Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже

Как добраться и где остановиться

Прежде чем попасть в Ангкор Ват (Angkor Wat), вам придется прилететь в Камбоджу. Прямых рейсов из городов России до Камбоджи нет, поэтому добраться сюда можно только с пересадками.

В город Сиемреап, в непосредственной близости от которого находится разрушенный город Ангкор, расположен аэропорт международного значения, который принимает рейсы из Китая, Кореи, Сингапура, Вьетнама, Таиланда и некоторых других азиатских стран. Наиболее популярным рейсом считается Сиемреап – Бангкок, но этот перелет обойдется в довольно крупную сумму, поэтому намного дешевле добираться с двумя-тремя пересадками через Вьетнам или Китай либо же лететь до столицы Камбоджи, а дальше двигаться на общественном автобусе либо же такси.

Если же вы планируете лететь до города Сиемреап, а потом размещаться в гостинице города на несколько дней, то забронируйте номер заранее. Таким образом вы обеспечите себе бесплатный трансфер из аэропорта к гостинице и обратно.

Из столицы – города Пномпень – можно добраться по воде. Такое путешествие одновременно является и неплохой экскурсией, позволяющей познакомиться с местным бытом и укладом жизни. Билеты на водный транспорт приобретаются в гостиницах на ресепшене либо же в туристических агентствах. Примерное время в пути – около 6 часов.

До города Сиемреап можно добраться на автобусе. Причем сюда неплохо организовано сообщение как внутри страны, так и с соседними государствами (Таиланд, Вьетнам). Самые дешевые билеты на камбоджийские рейсы.

Если вы не хотите задумываться над тем, как добраться до достопримечательностей Камбоджи, то во многих туристических агентствах нашей страны есть экзотические экскурсии как по главным историческим объектам Камбоджи, так и отдельно в старинный город Ангкор. Вы можете взять двух-трехдневный тур и ни о чем больше не переживать, наслаждаясь путешествием в далекую и загадочную азиатскую страну.

Добраться до храмового комплекса можно из Пномпеня (240 км) или из Сием-Рипа (6 км). Именно Сием-Рип пользуется наибольшей популярностью среди туристов, поскольку в последнее время здесь активно развивается туристический бизнес. Для удобства посещения Ангкор-Ват, посмотреть на который ежегодно отправляются сотни тысяч туристов, здесь построен аэропорт международного значения, а удобство для посетителей без проблем обеспечат масса современных отелей. Добираться до храмового комплекса отсюда довольно просто. Что и обусловило такую популярность среди туристов.

Храмовый комплекс Ангкор-Ват находится в 5,5 км к северу от современного города Сием Рип.

Этимология и написание

Храм Ангкор-Ват является символом национальной гордости и изображается на флаге Камбоджи с 1863 года

Храм Ангкор-Ват является символом национальной гордости и изображается на

флаге Камбоджи

с 1863 года

Монахи перед прудом в Ангкор-Вате

Монахи перед прудом в Ангкор-Вате

Название «Ангкор» происходит от санскритского слова ‘нагара’ (санскр.: नगर [nagara][20]), имеющего в этом языке единственное значение — «город». По-кхмерски оно произносится ‘ноко’ (кхмер.: នគរ [nɔkɔɔ] — «империя, королевство, страна, город, город-государство»[21]), однако благодаря метатезе в разговорной речи оно превратилось в ‘онгкоа’.

Слово «онгкоа» созвучно с близким крестьянам понятием урожая и буквально переводится как «сырой, обмолоченный рис» (кхмер.: អង្ករ [ʔɑŋkɑɑ])[источник не указан 607 дней]. Как можно видеть, и фонетически, и на письме его очень сложно отличить от имени собственного «Ангкор» или ‘Онгко’ (кхмер.: អង្គរ [ʔɑŋkɔɔ] — «город», «столичный город», «Ангкор»)[21].

Следует понимать, что «Ангкор» — это не историческое название, исконно присущее данной области королевства Камбоджа. Оно возникло гораздо позже, когда здешние места были давно покинуты кхмерскими правителями, утратили свою роль столичного региона и стали приходить в упадок. Тем не менее, здесь всегда оставались жить люди, поэтому Ангкор долгое время сохранял значение важного экономического центра и крупного города, что позднее нашло отражение в топониме.

К этому необходимо добавить, что в кхмерском языке существуют различные понятия для обозначения города, главного города провинции или региона, мегаполиса, а также столичного города и, даже более того, столицы королевства и демократического государства. Так, имея в виду Пномпень кхмеры часто говорят просто ’тикронг’ (кхмер.: ទីក្រុង;

Слово «Ват» восходит к палийскому выражению ‘ваттху-арама’ (пали: वय्य्हु आराम — «место, где построен храм»), обозначавшему священную землю монастырской обители, но во многих странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос, Камбоджа) оно давно имеет более широкое значение, относясь к любому буддистскому монастырю, храму или пагоде.

По-кхмерски название храма Ангкор-Ват произносится ‘Онгковоат’ (кхмер.: អង្គរវត្ត [ʔɑŋkɔɔ voat]). В подавляющем большинстве источников оно трактуется как «город-храм», «городской храм» или даже «столичный храм»[23]. В действительности, поскольку название «Ангкор» с XV—XVI[24] веков употреблялось как имя собственное, оно не требует перевода так же, как, например, название города Астана, и наиболее точное его толкование — «Ангкор-храм» или «Храм Ангкор»[14].

В русском языке ныне принято написание Ангкор-Ват, хотя иногда встречаются варианты Ангкор Ват[23][25][26][27] и Ангкорвоат[13].

Правила поведения в храмовом комплексе

Храмовый комплекс Ангкор – главная достопримечательность Камбоджи – не ограничен одним лишь храмом Ангкор Ват. На гигантской площади, что он занимает, в 208 гектар размещено еще большое количество интересных исторических построек, ведь старинный город Ангкор был довольно большим населенным пунктом, в котором проживало более 100 000 человек.

Правда, жилые постройки до настоящего времени не сохранились, ведь строились они из древесины. Разрушенный временем город находится примерно в 5 километрах от главного храма Angkor Wat. Там же сохранились и более мелкие храмы, которые отстраивались из туфа и песчаника: Та-Пхром, Ангкор-Тхом, Та-Прум, Байон, терраса слонов и Преа-Кан.

ПОДРОБНОСТИ:   Комплекс упражнений для шеи по методике доктора шишонина

Территория комплекса огорожена по периметру латеритовой стеной, с наружной стороны которой вырыт ров шириною в 250 метров, который можно перейти по специальной мощеной из песчаника дорожке длиной 250 метров и шириной 12 метров.

С 2015 года на территории комплекса Ангкор-Ват введены более строгие правила поведения.

Туристам запрещено:

  • Залазить на строения;
  • Повреждать исторический памятник;
  • Курить;
  • Делать селфи на фоне монахов;
  • Женщинам нельзя приближаться к монахам и касаться их;
  • Женщинам и мужчинам — посещать храм в одежде, открывающей плечи или колени;
  • Подавать милостыню нищим.
  • Нарушение этих правил может привести к штрафу, выдворению с территории храмового комплекса или аресту.

Архитектура и оформление

воздух, землю и воду. Территория комплекса окружена пышной зеленью и надежно защищена со всех сторон рвом с водой. Ширина рва составляет более 100 м. Через него проложен каменный мост, соединяющий прямоугольный «остров» с сушей. Далее дорога ведет к главному входу. Центральные ворота и лицевая сторона сооружения ориентированы на запад. К восточной стороне Ангкор Вата также есть дорога, но она менее заметна, и найти ее можно, воспользовавшись услугами проводника.

Всю территорию храма приходится обходить пешком, транспорт здесь запрещен.

Ангкор Ват расположен таким образом, что при взгляде на него с любой стороны всегда видны только три башни из пяти. Это доказывает мастерство архитекторов того времени. Башни и ярусы соединены между собой лестницами, перекрещивающимися между собой галереями, крытыми переходами. Образующееся таким образом внутреннее пространство поделено на многочисленные, квадратной формы, внутренние дворики.

Стены галерей и коридоров, колонны и лестницы покрыты барельефами, резьбой и росписью. Потолочные перекрытия украшены изображениями лотоса и затейливыми узорами. На территории комплекса сохранилось множество статуй диковинных животных, мифических героев и реальных исторических персонажей.

Первый ярус самый большой, состоит из нескольких галерей и переходов. Стены украшены многочисленными изображениями. Здесь находятся 8 панно, общая протяженность которых более 800 м. Основные «сюжеты» — битвы богов, период правления великого Сурьявармана II и многочисленные сражения за могущество империи. Несколько панно посвящены сценам из эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна». Внешняя стена выполнена в виде двойного ряда колонн.

В конце каждой галереи есть угловые павильоны. Два павильона соединены с главными галереями. Еще два оканчиваются неглубокими нишами в стене. Когда-то эти углубления также были украшены барельефами, но со временем они стерлись и едва заметны.

Надвратные башни главного входа соединены с башнями второго яруса с помощью переходов. Между ними расположены четыре внутренних дворика, которые в сезон дождей наполняются водой и служат бассейнами. Внутренние стены галерей выполнены в виде колонн, сквозь которые видны дворики-бассейны. На противоположных стенах, между окон с фигурно выточенными столбиками, вырезаны фигурки тысяч небесных танцовщиц (апсар). В длинных коридорах установлено множество статуй.

В месте пересечения галерей (с севера на юг) установлены угловые колонны с надписями на неизвестном языке. С обеих сторон на втором ярусе расположены библиотеки, каждая из которых имеет по четыре входа.

В самом «сердце» третьего яруса находится центральная башня (65 м). Это самое высокое сооружение комплекса. Она олицетворяет собой мифическую гору Меру – жилище верховных кхмерских богов. Вокруг нее по периметру расположены башни поменьше. Верхушки их похожи на бутон лотоса – символ чистоты и просветления. Фигурки деват (полубогинь) украшают стены третьего яруса.

Отсюда открывается необычайной красоты вид на окружающие окрестности. С 2010 года, с целью сохранения памятника, внесены изменения в правила посещения Ангкор Вата. На верхний ярус храма разрешено пускать одновременно не более 100 человек. Во время всех буддийских праздников верхние галереи закрыты для посетителей. Есть ограничения и в одежде: плечи и колени должны быть прикрыты.

Очень популярны среди туристов встречи восхода и заката на территории Ангкор Вата. Залитый лучами солнца Ангкор Ват выглядит особенно величественно.

Большинство маршрутов начинаются и заканчиваются именно в храме. Для посещения и осмотра комплекса нужно выделить не менее 6-8 часов. Не менее популярны среди туристов и другие достопримечательности Ангкора.

А напоследок посмотрите интересный фильм про это грандиозное сооружение!

АвторСергей Петров

Интересуют горящие туры?

Посмотрите, какие варианты есть на ваши даты. Сайт мониторит предложения от 120 фирм. Есть удобная система для поиска и фильтрации предложений. Все цены окончательные. Перелет и проживание уже включены. Цены начинаются от 6 000 рублей с человека.

Для читателей сайта LHTravel есть полезные советы.

Макет храма

Макет храма

Главный вход в храм

Главный вход в храм

Фотография храма Ангкор-Ват, сделанная в 1866 году Эмилем Гзеллем

Фотография храма Ангкор-Ват, сделанная в 1866 году Эмилем Гзеллем

Храм построен в так называемом ангкорианском стиле, характерном для этапа зрелости и утончённости на пути развития кхмерской архитектуры, и несёт также выраженные черты влияния индуистской. Относится к типу «храм-гора», характерному для культовых сооружений Камбоджи[9].

Кхмерские храмы не были местом собрания верующих, а служили местом обитания богов, и доступ в их центральные строения был открыт исключительно представителям религиозной и политической элиты. Ангкор-Ват отличает то, что он предназначался также для захоронения царей.

Храм представляет собой прямоугольную конструкцию размером 1500×1300 м и занимает площадь 200 га, включая расположенный по периметру ров 190 м шириной. Комплекс состоит из большого внешнего двора, огороженного стеной, и центральной платформы, на которой возведено сооружение из трёх концентрических строений, — собственно храм. Вход в храм находится с западной стороны[9]. От входной башни к храму ведёт дорога, которую обрамляют парапеты со скульптурами семиглавых змей[9].

ПОДРОБНОСТИ:   Псковская область, Печоры и Псково-Печерский монастырь

Архитектура Ангкор-Вата органично сочетается с его скульптурным оформлением. Скульптуры здесь играют архитектоническую роль. На трёх ярусах обходных галерей храма размещаются барельефы на темы индуистской мифологии, древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», а также на тему кхмерской истории.

Варианты экскурсионных программ

Те, кто выстраивает маршрут экскурсии по Ангкору, обязательно интересуются Большим и Малым экскурсионным кругом. Каждый круг начинается с осмотра самого главного храма Ангкор Ват.

Малый круг – это самый распространенный, популярный, считающийся классическим, маршрут осмотра храмового комплекса Ангкор, который выбирают те, у кого есть только один день на осмотр мировой достопримечательности. Если смотреть на экскурсионную карту Ангкор Ват, то этот маршрут обозначен зеленым цветом.

— Angkor Wat;

— Ангкор Том (комплекс более десятка наиболее крупных храмов центральной части);

— Пном Бакенг;

— Баксей Чамкронг.

Протяженность Малого круга – около 17 километров.

— Пре Руп;

— Та Сом;

— Неак Пеан;

— Преа Кан;

— Восточный Мебон.

После их посещения, если верить путеводителям и отзывам, вы опять переместитесь на Малый круг и вернетесь к главному храму Ангкор. Двигаясь по большому кругу, вы больше будете переезжать между достопримечательностями, чем двигаться в пешем порядке.

На третий день обычно остаются самые дальние храмы Ангкора, добраться до которых порою довольно проблематично, особенно если вы не арендовали транспорт, ведь множество из них находится на расстоянии около 50-70 километров от главного комплекса. Если у вас есть три дня, то удобнее всего будет двигаться по уже сложившимся у туристов маршрутам.

В том случае, когда у вас есть больше времени, вы можете самостоятельно разрабатывать дневные экскурсионные маршруты, менять посещение храмов и вообще делать все так, как вам нравится.

Строительные технологии

Верхняя галерея Ангкор-Вата.

Верхняя галерея Ангкор-Вата.

Необычный угловой барельеф

Необычный угловой барельеф

Камни, из которых сложено сооружение, чрезвычайно гладкие, почти как полированныймрамор. Кладка осуществлялась без раствора, при этом камни настолько плотно пригнаны друг к другу, что швы между ними иногда невозможно отыскать. Каменные блоки иногда не имеют никаких соединений и удерживаются только под тяжестью собственного веса. В некоторых случаях используется соединение на шип, а также «ласточкин хвост».

Предположительно, камни устанавливались на место с использованием силы слонов, которые служили подъёмной силой в блочном механизме с использованием канатов из койра.

Анри Муо отмечал, что большая часть камней имеют отверстия диаметром 2,5 см и глубиной 3 см, причём чем больше каменный блок, тем больше на нём отверстий. Точное назначение этих отверстий неизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что эти отверстия предназначались для соединения камней друг с другом с помощью металлических стержней, другие выдвигают теорию, что в эти отверстия вставлялись временные нагели, которые служили для облегчения управлением перемещения камня во время монтажа.

По большому счёту — все поверхности, колонны, перемычки и даже крыши покрыты резьбой. Километры рельефа показывают сцены из индийской литературы, включая изображения единорогов, грифонов, крылатых драконов, везущих колесницы, отрядов воинов, предводительствуемых лидерами верхом на слонах, обворожительных танцовщиц со сложными изысканными причёсками. Стены галерей украшены более тысячью квадратных метров барельефов.

В некоторых стенах Ангкора имеются отверстия, что может свидетельствовать о том, что стены ранее были украшены бронзовыми листами. Это считалось особым изыском в древние времена, но такие украшения становились главной целью для грабителей.

Для строительства комплекса использовано огромное количество песчаника, сопоставимое с количеством, ушедшим на строительство пирамиды Хефрена в Египте (более 5 миллионов тонн). Песчаник привозился из каменоломен на плато Кулен[уточнить]сплавом по реке Сиемреап (англ. Siem Reap River). Подобная транспортировка должна была производиться с большой осторожностью, чтобы избежать опрокидывания чрезвычайно тяжеловесного груза.

Делались современные оценки, по которым выходило, что строительство в наше время заняло бы не одну сотню лет[35]. Однако, Ангкор-Ват был начат вскоре после вступления Сурьявармана II на престол, а закончен вскоре после его смерти, то есть спустя не более чем 40 лет.

Во время раскопок в Кхаджурахо Алекс Иванс, каменщик и скульптор, воссоздал каменную скульптуру около 1,2 м высотой. У него ушло около двух месяцев, чтобы высечь её из камня[36]. Навыки, которые были необходимы для создания подобных скульптур, были развиты за сотни лет до этого, что подтверждается находками, датированными периодом до VII века, то есть до того, когда к власти пришли кхмеры[35][37].

На что обратить внимание

Как бы вы не хотели, а не увидеть главную достопримечательность комплекса – Ангкор Ват – невозможно. Этот храм-гора возвышается над остальными постройками в самом центре комплекса. Узнать его можно по пяти башням-шишечкам. Считается, что из любой точки всегда видны все пять пик. Это самый посещаемый храм Ангкора. Здесь всегда толпятся туристы в поисках красивых и необычных видов для фото.

Второй по популярности постройкой считается местная Библиотека. Перед библиотекой имеется небольшой водоем, у которого можно отдохнуть во время экскурсии.

Та-Пхром – еще одно посещаемое и излюбленное место у туристов. Это храм-монастырь, который имеет довольно странную планировку. В настоящее время территория этого строения сильно заросла, да не просто травой, а вековыми деревьями с мощными ветвистыми стволами. Та-Пхром уже на протяжении почти ста лет пытаются расчистить от растительности и сделать более доступным для посещения туристами, но джунгли не хотят оставлять это место. Каждый, кто побывал в Та-Пхром, оставляет восторженные отзывы об этом романтичном и с виду заброшенном храме.

ПОДРОБНОСТИ:   Карта Ейска, где находится Ейск на карте мира

Еще одним популярным объектом, собирающим хвалебные отзывы, считаются Галереи барельефов. На территории вокруг Angkor Wat их восемь (по две с каждой стороны) и отдельно выделяющийся Холл Тысячи Будд. Каждая галерея отличается от прочих впечатляющими барельефами практически от пола до потолка, которые ни разу не повторяются. В Холле Тысячи Будд, как уже становится ясно, имеются барельефы, статуи и изображения Будды в различных вариантах и всевозможных размерах.

Наиболее интересные барельефы, привлекающие внимание тысячи туристов и постоянно собирающие возле себя толпы людей, относятся к мистической и загадочной тематике ада и рая на земле: Пахтанье Молочного океана, Галерея ада и рая, Битва богов и т.д.

Сколько стоит?

Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже

Так как посещение комплекса храмов чаще всего планируется на несколько дней, то входные билеты здесь предусмотрены нескольких видов. Так, вы можете купить билет на однодневную экскурсию за 20 долларов.

Желающие подольше задержаться на территории Ангкора приобретают билет на трехдневную экскурсию за 40 долларов. Билет действителен в течение недели, поэтому вы можете входить на территорию храмового комплекса не три дня подряд, а разбить посещение по удобном графику.

Также можно купить недельное посещение комплекса за 70 долларов (билет действителен в течение месяца).

Примечания

  1. Краткая географическая энциклопедия / А. А. Григорьев. — М.: Советская энциклопедия, 1960. — Т. 1. — С. 96.
  2. Советская историческая энциклопедия / Е. М. Жуков. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т. VI. — С. 894.
  3. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: А. — М.: Азбука-классика, 2004. — Т. 1. — С. 262. — 574 с. — ISBN 5352011194.
  4. Полевой В. М.Популярная художественная энциклопедия: архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — Т. 1. — С. 31, 304, 305. — 200 000 экз.
  5. Зарубежная Азия — Юго-Восточная Азия / Пучков П. И.. — М.: Мысль, 1979. — С. 98. — 301 с. — (Страны и народы).
  6. Мосяков Д. В.История Камбоджи, XX век. — М.: Институт востоковедения РАН, 2010. — С. 29, 621. — 739 с. — (История стран востока. XX век). — ISBN 978-5-89282-404-0.
  7. Л. А. Седов. Ангкорская империя: социально-экономический и государственный строй Камбоджи в IX-XIV вв. — М.: Наука, 1967. — С. 41, 223, 243. — 258 с. — 1700 экз.
  8. Чичагов В. П.Инженерная геоморфология древнего мегаполиса Ангкор-Ват и её экологические последствия // Инж. геогр.: Инж.-геоморфол. аспекты: Тез. докл. межгос. конф., Вологда, 13—17 сент., 1993. Ч. 2.. — Вологда, 1993. — С. 29—31.
  9. 12345678Ангкор-Ват // Большая российская энциклопедия. — 2005. — Т. 1. — С. 683. — ISBN 5-85270-329-X.
  10. Мьянма, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Таиланд // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2009 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк. — М. : ПКО «Картография» : Оникс, 2010. — С. 132—133. — ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография). — ISBN 978-5-488-02609-4 (Оникс).
  11. Вьетнам, Лаос, Камбоджа // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 1999 г. ; отв. ред.: Т. Г. Новикова, Т. М. Воробьёва. — 3-е изд., стер., отпеч. в 2002 г. с диапоз. 1999 г. — М. : Роскартография, 2002. — С. 150—151. — ISBN 5-85120-055-3.
  12. Атлас мира. Азия (зарубежные страны). М., ГУГК, 1984
  13. 12Карта Кампучии. М 1:1 000 000 М., ГУГК, 1980 (рус.). Архивировано 1 февраля 2013 года.
  14. 12Этимология названия «Ангкор» (рус.). Архивировано 1 февраля 2013 года.
  15. Adia and Africa Today / Институт народов Азии (Академия наук СССР), Институт востоковедения (Академия наук СССР), Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, Институт востоковедения (Российская академия наук), Институт Африки (Российскаия академия наук), Движение за сотрудничество и солидарность народов Азии и Африки. — Изд-во восточной лит-ры, 2005. — С. 62.
  16. Всеобщая история архитектуры: Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX в / Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры (Академия архитектуры СССР), Научно-исследовательский институт теории истории и перспективных проблем советской архитектуры, Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры. — Изд-во Академии архитектуры СССР, 1971. — С. 220—223. — (Всеобщая история архитектуры).
  17. Всеобщая история искусств: кн. 1-2 / Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств (Академия художеств СССР), Веймарн Б.В.. — Искусство, 1961. — С. 299—301. — (Всеобщая история искусств).
  18. Ангкор-Ват // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  19. Ангкор-Ват (неопр.). Словарь изобразительного искусства, 2004-2009. Дата обращения 23 декабря 2012.Архивировано 25 декабря 2012 года.
  20. Санскритско-английский/англо-санскритский словарь (неопр.).
  21. 12Кхмерско-английский/англо-кхмерский словарь (неопр.).
  22. Ангкор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. — Т. Ia.
  23. 12Миго, А. Кхмеры. М. «Наука», 1973.
  24. Charles Higham, The Civilization of Angkor, Phoenix, 2001. Page 2.
  25. Ожегов, С. С., Проскурякова, Т. С., Хоанг Дао Кинь. Архитектура Индокитая. М. «Стройиздат», 1988.
  26. Рыбакова, Н. И. Искусствоя Камбоджи, М., 1977.
  27. Берзин, Э. О. Первые тайские государства на территории Таиланда в книге Юго-Восточная Азия В XIII—XVI веках, М., «Наука», 1982
  28. Angkor Wat, 1113–1150 (англ.). The Huntington Archive of Buddhist and Related Art. College of the Arts, The Ohio State University. Дата обращения 30 декабря 2012.Архивировано 5 января 2013 года.
  29. Glaize, The Monuments of the Angkor Group стр. 59.
  30. Higham, The Civilization of Angkor стр. 1—2.
  31. 12Welcome to CambodiaАрхивировано 27 октября 2011 года.
  32. 12Freeman, Michael and Jacques, Claude (1999). Ancient Angkor. River Books. ISBN 0-8348-0426-3. p. 49.
  33. Glaize, The Monuments of the Angkor Group, p. 61.
  34. 12Freeman, Michael and Jacques, Claude (1999). Ancient Angkor. River Books. ISBN 0-8348-0426-3. p. 50.
  35. 12Time Life Lost Civilizations series: Southeast Asia: A Past Regained (1995) p. 67-99, 116, 117, 132, 133
  36. «Lost Worlds of the Kama Sutra» // History Channel
  37. Scarre, Chris editor «The Seventy Wonders of the Ancient World», p. 81-85 (1999) Thames
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector