживания, лечебных массажей, спортивных занятий и других действий для улучшения физического состояния;
  • Помощь с адаптацией в бытовой среде;
  • Проведение развивающих мероприятий.

Наличие документа ИПРА помогает получить медицинскую, социальную и техническую помощь для реабилитации инвалида полностью или частично за счет государства.

Чтобы получить ИПРА, необходимо:
  1. Посетить терапевта в районной больнице;
  2. Получить от врача “Направление на МСЭ организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь”;
  3. Пройти комиссию МСЭ через их филиал;
  4. После прохождения комиссии получить документ можно в БМСЭ – бюро медико-социальной экспертизы.

На основе решения экспертизы МСЭ определяют, какие реабилитационные мероприятия необходимы конкретному человеку. Комиссию проходят в специализированном бюро, но при особо тяжелых случаях есть возможность получить от лечащего врача-терапевта разрешение на прохождение МСЭ в домашних условиях.

Карта разработана на основании многих Федеральных законов, нормативных актов и объединяет некоторые области. В России актуальна форма ИПРА от 31 июля 2015 г. Вначале документа отображены личные данные гражданина, состоящие из нескольких частей:

  • в первой — сведения о человеке (анкетные данные), его образовании (общее и профессиональное);
  • во второй — данные о профессиональной деятельности, специальности, квалификации и должности;
  • третья часть информирует, какая у человека группа инвалидности, каковы противопоказания по труду.

Еще, в программу ИПР для инвалидов, добавлен пункт для дополнительной информации. Он предназначен для:

  • опекунов;
  • людей, не имеющих гражданства;
  • людей, переехавших из РФ;
  • граждан без жилья.

Рядом отображена информация о сроке, в течение которого она действует. Прописано заключение (оно является основой для формирования карты).

Дальнейший раздел подробно описывает существующие виды реабилитации.

Утвержденная форма

Приложение N 2к приказуКомитетапо делам образованиягорода Челябинскаот 18 января 2019 г. N 47-у

График предоставления информации и получения выписок по мероприятиям ИПРА детей-инвалидов ответственным специалистом в ЦППМСП г. Челябинска

Район

Ф.И.О.

Должность

График

Калининский

Алферова Анна Сергеевна

Учитель – дефектолог

Вторник

Курчатовский

Саночкина Елена Николаевна

Учитель – дефектолог

Вторник

Ленинский

Калинина Марина Викторовна

Педагог – психолог

Вторник

Металлургический

Дмитриева Вера Геннадьевна

Социальный педагог

Вторник

Советский

Карпова Елена Валентиновна

Учитель – логопед

Пятница

Тракторозаводский

Чуфарова Татьяна Анатольевна

Педагог – психолог

Пятница

Центральный

Чуклина Елена Степановна

Педагог – психолог

Пятница

Приложение N 4к приказуКомитетапо делам образованиягорода Челябинскаот 18 января 2019 г. N 47-у

Форма предоставления информации

                об исполнении образовательной организацией,

                  ЦППМСП, возложенных на них мероприятий

                  индивидуальной программой реабилитации

                          или абилитации инвалида

                 и индивидуальной программой реабилитации

                      или абилитации ребенка-инвалида

                 федерального государственного учреждения

                       медико-социальной экспертизы

___________________________________________________________________________

      (наименование и адрес федерального государственного учреждения

    медико-социальной экспертизы, в которое направляется информация об

     исполнении мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой

     реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой

               реабилитации или абилитации ребенка-инвалида

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида

       (далее соответственно – ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида))

     (наименование и адрес ОО, ЦППМСП, предоставляющего информацию об

        исполнении мероприятий, возложенных на него ИПРА инвалида,

                          ИПРА ребенка-инвалида)

        (контактные данные работника ОО, ЦППМСП, уполномоченного на

   предоставление информации об исполнении мероприятий, предусмотренных

         ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида (Ф.И.О., должность,

                 номер телефона, адрес электронной почты)

1. Общие данные об инвалиде (ребенке-инвалиде)

ПОДРОБНОСТИ:   Достопримечательности Серпухова и окрестностей

                   ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида)

                        N___ к протоколу проведения

             медико-социальной экспертизы гражданина N _____

                       ________от “___” _____ 20___ г.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида

1. Фамилия, имя, отчество (при наличии): __________________________________

2. Дата рождения: день _________________ месяц ____________ год

3. Возраст  (число  полных  лет  (для ребенка  в  возрасте  до 1 года число

полных месяцев): __________________________

4. Адрес     места    жительства     (при   отсутствии   места   жительства

указывается  адрес  места  пребывания,   фактического    проживания      на

территории   Российской   Федерации,   место  нахождения  пенсионного  дела

инвалида   (ребенка-инвалида),   выехавшего  на  постоянное  жительство  за

4.5. населенный пункт (4.5.1 городское поселение __________________________

4.6. улица: _______________________________________________________________

4.7. дом/корпус/строение: / /

5. Лицо без определенного места жительства: _______________________________

6. Лицо без постоянной регистрации ________________________________________

7. Контактная информация: _________________________________________________

7.1. Контактные телефоны: _________________________________________________

7.2. Адрес электронной почты: _____________________________________________

8. Страховой номер индивидуального лицевого счета: ________________________

2. Данные об исполнении мероприятий,

                       предусмотренных ИПРА инвалида

                          (ИПРА ребенка-инвалида)

2.3. Данные об  исполнении   мероприятий,  возложенных  ИПРА   инвалида

    (ИПРА ребенка-инвалида) на ОО, ЦППМСП

Наименование мероприятия

Исполнитель мероприятия

Дата исполнения мероприятия

Результат выполнения мероприятия (выполнено/не выполнено)

Условия по организации обучения

Общеобразовательная программа

Адаптированная основная образовательная программа

Специальные педагогические условия для получения образования

Психолого-педагогическая помощь

Психолого-педагогическое консультирование инвалида и его семьи

Педагогическая коррекция

Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса

3. Причины неисполнения мероприятий,

Инвалид  (ребенок-инвалид)  либо законный (уполномоченный) представитель не

ИПРА инвалида – что это

обратился  в  соответствующий  орган государственной власти, орган местного

самоуправления,  организацию  независимо от организационно-правовых форм за

предоставлением    мероприятий,   предусмотренных   ИПРА   инвалида   (ИПРА

ребенка-инвалида).

Инвалид  (ребенок-инвалид)  либо  законный  (уполномоченный)  представитель

отказался   от   того   или   иного   вида,  формы  и  объема  мероприятий,

предусмотренных       ИПРА      инвалида      (ИПРА      ребенка-инвалида).

отказался от реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в целом.

Иные  причины  неисполнения   мероприятий,  предусмотренных  ИПРА  инвалида

(ИПРА  ребенка-инвалида),  при  согласии  инвалида  (ребенка-инвалида) либо

(указываются причины неисполнения мероприятий)

Дата направления информации: “__” ________ 20___ г.

Руководитель

(уполномоченный заместитель

руководителя) ОО, ЦППМСП __________ (подпись)           (фамилия, инициалы)

    Форма заполняется ОО путем внесения сведений об исполнении мероприятий,

предусмотренных   ИПРА   инвалида  (ИПРА  ребенка-инвалида).  Часть  данных

отмечается  условным  знаком  “X”,  вносимым  в  соответствующие  квадраты,

свободные строки предназначены для текстовой информации.

    Данные  раздела  1  “Общие данные об инвалиде (ребенке-инвалиде) должны

соответствовать данным выписки из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).

    В   графах   таблиц   раздела  2  “Данные  об  исполнении  мероприятий,

    графа 1 – наименование мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА

ребенка-инвалида);

    графа   2  –  исполнитель  мероприятия – организация независимо  от  ее

организационно-правовой формы;

    графа   3  –  дата  исполнения  реабилитационного  или  абилитационного

мероприятия, предусмотренного ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида);

    графа 4 – делается запись “выполнено” и указываются реквизиты контракта

(соглашения,  государственного задания) на предоставление; реабилитационных

или   абилитационных  мероприятий,  включая  оказание  медицинской  помощи,

обеспечение  техническими  средствами  реабилитации  (при  его наличии) или

делается запись не выполнено.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) разрабатывается медицинской комиссией в бюро МСЭ. Собственно, это и есть результат работы этой самой комиссии. Если человека признали инвалидом – значит должна быть составлена эта карта.

Какую информацию содержит документ:

  1. Анкетные данные инвалида – его полное имя, дату рождения, возраст и пол. В карте галочкой отмечается наличие российского гражданства и подробный адрес (если человек не имеет определенного места жительства это тоже отмечается), контактный телефон;
  2. Часть раздела ИПР посвящена полной информации об учреждении, которое направило человека на комиссию;
  3. В ИПР указывается профессия и стаж работы инвалида, его квалификации на момент освидетельствования, состоит или нет на учете в центре занятости;
  4. Далее идут сведения о присвоенной в результате экспертизы группе, причинах инвалидности и дата ее установления, впервые или нет разработана карта, степени ограничения к разным сферам жизнедеятельности;
  5. Большая часть карты посвящена подробному описанию реабилитирующих мероприятий, включающих профобразование, необходимость в реконструктивной хирургии и протезировании, санаторно-курортном лечении;

Важно! В карте инвалид ставит свое согласие на содействие в поисках подходящей для него работы.

  1. Медкомиссия в индивидуальной программе реабилитации размещает заключение о стойкости нарушения функций в результате заболевания или травмы и рекомендует мероприятия по социальной и медицинской реабилитации. В таблице, содержащей рекомендации, указано, кто должен исполнить эти конкретные пункты. Особенно важен раздел, посвященный техническим средствам реабилитации и протезно-ортопедическим изделиям.

Карта должна быть разработана комиссией в 30дневный срок с момента установления инвалидности. Чтобы ее разработали, нужно подать соответствующее заявление в МСЭ. Лучше написать его в двух экземплярах и на втором потребовать поставить отметку о принятии. Так вы получите хоть какую-то гарантию, что процедура не затянется надолго.

В 2015 году была утверждена стандартная форма, образец которой будет приведен ниже. Индивидуальная программа реабилитации, стабилизации и адаптации инвалида включает в себя обязательные разделы, которые определяют информацию о претенденте и другие обязательные сведения.

Индивидуальная программа реабилитации, социальной адаптации инвалида должна включать в себя обязательные разделы:

  1. Личная информация. Она объединяет сведения об образовательном, профессиональном, квалификационном уровне претендента, включает набор ограничений к трудовой деятельности.
  2. Медицинская реабилитация. Она несет в себе:
  • элементы восстановительной терапии;
  • средства реконструктивной хирургии;
  • способы протезирования и ортезирования;
  • обеспечение средствами медицинского восстановления;
  • санаторно-курортное оздоровление.
  1. Социальная адаптация. Этот раздел включает в себя сведения по таким вопросам, как:
  • информирование, консультирование в вопросе реабилитации;
  • юридическая поддержка инвалида 1, 2, 3 групп;
    патронаж семьи социально культурного и социально психологического направления;
  • обучение адаптации к бытовой, общественной деятельности;
  • подбор оптимальных технических средств для общественно-бытовой деятельности;
  • психологические реабилитационные мероприятия;
  • социокультурные средства восстановления;
  • спортивное восстановление.
  1. Профессиональное реабилитационное приспособление. В этот раздел ИПР входит следующий набор сведений, услуг:
  • сведения о противопоказаниях и рекомендации по допустимым условиям;
  • профессиональная ориентация претендента;
  • переобучение или первичное получение профессионального образования;
  • помощь, способствующая трудоустройству;
  • технические реабилитационные средства для профобучения.
  1. Психолого-педагогический набор реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление лиц в возрасте до 18 лет. Он включает в себя план действий по:
  • получению дошкольного образования;
  • получению общего среднего образования;
  • психолого-коррекционной работе;
  • приобретению технических средств реабилитации.
  1. Заключительная часть. В ней содержатся сведения об исполнителях, средствах и формах реализации плана, сроках его воплощения и результатах уже проведенных мероприятий.

Зачем нужна карта?

Реабилитационная программа для инвалидов отображает все его потребности. Она в полной мере извещает, где и как можно получить помощь. Решить все вопросы по восстановлению и компенсации пострадавшего. Еще, это важное звено бюрократического аппарата. Без нее человека с ограниченными возможностями невозможно оформить в центре занятости населения. Отсутствие карты препятствует человеку выучиться, получить специальность, устроиться работать.

Реабилитационная программа государства предполагает получение больными необходимых ТС. Если у инвалида нет ИПРА, то он лишен этих возможностей.

ИПРА. Выдана ФГУ МСЭ.

  • Карта №… от 10.10.2013 года.
  • ФИО.
  • Когда родился (дата).
  • Адрес проживания.
  • Номер телефона.
  • Группа — 1,2,3.
  • Ограничения способностей.
  • Как появилась инвалидность.
  • Сведения для реабилитации.

Ниже располагается список, где отмечаются способности (к передвижению, самообслуживанию, общению, обучению и другие).

  • ИПР выдана первый раз или повторно. Действует до…(число).
  • Проведение очередной аттестации (число).
  • ИПР выдана (дата).

Затем указывается список всех видов реабилитаций, предназначенных пациенту. Сроки их проведения. Указывается исполнитель мероприятий. Делаются отметки о выполненных (невыполненных) мерах.

Ниже представлен реестр ТСР, необходимых человеку.

Справка. Все пункты, в которых нужно указать срок проведения мер, должны содержать начало и окончание их проведения. Или должна быть запись «бессрочно».

Когда человеку выдается этот документ, он должен с ним тщательно ознакомиться. Изучить все предлагаемые мероприятия, технические средства реабилитации. Если все устраивает, то можно поставить подпись.

В случае, если человека что-то не устраивает, можно не расписываться. Необходимо указать причину отказа.

Эксперты комиссии дорабатывают документ с учетом возражений (для граждан всех групп инвалидности).

Если же больной в очередной раз выражает недовольство относительно предлагаемой программы, то ему можно направиться в суд. Там он может опротестовать вердикт врачей по предложенной программе.

На сегодняшний день, индивидуальную программу детей – инвалидов (и взрослых людей) можно получить в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ), к которому относится заболевший. В любой районной поликлинике есть специализированный отдел, занимающийся ее созданием.

ПОДРОБНОСТИ:   Что посмотреть в Сингапуре за 2 дня

Оформить карту для детей можно на один — два года, или до исполнения 18 лет. В новую программу вписываются все меры реабилитации, необходимые больному. Если есть необходимость внесения дополнительных сведений или требуется переделать имеющиеся данные, то нужно снова пройти экспертизу, чтобы обновить информацию.

ИПРА ребенка — инвалида мало отличается от утвержденной формы ИПРА взрослого человека (ранее, был представлен образец заполнения карты взрослого). Карта содержит те же пункты. Разрабатывают и выдают ее федеральные государственные учреждения МСЭ после комплексного обследования.

В новой форме индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида для детей появились обновления согласно Приказу Министерства Труда РФ от 01.01.2016 года (то есть, если инвалид оформляет карту, к примеру, в 2017 году, то она носит название «ИПРА», а не «ИПР»).

  • Еще, появилась статья, содержащая мероприятия по укреплению здоровья – физкультура, спорт.
  • Раздел с перечнем ТСР.

Этот перечень ТСР содержит еще 2 подраздела:

  1. услуги и ТСР, финансирование которых берет на себя федеральный бюджет;
  2. услуги и ТСР, выделенные местными властями или купленные на деньги заболевшего, сторонних организаций.
  • Список различных услуг (социальная, транспортная и другие). Этот пункт открыт, то есть в него вписывают индивидуально необходимые виды помощи.

Справка. Перечисленный перечень предоставляется государством даром. Пункты 1- 3 представлены также и в программе взрослого человека.

  • Меры профессиональной реабилитации. Раньше этот пункт был лишь в карте у взрослого инвалида.

Программу реабилитации подростка тоже составляют в двойном экземпляре. Один из них передают пациенту либо его законному представителю.

Есть несколько видов реабилитации.

  1. Дети проходят адаптацию в тех же условиях, в которых они были до присуждения инвалидности.
  2. Лечебные профилактические мероприятия происходят в новых условиях.
  3. Социальная адаптация (СА) производится в специальном медицинском учреждении.

Лечат детей только после разработки индивидуальной программы. Ее разрабатывают врачи МСЭ, учитывая все особенности пациента. Главной задачей реабилитационных мероприятий является восстановление здоровья несовершеннолетних. Для этого эксперты:

  • определяют его потенциал;
  • оценивают динамику развития пациента;
  • выявляют потребность в том или ином лечении;
  • создают индивидуальную программу для несовершеннолетнего гражданина.

В обществе, интересы детей — инвалидов занимают приоритетное место. Потому что, именно в раннем возрасте, можно плодотворно скорректировать болезни, вылечить маленьких пациентов. Государство гарантирует выполнение своих обязательств перед детьми – инвалидами.

Эксперты БМСЭ разрабатывают индивидуальную программу реабилитации и отправляют выписку из карты в отдел образования.

Отдел образования начинает действовать после получения выписки:

  • подготавливает список необходимых для маленького пациента мероприятий;
  • назначает того человека, кто будет следить за обеспечением выполнения мероприятий в школе или детском саду;
  • назначенному лицу (исполнителю) передает этот перечень;
  • периодически принимает у исполнителя отчет о проделанной работе;
  • перенаправляет отчет в БМСЭ.

Школа (или детский сад):

  • исполняет требования реестра, которые можно осуществить в учебном заведении;
  • подготавливает отчет для педагогически — психологического центра медицинской и социальной (ПМС) помощи.

Он представляет собой бумагу, которая выглядит следующим образом.

Учет выполнения мероприятий по реабилитации

ФИО пациента________________________________________

Класс_______________________________________________

№ программы, действительна (с какого числа, по какое)__________

Получил реестр (число)__________________________________

Сдал ведомость (число)__________________________________

ФИО родителя, опекуна__________________________________

Контактный номер______________________________________

Затем указаны занятия, проведенные с инвалидом:

  • беседа больного и его семейства с врачом – психологом;
  • психологическая и педагогическая коррекция (ППК);
  • ППК в процессе обучения.

Еще, фиксируются данные о выполненных занятиях, ставится число.

В конце отчета указываются контактные данные школы или детского сада, график работы, контактный телефон и фамилии (ия) людей, выполняющих работу с больным подопечным.

Аналогично выглядит программа больных детей в школе. У нее есть некоторые дополнения, указано:

  • адаптированное образование;
  • специальная педагогическая подготовка.

В отчете есть социальный раздел, где подробно описаны некоторые пункты:

  • с кем живет больной;
  • полная ли семья;
  • ФИО родителей, место работы и другие данные;
  • количество детей в семье;
  • доходы семьи;
  • взаимоотношения родителей;
  • кто дома занимается с больным, делает уроки;
  • какое поведение у пациента дома;
  • режим дня;
  • какой досуг.

В заключительной части обязательно указываются исполнители (кто реализует рекомендованные мероприятия программы). Ставятся подписи и дата (в том числе, эту графу заполняет классный руководитель).

ПРИКАЗ

от 18 января 2019 года N 47-у

Об организации работы с ИПРА (индивидуальной программой реабилитации или абилитации) ребенка-инвалида в 2019 году

С целью исполнения приказа Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социально защите инвалидов в Российской Федерации” (ч. 9 ст. 11), приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 N 486н “Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм” (далее – ИПРА) и на основании соглашения N 3/10 от 31.12.2015/13.01.

2016 о взаимодействии между Министерством образования и науки Челябинской области и Федеральным казенным учреждением “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области” Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам взаимодействия при оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее – Соглашение), приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 03.02.

2016 N 01/269 “Об исполнении органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, возложенных на них мероприятий ИПРА инвалида и ИПРА ребенка-инвалида ФГУ МСЭ”, приказа Комитета по делам образования г. Челябинска от 25.05.2016 N 885-у “Об исполнении образовательными организациями мероприятий ИПРА инвалида и ИПРА ребенка – инвалида ФГУ МСЭ”

1. Утвердить Порядок получения, разработки и реализации мероприятий ИПРА ребенка-инвалида (инвалида) (приложение 1).

2. Назначить отдел обеспечения общего образования (Мельникова Т.А.) муниципальным оператором, ответственным за получение у регионального оператора ИПРА, их передачу в ЦППМСП г. Челябинска для организации работы и передачу информации об исполнении мероприятий ИПРА региональному оператору ГБОУ “Областной центр диагностики и консультирования” (Кондакова О.Н.).

1) обеспечить своевременное предоставление информации и получение выписок по мероприятиям ИПРА детей-инвалидов, обучающихся на территории района ответственным специалистом, в соответствии с графиком (приложение 2);

2) своевременно предоставлять информацию о выполнении мероприятий ИПРА ребенка-инвалида в соответствии с формами и порядком исполнения мероприятий (приложение 4) в срок 2 месяца и 10 рабочих дней до окончания срока действия ИПРА муниципальному оператору;

3) обеспечить консультирование и сопровождение семей с детьми-инвалидами, обучающимися на дому родителями и получающими компенсацию затрат на обучение;

Как организовать оформление?

Если человек давно имеет группу инвалидности, прошел процедуру освидетельствования, переосвидетельствования, то ему не нужно писать заявление на получение карты. Комиссия автоматически формирует индивидуальную программу. Таков установленный порядок.

Инвалид берет у лечащего врача (хирурга, ортопеда или другого врача) направление на экспертизу. Это справка № 088/у-06.

Индивидуальная программа реабилитации для инвалида заполняется после вынесения соответствующего решения медико-социальной экспертизы. Образец карты предоставят по месту признания инвалидности, а именно в БМСЭ. Выбирать придется то отделение Бюро медико-социальной экспертизы, которое обслуживает пациентов по конкретному участку, району.

Стоит также заметить, что не все пациенты с инвалидностью могут оформить карту в Бюро МСЭ районного значения. Например, инвалидность по зрению получают в специализированных офтальмологических подразделениях МСЭ. Там же им выдаются формы карты индивидуального плана реабилитации инвалида, образец которого вы найдете ниже.

Сроки

Программа ИПР создается на различные временные промежутки — 12 месяцев, 24 месяца или без ограничений по времени. В случае реабилитации ребенка с инвалидностью период действия ограничивается одним или двумя годами, а также до момента совершеннолетия.

Если после оформления окончательной версии документа требуется его дополнение или внесение правок, составляется направление (форма №088/у-06). Далее человек отправляется на МСЭ с целью получения новой ИПР.

ИПР должна быть разработана в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления. Обновлять ее нужно каждый год, независимо от того установлен ли срок освидетельствования самой инвалидности. Следовательно, если даже группа установлена бессрочно, то карту нужно будет составить повторно.

Несмотря на то, что в Постановлении Правительства № 965 дается четкая рекомендация по проработке карт ИПР каждому инвалиду, на практике все не совсем так. В отдельных случаях специалисты БМСЭ просят родителей детей инвалидов, а также самих лиц с ограниченными возможностями, подписать заявление на отказ от разработки программы реабилитации.

ПОДРОБНОСТИ:   Упражнения реабилитация после артроскопии коленного сустава

Ели есть противоречия при заполнении

Согласие с каждым разделом ИПР претендент должен засвидетельствовать лично своей подписью. В случае если претендент не согласен с набором мероприятий или исполнителем, считает список неполным, то нужно в конце карты указать: «С содержанием карты ИПР не согласен, по причине…».

Чтоб оспорит действия сотрудников районного бюро МСЭ нужно подать соответствующее заявление с указанием нарушения в Главное бюро МСЭ региона. К жалобе нужно прикрепить копию карты. После повторного обследования и личной беседы с заявителем, компетентный орган выносит заключение по спорному вопросу.

В случае, когда требования были обоснованы, то их учитывают при составлении новой карты. Новый текст реабилитационного плана должен удостоверить председатель экспертной комиссии своей подписью и печатью ГБМСЭ. Для оспаривания решения ГБМСЭ региона нужно подать заявление в бюро медико-социальной экспертизы федерального уровня, следующая инстанция — Министерство здравоохранения и социального развития. Решение компетентным органом принимается в месячный срок.

Основные моменты:

  • Инвалид может оспорить действия сотрудников бюро МСЭ в вышестоящих инстанциях.
  • В суд можно обращаться на любом этапе решения спорного вопроса.
  • Перечень реабилитационных мероприятий, включаемых в карту, не может быть меньше минимального набора услуг, средств, мероприятий, утвержденного федеральным законодательством.
  • Инвалид, его законный представитель вправе отказаться от отдельных частей или всего плана в целом.
  • При отказе от рекомендованной карты ИПР претендент теряет право на компенсацию стоимости реабилитационных мероприятий.

Приложение N 1. Порядок получения, разработки и реализации мероприятий ИПРА ребенка-инвалида (инвалида)

ПРИКАЗ

4. МКУ “ЦОДОО”, СП МКУ “ЦОДОО” обеспечить координацию взаимодействия между ЦППМС района и образовательными организациями, создав организационно-управленческие условия для исполнения мероприятий ИПРА ребенка-инвалида (инвалида) в образовательных организациях района.

1) назначить ответственного в образовательной организации за реализацию ИПРА ребенка-инвалида в части психолого-педагогической реабилитации и абилитации;

Назначение ИПР

2) ознакомить ответственного с Порядком получения, разработки и реализации мероприятий ИПРА ребенка-инвалида (инвалида);

3) обеспечить реализацию возложенных на образовательную организацию мероприятий ИПРА ребенка инвалида в части психолого-педагогической реабилитации и абилитации, в соответствии с Порядком (приложение 1);

4) руководитель образовательной организации несет персональную ответственность за своевременное получение ИПРА в ЦППМСП района и за предоставление отчетов по реализации плана мероприятий ИПРА обучающихся в образовательной организации.

6. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя председателя Комитета Манекину Л.Ю.

ПредседательКомитетапо делам образованиягорода ЧелябинскаС.В.ПОРТЬЕ

Настоящий Порядок получения ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида, разработки и реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации инвалида, ребенка-инвалида, выдаваемых ФГУ МСЭ (далее – порядок) разработан на основании соглашения N 3/10 от 31.12.2015/13.01.2016 о взаимодействии между Министерством образования и науки Челябинской области и Федеральным казенным учреждением “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области” Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам взаимодействия при оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее – Соглашение), приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 03.02.

2016 N 01/269 “Об исполнении органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, возложенных на них мероприятий ИПРА инвалида и ИПРА ребенка-инвалида ФГУ МСЭ” и устанавливает порядок получения, разработки и реализации Комитетом по делам образования г. Челябинска, ЦППМСП г.

1) получает ИПРА на основании письма Министерства образования и науки Челябинской области “О получении ИПРА ребенка-инвалида…” у Регионального оператора;

2) регистрирует полученные ИПРА в Реестре (форма в приложении 3) в Журнале учета и выдачи ИПРА исполнителю мероприятий;

3) передает ИПРА детей-инвалидов представителям ЦППМСП районов г. Челябинска для дальнейшей организации работы;

4) за 2 месяца и 10 рабочих дней до окончания срока ИПРА ребенка-инвалида осуществляет сбор информации о реализации ИПРА от ответственных специалистов ЦППМСП районов г. Челябинска по форме (приложение 4) в бумажном и электронном вариантах;

5) предоставляет информацию об исполнении ИПРА детей-инвалидов за 2 месяца до ее окончания Региональному оператору.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида

1) получают ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), проживающего на территории соответствующего района г. Челябинска, в соответствии с графиком (приложение 2);

2) регистрируют полученные выписки из ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) в журнале регистрации или базе данных, отражающих передачу ИПРА исполнителю и срок окончания ИПРА инвалида (ребенка-инвалида);

3) разрабатывают и исполняют с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов мероприятия ИПРА инвалидов (детей-инвалидов), обучающихся на дому родителями самостоятельно и получающих компенсацию затрат на обучение;

4) осуществляют контроль сроков исполнения ИПРА детей-инвалидов, обучающихся на дому родителями и получающими компенсацию затрат на обучение;

5) организуют для исполнения направление выписок из ИПРА инвалидов (детей-инвалидов), обучающихся в образовательных организациях района;

6) оказывают содействие образовательным организациям в определении условий по организации обучения детей-инвалидов (определении ООП, АООП, специальных педагогических условий для получения информации);

7) передают информацию об исполнении мероприятий ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) муниципальному оператору за 2 месяца и 10 рабочих дней по установленной форме (приложение 4) в бумажном (впоследствии в электронном) варианте.

1) получают выписки из ИПРА инвалидов (детей-инвалидов) в ЦППМСП района;

2) разрабатывают и реализуют с согласия родителей (законных представителей) мероприятия ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), рекомендованные ФГУ МСЭ по созданию условий по организации обучения (ООП, АООП, специальные педагогические условия для получения образования) и психолого-педагогической помощи (консультирование инвалида (ребенка-инвалида) и его семьи, педагогической коррекции, психолого-педагогического сопровождения учебного процесса). Разработку мероприятий ИПРА рекомендуем проводить на заседании ПМП консилиума образовательной организации;

3) предоставляют в ЦППМСП района информацию о выполнении мероприятий ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) за 3 месяца до окончания срока действия ИПРА в бумажном (впоследствии – электронном варианте) по форме (приложение 4);

4) возвращают ИПРА выпускников 9-х и 11 (12)-х классов в ЦПМСП района независимо от срока завершения ИПРА с отчетом по выполненным мероприятиям.

Вопрос финансирования

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

Проблема финансирования программ ИПР лежит на государственном или региональном бюджетах РФ. В первом случае деньги выделяются для покупки технических устройств и оплаты услуг, включенных в специальный государственный перечень. Остальные средства, не входящие в федеральный список и необходимые для проведения восстановительных мероприятий, финансируются из регионального бюджета.

При покупке технического или иного оборудования, предусмотренного программой ИПР за собственные деньги, инвалид вправе рассчитывать на компенсацию. Ее размер определяется Приказом Минздравсоцразвития РФ.

При оформлении индивидуальной программы реабилитации у инвалидов (детей или взрослых), а также их представителей часто возникают вопросы по оформлению услуги. Рассмотрим их подробнее:

  1. Что делать в случае несогласия с рекомендациями ИПР? Человек вправе отказаться полностью или частично от указанных в программе мероприятий. Такой шаг влечет за собой ряд последствий — невозможность получения компенсации за технические средства и процедуры, предоставляемые бесплатно, а также отказ уполномоченных органов от ответственности.

Заключение

ИПРА нужна каждому гражданину, который имеет серьезные проблемы со здоровьем. С ее помощью, инвалид может изменить свою жизнь к лучшему (если выполнять список рекомендаций врачей, проходить лечение):

  • определить для себя план лечения;
  • добиться положительных сдвигов в борьбе с болезнью;
  • улучшить свое самочувствие;
  • скорректировать лечение программы;
  • получить положенные государством льготы, выплаты;
  • обретет возможность полностью вылечиться.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида

Все меры программы применяются для формирования полноценной жизни людей. Чтобы они не испытывали дискомфорт в обществе, имели возможность учиться, работать, несмотря на свои физические недостатки и болезни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector