Троице-Сергиева лавра ⛪ в Сергиев-Посаде, официальный сайт, где находится монастырь Сергия Радонежского, расписание служб, лавра зимой фото

Возрождение страны

Основал монастырь преподобный Сергий Радонежский в XIV веке. Жил святой очень скромно, молился, трудился и воспитывал учеников, но оказалось, что для своего времени он стал одним из главных людей в России!

В те годы Русская земля была поделена на княжества, которые всё время друг с другом воевали. Это называется междоусобица. Князья без конца ссорились, выводили друг против друга войска, а порой и сами убивали людей, даже своих родственников. Это очень ослабило наш народ. Слабостью пользовалась Золотая Орда, которая тогда правила Русью: ордынские ханы всё время требовали дань, совершали набеги на наши города, сёла, деревни, грабили, убивали и жгли всё подряд.

Иногда русские князья побеждали захватчиков, порой против Орды восставали целые города. Тогда гнёт становился слабее. Но для большого сражения, которое бы совсем освободило наш народ от тяжёлого ига, время ещё не наступило. Сил было мало. Не хватало грамотных людей и книг. Даже простых ремесленников, мастеров было днём с огнём не найти. Монашеская традиция тоже была в упадке. А некоторых князей даже устраивала власть Орды — руками ханов они расправлялись со своими соперниками.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Преподобный Сергий Радонежский

В те времена монастырь преподобного Сергия был ещё совсем небольшим. Маленькая деревянная церковь, монашеские кельи, несколько хозяйственных построек, а вокруг — глухие леса, в которых ни души. Порядки в монастыре были такие строгие, а жизнь такая непростая, что даже старший брат Сергия Радонежского Стефан не выдержал и ушел жить в московский монастырь.

Монахи зарабатывали на жизнь своим трудом, пожертвований не брали. Сам преподобный Сергий, хоть и был сыном знатного боярина, трудился больше всех: каждый день ходил за два километра с вёдрами, чтобы с утра принести братьям воды, и плотничал, и дрова рубил, и одежду шил, и еду для братии готовил.

К простому и мудрому игумену приезжали за советом люди со всей страны. Преподобный жил один в лесной чаще, но когда к нему приходили за советом князья, он возвращался в обитель, чтобы помирить их, объяснял, что нельзя воевать с соседями. И даже сам ездил устанавливать мир между князьями в другие города — в Нижний Новгород, Рязань и на большое княжеское собрание в город Переяславль-Залесский.

Святой Сергий учил людей любить и прощать. И сам подавал пример смирения: когда монахи в монастыре стали спорить, кто из них главнее, Сергий потихоньку ушёл из обители, чтобы не быть причиной ссоры. Монахам потом с трудом удалось его вернуть.

Но это не значило, что святой всегда смирялся перед злом. Когда надо, он был твёрд и крепок в вере. Московский князь Дмитрий Иванович приехал однажды к Сергию за советом: покориться ханам Орды, зная, что Русская земля будет страдать всё больше, или дать отпор сильному, жестокому врагу? Преподобный не стал отговаривать князя от сражения. Наоборот, благословил Дмитрия и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Святой благоверный князь Дмитрий Донской

Дмитрий победил ордынское войско в 1378 году на реке Воже, а потом, в 1380 году дал бой ордынцам за Доном, на Куликовом поле. С победы в Куликовской битве началось освобождение русских земель. А сам князь получил прозвище Донской.

Преподобного Сергия Радонежского прославили и его ученики. После кончины святого они разошлись по русским землям и создали новые обители. Знаменитые северные монастыри — и Соловецкий, и Кирилло-Белозерский, и другие — основали ученики преподобного Сергия. Выходцы из Троице-Сергиева монастыря осваивали северные земли, а вокруг северных монастырей возникали города.70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых.

Южная грань обелиска посвящена эпохе основателя монастыря. Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322—1392) избегал почестей и больших должностей, он даже отказался от предложения стать преемником митрополита Московского Алексия. Но поразительным образом именно преподобный Сергий, проводивший жизнь в молитве и общении с учениками, сыграл ключевую роль в истории своего времени.

В середине XIV века Русь терзали непрекращающиеся междоусобные войны. Князья выводили полки друг против друга, а иногда собственные руки обагряли кровью таких же, как они сами, князей Рюрикова рода. Народ пребывал во тьме духовной. Ордынские набеги обрушивались на древние города, главные культурные центры Руси. Не хватало ни книг, ни грамотных людей. Даже искусных ремесленников оставалось ничтожно мало. Оскудела и монашеская традиция…

Ко времени возмужания Сергия Орда правила Русью около ста лет. Она то усиливалась, то ослабевала. Порой русским князьям удавалось наносить ордынским отрядам поражения, порой русские города восставали и гнет ордынский несколько ослабевал. Но для решающего столкновения время пока не наступило: Руси не хватало сил.

В то время монастырь преподобного Сергия едва ли не полностью помещался там, где сегодня расположена его центральная площадь. Небольшая деревянная церковь, скромные монашеские кельи, несколько хозяйственных построек — вот, пожалуй, и все… Вокруг же стояли глухие радонежские леса, в которых не было ни души, а условия жизни были столь тяжелы, что старший брат преподобного Сергия, Стефан, не выдержал испытаний и ушел жить в московскую Богоявленскую обитель.

В монастыре при преподобном Сергии не принимали пожертвований — на жизнь монахи зарабатывали только своим трудом, а сам настоятель ежедневно ходил за два километра с ведрами, дабы с утра принести воды своим братьям-монахам. Не брезговал он, когда требовалось, и тяжелой плотницкой работой, хотя был сыном знатного человека — ростовского боярина.

Преподобный считал, что монаху, а тем более священнику, не подобает быть безграмотным неучем. В его скромном монастыре средства шли в первую очередь на приобретение книг. Здесь также покровительствовали иконописцам.

Именно простота и мудрость привлекали к нему людей со всей страны. За советом приходили и князья, которых преподобный Сергий стремился отвратить от междоусобных войн. Ради установления мира он даже отказывался на время от своего уединения в лесной чащобе. С миротворческими миссиями он посещал Нижний Новгород (1365) и Рязань (1385), как миротворец же участвовал в княжеском съезде в Переславле-Залесском (1374).

Святой Сергий учил людей в первую очередь любви и прощению. Он и сам подавал пример смирения в самых сложных ситуациях. Например, когда среди монахов началась борьба за право первенства, он тайно покинул обитель, дабы не быть источником раздражения и интриг. Братии пришлось потратить немало сил, чтобы вернуть игумена обратно…

Однако все это не означало абсолютного непротивления злу всегда и во всем.

В то время московскому князю Дмитрию Ивановичу предстояло сделать непростой выбор: вновь покориться ханам, ожидая еще более незавидной участи для Русской земли, либо рискнуть и дать им отпор. За советом князь Дмитрий поехал к преподобному Сергию, и тот не стал отговаривать правителя от сражения. Напротив, благословил князя и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.

Князь победил большое ордынское войско на реке Воже в 1378 году. Однако главное столкновение назрело к 1380 году.

Дмитрий Иванович перешел Дон и дал бой ордынцам на Куликовом поле. Победа в ней стала первым шагом к освобождению русских земель, а сам князь получил прозвище Димитрия Донского…

Об этом эпизоде из жизни преподобного Сергия знают сегодня многие. Гораздо менее известен и осмыслен другой его вклад в будущее страны: после кончины Сергия его ученики разошлись по всей Руси, проникли далеко на Север, который тогда еще был слабо заселен. Создавая новые монастыри, они возрождали ослабевшую было традицию русского монашества.

70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых. Многие города возникли вокруг монастырей, основанных ими. Многие земли на севере были освоены в первую очередь монахами, выходцами из Троице-Сергиевой обители.

Коротко об истории города

Последняя сторона обелиска посвящена эпохе Петра Великого, еще одному поворотному моменту в истории. А ведь если бы не Троице-Сергиева Лавра, то ни петровских реформ, ни Санкт-Петербурга, ни русского флота могло бы не быть. Ведь именно здесь, в Лавре, будущий император в юные годы дважды находил убежище, спасаясь от восставших стрельцов.

Стоит отметить, что царь-реформатор никогда не забывал о том, что сделал для него монастырь преподобного Сергия. При Петре в Лавре было возведено сразу несколько важных строений, определивших сегодняшний облик обители. Это трапезный храм, на втором этаже которого расположилась просторная монастырская библиотека, надвратная церковь и здание царского дворца, где ныне расположена Московская духовная академия.

Архитектурный стиль того времени уникален: русское или, как его еще называли, нарышкинское барокко — своего рода переходный этап между старой московской Русью и новой империей с ее державным петербургским блеском. Именно барочный стиль того времени придал Лавре ее запоминающийся внешний облик.

Недалеко от Москвы, в городе Сергиев Посад, находится крупнейший на территории России православный монастырь. Его церковное название — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Созданный почти семь веков тому назад сегодня он является просветительско-образовательным центром Русской Православной Церкви. В одном из его соборов хранятся мощи основателя Лавры, духовного подвижника всея Руси – Сергия Радонежского.

Основанная Сергием Радонежским в 1337 году, сегодня Лавра подчиняется напрямую Святейшему Патриарху. За историю своего существования старейшая православная обитель достойно пронесла последствия эпохи расцвета и периодов притеснения со стороны государственной власти. В 1920 году Лавра закрывалась. Часть ее комплекса была использована для хранения музейных экспонатов, часть – переоборудована в жилые помещения. Возрождение пришлось на 1946 и последующие годы.

Лавра хранит мощи не только священнослужителей, но и царской династии Годуновых. На ее территории похоронены: публицист и славянофил Иван Сергеевич Аксаков, врач, дипломат и мыслитель Константин Николаевич Леонтьев, русский философ и критик Василий Васильевич Розанов, другие культурные деятели, послужившие на благо развития русской и мировой духовности. Активная роль духовной столицы присуща была для Лавры на всем историческом этапе ее существования.

Это место связано с именами подвижников русского православия – преподобными Максимом Греком, Никоном Радонежским, Епифанием Премудрым и иными представителями Церкви. Свой почтенный статус Лавры монастырь получил в 1744 году. Начиная с начала XVI века и поныне здесь постепенно формируется уникальная библиотека духовной культуры из рукописных и печатных духовных произведений.

Свое начало в качестве духовно-образовательного центра Лавра получила в 1814 году. В это время здесь расположилась основанная еще в 1685 году, старейшее из высших образовательных заведений духовная Академия. Сегодня действующий монастырь продолжает играть ведущую роль в образовательной, просветительской и духовной сферах Православной Церкви.

Постараюсь написать коротко, чтобы не сильно уподобляться Википедии. Сергиев Посад — город древний. Основан он в 1337 году и, как следует из его названия, своим основанием обязан Прп. Сергию Радонежскому. Как и многие русские города, он возник на месте основания монастыря. Сначала появился монастырь, потом вокруг него вырос город.

Нонсенс, но в советские времена город носил название Загорск. Это не из-за того, что он находится на загорье, как думают многие, а в честь революционера Загорского, поляка по происхождению. Говорят, он был оголтелый богоборец и терпеть не мог русских (кстати, он похоронен на Красной площади). Такая вот историческая аллюзия.

В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована Лаврская типография.

Троице-Сергиева лавра. Фотохром (цветная литография) 1890-е годы

Троице-Сергиева лавра. Фотохром (цветная литография) 1890-е годы

1918 год стал началом трудного периода в истории лавры. По утверждении 20 января (по ст. ст.) 1918 года СНКРСФСР Декрета Об отделении церкви от государства и школы от церкви[43], лавра, как и иные монастыри в России, находящиеся на территории, контролируемой большевиками, была юридически обращена в трудовую артель, однако монашеская жизнь продолжалась явочным порядком до 21 октября 1919 года, когда монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты[44][45].

10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В марте 1919 года была распущена Московская духовная академия, а её помещения были отданы электротехническим курсам; 11 апреля были вскрыты мощи преподобного Сергия[44].

20 апреля1920 года, несмотря на ряд посланий патриарха Тихона председателю Совнаркома Владимиру Ленину с просьбой об отмене распоряжения о закрытии Лавры, вышло постановление СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена и нашла себе место в трудовых коммунах;

последнее богослужение в Троицком соборе было совершено 31 мая1920 года. В том же 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший, «никоновский», 1420 года). На территории монастыря до 1953 года находился Загорский учительский институт (Загорский педагогический техникум)[46].

С 1742 года до начала XIX века на территории монастыря действовала Троицкая лаврская духовная семинария[5].

В 1814 году на базе московской Славяно-греко-латинской академии открылась Московская духовная академия, которая разместилась в здании «Царских чертогов». В 1870 году в восточной части «чертогов» был устроен академический Покровский храм. В XIX веке вблизи «чертогов» для Московской духовной академии с Церковно-археологическим кабинетом выстроили дополнительные корпуса (классный, инспекторский, библиотечный, трапезный, больничный)[99]. В конце 1917 года Московская духовная академия в Троице-Сергиевой лавре была закрыта.

ПОДРОБНОСТИ:   Манавгат и его достопримечательности

C 1949 года Московская духовная академия и семинария, открытые в Москве в 1946 году, были переведены в лавру и стали занимать свои исторические помещения[31]. С 1989 года Московская духовная семинария размещается в здании бывшей больницы, расположенной к западу от стен лавры и связана с лаврой переходом[100][101].

В середине 1980-х были построены новый актовый зал академии и деревянный спальный корпус. Пожар 28 сентября 1986 года уничтожил последний, вызвал обрушение перекрытия актового зала и угрожал зданию «чертогов». Однако сооружения дореволюционной постройки удалось отстоять от огня. Жертвой пожара стали пятеро воспитанников Московской духовной семинарии[102].

Братия Лавры насчитывает около 200 монахов[103].

Наместник Лавры — с 30 ноября1988 годаФеогност (Гузиков), ныне архиепископ Сергиево-Посадский, викарий Московской епархии, назначенный указом священноархимандрита Лавры патриарха Пимена и сменивший архимандрита Алексия (Кутепова). Согласно Уставу Русской православной церкви, священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры является Патриарх Московский и всея Руси[104].

Коллегиальный орган управления — Духовный собор Лавры (с 1897).

В монастыре действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры) и паломнический центр, регулярно проводятся экскурсии для посетителей.

Посмотрев Свято-Троицкую Лавру со стороны, пора изучить её внутри. По пути в Лавру кроме огромного количества полицейских попадалось много паломников. Волею судьбы, я оказался в Свято-Троицкой Лавре во время большого праздника. Догадаться, что за праздник для меня не составило большого труда. Все улицы Сергиева Посада пестрели информационными стендами и плакатами, а на газонах были выложены праздничные надписи, утверждающие, что в этом году 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Празднования были назначены на 16, 17, 18, 19 и 20 июля 2014 года, а сегодня было 17-е июля. На самом деле, точная дата рождения преподобного не известна. Но известно, что либо 3 мая 1314 года, либо в мае 1322 года. Поэтому скорее всего в 2022 году нас ждёт ещё один юбилей, для верности. Число же 18 июля и окружающие его дни выбраны были не случайно. 18 июля (5 июля по старому календарю) 1422 года дата обретения нетленных мощей Сергия.

История Сергиева Посада, как и его достопримечательности, тесно связаны с Лаврой. В середине XIV века Сергий Радонежский с товарищем срубили первую келью и деревянную церковь во имя Троицы на месте будущей Лавры, после чего сюда потянулись верующие и последователи Сергия. Сам монастырь потихоньку обрастал постройками, а слава о чудесах преподобного Сергия дошла до Москвы.

По легенде, сам Дмитрий Донской в 1380 году приехал в обитель, чтобы получить благословение на Куликовскую битву.До Лавры я шёл вдоль недавно заасфальтированного огромного проспекта Красной армии – главной транспортной улице, проходящей через весь город прямо посередине. Проспект по случаю праздника был закрыт как для машин, так и для людей.

Золотистый купол пятиярусной колокольни середины XVIII века Лавры просматривался практически с любой точки Сергиева Посада. Высота колокольни 88 метров. Это самое высокое здание Свято-Троицкой Лавры, оснащено самым большим колоколом России (72 тонны).

Фото колокольни ниже сделано с территории Свято-Троицкой Лавры.

Соврем рядом со стенами Лавры стоят две подольные церкви: Введенская и Пятницкая.

Здесь же находится памятник родителям преподобного Сергия Радонежского Кириллу и Марии Радонежским от благодарных потомков.

Территория вокруг Лавры в принципе ухоженная, но создалось впечатление, что сделано это было недавно: мало зелени и цветов, местами просто вспаханная земля.

Чтобы понять где, что есть, нужен план.

Стоит отметить здание Духовной семинарии конца XVII века, находящейся в бывших царских чертогах;

Смута

Зачем в боковых воротах Троицкой церкви дыра? Почему её не заделают? Потому что это память. В ворота попало пушечное ядро. Случилось это в Смутное время, в начале семнадцатого века.

Смутное время — это когда одна династия русских князей и царей прервалась, а другая ещё не появилась. Россия осталась без сильной власти. На престоле всё время менялись князья, цари, появлялись разные самозванцы, которые хотели незаконно занять трон…

Вот сел на престол государь Василий Иванович Шуйский. Русская Церковь его признала. И Троице-Сергиев монастырь царя поддерживал. Но рядом с Москвой, в Тушине встал с большой армией самозванец Лжедмитрий II. Он выдавал себя за законного царевича, сына Ивана Грозного, которого на самом деле убили в детстве.

Лжедмитрий решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Зачем? Если бы он захватил обитель, он бы и Москву легко окружил, и быстро разбил бы оборону Шуйского. Но главное — самозванец понимал: если его поддержат в монастыре преподобного Сергия, ему и власть в стране захватить будет легко! А польские паны и казачьи атаманы, которые были рядом с Лжедмитрием, мечтали не столько о власти, сколько о сокровищах: думали, что ограбят монастырь и получат кучу денег.

Войска Лжедмитрия под управлением польско-литовского гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского осаждали монастырь Сергия Радонежского больше года — с октября 1608 по январь 1610. Что значит «осаждали»? Это значит — стояли под стенами монастыря, никому ни войти, ни выйти не давали, морили всех, кто был в обители, голодом, обстреливали, пытались сделать подкоп и время от времени штурмовали. И всё ждали, когда же защитники сдадутся.

Внутри монастырских стен оружие могли держать всего две-три тысячи человек: монахи, стрельцы, несколько опытных военачальников из дворян и крестьяне из окрестных сёл. А врагов снаружи было в несколько раз больше! Против каждого защитника обители получалось от четырёх до семи вражеских воинов! Правда, у Лавры имелись отличные пушки. Такие, о которых Сапега с Лисовским могли только мечтать.

Лжедмитрий надеялся, что защитники Лавры не станут рисковать жизнью ради царя Василия, а быстренько признают самозванца законным правителем и выдадут ему казну. Но участники обороны сдаваться не собирались! Ряды защитников таяли. Люди умирали от голода и ран. К лету 1609 года в монастыре из трехсот монахов осталось сорок, а способных воевать ратников — не больше двухсот. Подкрепление не могло прорваться в обитель. Вот в эти-то страшные дни и пробило пушечное ядро двери Троицкого храма — прямо во время богослужения.

Много полегло наших, но врагов — ещё больше! Стрелецкие отряды нападали на них, выбираясь из монастыря. Артиллерия била с монастырских стен, ратники осыпали неприятеля свинцом. Войска Василия Шуйского подпирали с внешней стороны. Каждый день случались стычки и бои. Пытались литовцы и поляки прорыть ход под стенами — не вышло… Измотались бойцы Лжедмитрия, устали.

7 августа 1609 года враги всё же решились на большой штурм. Армия Сапеги была уверена в победе, а двести защитников обители, голодных, израненных, ослабленных готовились к гибели. И вдруг… сами наступавшие стали бить друг друга! Как так? Оказывается, иностранные солдаты услышали в ночной тьме, как их союзники говорят по-русски, решили, что это противник, запутались в сигналах и… напали на своих!

Лавра выстояла! Враг бежал! И наш народ поверил в свои силы. Стойкость, смелость защитников монастыря Сергия Радонежского подарили им надеж­ду, что неприятеля можно одолеть!

Всего через два года вокруг Троице-Сергиевой лавры собрались силы, которые помогли ополчению Минина и Пожарского дойти до Москвы и положить конец Смуте. А участники обороны обители потом признавались, что во время осады ночами видели на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.

В боковых воротах Троицкой церкви, почти над самой ракой с мощами преподобного Сергия зияет отверстие — след от попавшего некогда в храм ядра. Его специально сохранили в память о событиях, которым на обелиске митрополита Платона уделено сразу две грани: восточная и северная.

Речь о периоде Смутного времени, когда обители вновь довелось сыграть важную роль: монастырь не только стал центром консолидации русского общества, но и вписал свою страницу в военную историю Смуты. Шестнадцать месяцев — с октября 1608 по январь 1610 года — он выдерживал осаду вражеских войск.

В Москве тогда правил государь Василий Иванович из рода князей Шуйских, Рюрикович. Русская церковь признала его и возложила ему на голову державный венец. Троице-Сергиев монастырь оказывал царю поддержку.

Но неподалеку от Москвы, в Тушине, расположился с большой армией самозванец Лжедмитрий II. У него под рукой ходили авантюристы разных мастей: поляки, литовцы, русские «воровские» казаки, изменники из числа московских дворян, «перелетевших» в стан фальшивого царика за почестями.

Захват обители стал тогда для самозванца одной из ключевых задач. Это не только позволяло ему с северо-востока окружить Москву, где продолжал обороняться Василий Шуйский. Куда важнее было идейное значение монастыря. На фоне гражданской войны и безвластия позиция троицких иноков могла сыграть ключевую роль. Лжедмитрий хорошо понимал: кого поддержат в обители — тот и может претендовать на власть в стране.

Но не только самозванец подумывал о захвате монастыря. Его «полевые командиры» — польские паны и атаманы казачьи — мечтали о сокровищах из монастырской ризницы. Многие из них «спали и видели» сказочное обогащение, дело оставалось за малым: войти в стены обители и разграбить ее.

К монастырю подошло огромное войско, состоявшее из польско-литовских военных под управлением гетмана Яна Сапеги, а также «тушинцев», то есть русских сторонников Лжедмитрия. Последних возглавлял ловкий и дерзкий командир — пан Александр Лисовский. Точное число войск неизвестно, по подсчетам историков в их составе могло быть от десяти до пятнадцати тысяч ратников, то есть на каждого защитника обители приходилось по 4-7 осаждающих.

Число ратников, оказавшихся под стягами Святой Троицы, было невелико. Способных держать оружие оказалось две-три тысячи человек. Вместе с монахами в обители заперлись стрельцы, опытные военачальники из дворян, а также крестьяне из окрестных сел. Правда, Лавра располагала превосходной артиллерией, такой, о которой Сапега с Лисовским могли только мечтать.

Осаждающие надеялись, что никто не станет рисковать жизнью ради непопулярного царя Василия, коего многие считали очередным временщиком. От Лавры ждали признания Лжедмитрия законным государем и выдачи денежной казны. Но братия, стрельцы, дворяне и прочие участники обороны встали насмерть, не желая покоряться.

Осажденные видели в своем сопротивлении не только политический, но и христианский смысл. Как сообщает один из исторических источников того времени, они молились, отстаивали службы и прибегали к помощи преподобного Сергия: «Первыми воеводы князь Григорий Борисович Долгорукий и Алексей Голохвастов целовали животворящий крест Господень у раки чудотворца, а затем также и дворяне, и дети боярские, и слуги монастырские, и стрельцы, и все христолюбивое воинство, и все православные христиане. И с той поры было… братолюбие великое, и все с усердием без измены бились с врагами».

Началась многомесячная осада. К лету 1609 года в монастыре осталось не более двухсот боеспособных ратников и всего 40 монахов из прежних 300. Отряды, шедшие на поддержку обители, редко прорывались за ворота. Войско же осаждавших время от времени получало подкрепления. От голода в монастыре ежедневно умирало до пятнадцати человек, а стены (они были куда ниже, чем сегодня), не могли служить надежной защитой. Ядро, след от которого сохранили до наших дней, попало в двери Троицкого храма прямо во время богослужения…

Впрочем, и враги несли огромные потери. Боевые вылазки стрельцов, несколько неудачных штурмов, хорошая работа артиллерии и нападения извне — все это сильно измотало осаждавших. Осада монастыря стоила им дорого. Все попытки подвести подкоп под стены обители оканчивались неудачей. Перестрелки, мелкие стычки и большие бои стали каждодневной реальностью для бойцов Сапеги и Лисовского.

И вот 7 августа 1609 года состоялся большой штурм. Шансов у двухсот защитников обители не было, но…

Из-за сложной системы сигналов наступавшие части запутались в ночной темноте. Иностранные солдаты, услышав русскую речь своих союзников-«тушинцев», приняли их за противника. Наступление переросло в резню осаждавшими друг друга. Обреченная на победу армия Сапеги нанесла сильнейшее поражение сама себе, а позже ее добила артиллерия защитников монастыря.

Между тем к обители неотвратимо приближалось большое войско князя М. В. Скопина-Шуйского, сильнейшего сторонника царя Василия. Оно представляло смертельную угрозу для осаждающих.

И вот 12 января 1610 года «…гетман Сапега и Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей Божией. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили — не худшие вещи, но и золото, и серебро, и дорогие одежды, и коней».

Как добраться из Москвы

В Лавру можно приехать на электропоезде с Ярославского вокзала, следующего от метро «Комсомольская» до пригородной станции Балакирево, или до станции Александров. Также удобно добираться автобусом от «ВДНХ». Маршрут №388 следует в Сергиев Посад, интервал между автобусами составляет всего 10-15 минут. Все информацию можно уточнить на официальном сайте Троице-Сергиевой Лавры.

Сергиев Посад находится в 70 км от Москвы. На осмотр города хватает одного дня, поэтому на ночлег в Сергиевом Посаде редко остаются. Сообщение с Москвой быстрое и крайне удобное. Попасть из Москвы сюда можно следующими способами:

  • На электричке
  • На автобусе
  • На такси или собственном авто

Теперь более подробно о каждом из способов.

1) Электрички до Сергиева Посада идут с Ярославского вокзала. Время в пути — около 1,5 часов. Поезда ходят часто, интервалы, в среднем, около 20–30 мин. Скоростные поезда «Экспресс» идут и того быстрее — около 1 часа. Цена билета на пригородный поезд — 176 руб. (на момент написания статьи). Цена на скорый поезд — от 250 руб.

  1. Электричкой

С Ярославского вокзала Москвы (метро «Комсомольская») до станции «Сергиев Посад». Время пути — около полутора часов. Расписание электричек до станции «Сергиев Посад».

  1. Автобусом

От метро «ВДНХ» автобус №388 до Сергиева Посада. Отправляется каждые 10-15 минут, время в пути без пробок — около часа. Расписание автобуса №388 до Сергиева Посада.

  1. Машиной

Из Москвы по Ярославскому шоссе до поворота на Сергиев Посад (съезд с левой полосы по указателю). Маршрут на карте.

ПОДРОБНОСТИ:   Что посетить в Сергиевом Посаде за один день: Троице-Сергиева Лавра и не только

141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

8 (496) 540-53-34

Фото Владимира Ештокина

Рисунок Юлии Кузенковой

Великий реформатор и великий монастырь

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Петр I

Об этом царь потом не забыл. Лавре помогал — построил там Трапезный храм с библиотекой на втором этаже, надвратную церковь и царский дворец. Во дворце сейчас находится Московская духовная академия, там учат будущих священников и богословов. Здания времён Петра выстроены в очень красивом стиле, который называется нарышкинское барокко.

Он начинает знаменитый туристический маршрут Золотого Кольца и это не случайно – именно из этих мест произрастает русская духовность, мудрость и любовь к Богу.

После обелиска

Но, конечно же, на эпохе митрополита Платона история Лавры не закончилась. Если бы памятный обелиск устанавливали не в конце восемнадцатого века, а сегодня, граней для него потребовалось бы больше.

Так, к примеру, еще одна важная страница летописи — это время революции, с которым связана почти детективная судьба мощей преподобного Сергия Радонежского, голова которого была похищена… из самых наилучших побуждений.

К 1917 году монастырь был крупнейшим духовным центром страны: вокруг него вырос огромный город, рядом появилась железная дорога. От пустынного захолустья не осталось и следа. В самой обители было около четырех сотен монахов, а еще студенты семинарии, паломники, работники-миряне… Вся жизнь выросшего вокруг монастыря Сергиева Посада зависела от обители. Однако грозные перемены были уже на пороге…

В 1918 году монастырь превратили в трудовую артель, а в 1919-м и вовсе закрыли. Именно тогда среди работников созданной при нем Комиссии по охране памятников истории и старины созрел заговор. Узнав, что власти планируют вскрыть мощи преподобного Сергия, а затем, скорее всего, уничтожить их, несколько человек из комиссии отважились похитить голову святого и сохранить ее до лучших времен.

Известный ученый и священник Павел Флоренский, а также член комиссии и видный реставратор Юрий Олсуфьев вошли в храм под видом сотрудников музея и смогли отделить от тела, а затем вынести голову преподобного Сергия.

После этого на протяжении многих лет святыня сохранялась заговорщиками, переходя от одного из них к другому. Она была возвращена в монастырь лишь после войны, когда обитель вновь передали Церкви.

Троицкий собор, Троице-Сергиева Лавра.

На территории действующего монастыря находится цельный, единый ансамбль храмов, соборов и строений, который в совокупности представляет собой уникальное место духовной силы Православия. Почти 50 культурно-исторических зданий и объектов можно увидеть на территории действующего монастыря. Познакомимся с некоторыми из них.

Троицкий собор. Годы строительства – 1422-1423. Место покоя мощей первоигумена, преподобного Сергия стало популярным местом паломничества странников со всего мира. Самая известная православная икона – Святая Троица работы Андрея Рублева, как и другие его фрески для уникального иконостаса собора писались именно для этого храма.

Успенский собор. Строительство осуществлено в 1585 году по указу Иоанна Грозного. Пяти купольный собор построен в центре Лавры. Центральный золотой купол возведен в честь Спасителя, остальные купола, оформленные как звездное небо – в честь Св. Богородицы. Внешне это самый фундаментальный из соборов Лавры.

Внутри, если в него войти – создается удивительное ощущение простора, высоты и обилия света. Храм почти столетие оставался не расписанным и только в 1684 году, на средства архиепископа Моисея Рязанского были приглашены мастера иконописцы и под руководством Дм. Плеханова Собор был оформлен фресками с изображением святых и благоверных лиц княжеского рода. Главной святыней Собора остается погребальная Сергия Радонежского.

Этот белокаменный однокупольный собор – древнейшая храмовая каменная постройка ансамбля, возведенная в 1422-1423 гг. вместо деревянной церкви, освещенной преподобным.

Его структура полностью соответствует церквям этого периода: стены храма завершаются килевидными закомарами с кокошниками. Шлемовидный купол устроен на высоком барабане в форме башни с узкими окнами. Лаконичным узором монохромного орнамента украшаются стены храма.

Особого внимания заслуживает интерьер Троицкого собора. Он представляет собой инженерную новацию того времени, создан с нарушением традиционных древнерусских канонов в пользу идеи устремленности ввысь.

Изначально фрески собора были выполнены Даниилом Черным и Андреем Рублевым, однако в XVII веке они были закрыты и переписаны.

Иконостас представляет огромную художественную ценность – над его созданием работали иконописцы рублевской школы вместе с ее основателем. Этот прекрасный светлый иконостас состоит из 40 икон стал первым на Руси многоярусным.

Возьмите на заметку: священная рака для мощей Сергия выполнена из серебра с золочением, над ракой сооружена сень на столбах из 400 кг чистого серебра. Распоряжение о создании сеней и раки было сделано Анной Иоанновной, во второй трети XVIII в.

Троице-Сергиева лавра ⛪ в Сергиев-Посаде, официальный сайт, где находится монастырь Сергия Радонежского, расписание служб, лавра зимой фото

Для него Андреем Рублевым в 1422 году была написана «Троица», которую сегодня можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее. Главное сокровище собора – гробница со святыми мощами преподобного и некоторые его вещи.

Один из выразительнейших сооружений Лавры – Успенский собор – возведен по указу Иоанна IV в 1559-1585 гг. Пятиглавый, лаконичный и одновременно нарядный облик собора увенчан лазоревыми и золотым куполами луковичной формы со звездами.

Выполненный по канонам владимиро-суздальского зодчества, храм демонстрирует белокаменный аркатурно-колончатый пояс. Обустройство Успенского храма было проведено при царе Федоре Иоанновиче, в работе над фресками и иконостасом работали выдающиеся иконописцы XVII века – Симон Ушаков, Дмитрий Григорьев и представители их иконописной школы.

Интересный факт: лазоревые со звездами купола Успенского собора указывают на связь с Богородицей и Рождеством Христа, рождение которого ознаменовала Вифлеемская звезда.

С западной стороны, на паперти собора захоронены Борис Годунов со своей семьей. После разрушения паперти, над захоронением установлена белокаменная палатка-усыпальница.

Главное строение Лавры (1422 год), место, вокруг которого формировался монастырь – это Троицкий собор. В храме в серебряном гробу покоится Сергий Радонежский. Здесь, у его мощей московскими князьями совершались молебны, крестились дети и подписывались договоры. Именно сюда, чтобы поклониться мощам Сергия Радонежского, ежедневно со всей страны стекаются толпы паломников. А в дни праздников, как сейчас, творится столпотворение.

Очередь к мощам преподобного я решил не выстаивать, хватит на сегодня очередей. Да и вокруг было что посмотреть и чем заняться. Интересно было наблюдать за паломниками (повторюсь, в основном женщины), как они располагаются для проведения ночи в Лавре.

Рядом с Духовской церковью самый большой собор Лавры – Успенский собор. В нём находится гроб Сергия Радонежского, где он покоился до 1585 года. Тут же красно-белая часовня над колодцем и кружевная беседка.

Академия

Отдельная страница в истории Лавры — московские духовные школы, один из крупнейших центров подготовки православного духовенства, расположенный в лаврских стенах.

В послевоенное время отношения между Церковью и советской властью во многом изменились. В 1943 году Сталин, стремясь заручиться поддержкой верующих, пошел на ряд послаблений: впервые с 1920-х годов было разрешено избрать патриарха, власти вернули некоторые храмы и даже разрешили выпускать одно-единственное церковное издание — «Журнал Московской Патриархии». Но что еще более важно: Сталин позволил возобновить легальную подготовку священников, восстановить семинарии.

Троице-Сергиева лавра ⛪ в Сергиев-Посаде, официальный сайт, где находится монастырь Сергия Радонежского, расписание служб, лавра зимой фото

До этого любое собрание с целью просто изучать Библию являлось незаконным и каралось по всей строгости того времени. Теперь же Церковь получила возможность подготовить новое поколение священников, в котором она так нуждалась после репрессий и многолетнего насаждения ненависти к духовенству.

Уже в 1949 году в Троице-Сергиевой Лавре вновь начали работу Московская духовная семинария и академия. Кроме того, в обители начала возрождаться и монашеская жизнь. За три года до этого здесь состоялась первая за 26 лет Литургия.

Для советской власти Троице-Сергиева Лавра стала «образцово-показательным» монастырем: сюда привозили иностранные делегации, стремясь показать им якобы существующую в Советском Союзе свободу вероисповедания.

Поэтому даже в годы особенно жестоких хрущевских гонений на Церковь, получивших в церковной среде прозвание «черная оттепель», монастырь не был закрыт. А это, в свою очередь, помогло сохранить и укрепить в нем монашескую традицию.

В результате история времен преподобного Сергия повторилась вновь. Когда в конце 1980-х началось возрождение церковной жизни, именно из братии Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Лавра вновь стала той точкой, из которой пошло духовное возрождение страны и Церкви.

Чем Лавра отличается от просто монастыря? В Лавре не только молятся и работают, там ещё и учат. В Троице-Сергиевой лавре в духовных школах готовят духовенство. Но так было не всегда. Советская власть после революции запретила духовные учебные заведения — семинарии. А для чего они нужны? Ведь церкви закрывали и разрушали, новым священникам и служить-то было негде. Даже Библию изучать было нельзя!

Но началась Великая Отечественная война. Главному властителю Сталину нужно было, чтобы его поддержали верующие. И он разрешил выбрать Патриарха, начать издавать «Журнал Московской Патриархии», сделал опять действующими некоторые храмы и… позволил опять готовить священников в семинариях.

В Троице-Сергиевой лавре после войны прошла первая за 26 лет литургия, а в 1949 году вновь открылись Московская духовная семинария и Академия. В монастыре опять появились монахи.

Церковь продолжали преследовать, но Лавру не закрывали: её оставили как «образцово-показательный» монастырь. Сюда даже привозили иностранцев, чтобы они увидели: в Советском Союзе христианская вера не под запретом!

В конце 80-х годов двадцатого века церковная жизнь начала возрождаться. И именно из Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Обитель преподобного Сергия снова, как в самом начале, стала местом, из которого пошло духовное возрождение страны и Церкви.

Колокольня Лавры

Колокольня Лавры, годы строительства – с 1741 по 1768. Высота Троице-Сергиевой звонницы – 88 метров, строилась она по проекту архитектора Д. В. Ухтомского. Пятиярусная колокольня считается самой красивой на территории России. Здесь находится самый крупнейший, весом больше 70 тонн, Царь-колокол. Реставрация звонницы была осуществлена лишь к 2014 году, в преддверии празднования 700-летия Преподобного Сергия.

Значительным и известнейшим сооружением заповедника стала колокольня. Изысканная и стройная, она возведена по распоряжению Елизаветы I в 1740-1770 гг. по проекту И.Я. Шумахера и Д.В. Ухтомского в стиле русское барокко.

Высота пятиярусной колокольни – 88,04 метра, она одна из самых высоких на территории России. Украшена изящными колоннами и пилястрами, богато декорирована вазами, часами и увенчана позолоченным куполом. Ярусы колокольни имеют колокола, самый древний из которых отлит еще при игумене Никоне в XV веке.

В 20-30-е годы ХХ века почти все колокола были сняты, многие разбиты и перелиты. Сегодня здесь расположены колокола, снятые в начале ХХ века с храма Христа Спасителя. Все они составляют часть звонницы. Кроме этого, здесь висит самый большой колокол современной России, поднятый на колокольню в 2004 году. Его вес составляет 72 тонны.

Не самая большая церковь

Сегодня в Лавру ежедневно приезжают тысячи паломников. В монастыре действует 11 храмов, а Литургия служится в общей сложности пять раз в день.

Троицкий храм — не самый крупный в архитектурном ансамбле Лавры, но именно сюда спешит большинство приехавших в монастырь. Все время, пока храм открыт для посещения людей, поток идущих в него не прекращается: паломники спешат поклониться мощам основателя обители, преподобного Сергия.

И все время, пока тянется нескончаемая очередь, у раки с мощами не прекращается молитва-акафист основателю обители: монахи читают его, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.

Сегодня в Лавру каждый день приезжают тысячи паломников. В монастыре действует одиннадцать храмов, а литургия служится пять раз в день. Троицкий храм — не самый большой в Лавре, но сюда каждый день выстраивается длинная очередь из паломников, потому что в этом храме покоятся мощи преподобного Сергия.

Пока люди стоят в очереди, у раки* с мощами преподобного Сергия продолжается молитва: монахи читают ее, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.

Церковь Соловецких чудотворцев

Троице-Сергиева лавра ⛪ в Сергиев-Посаде, официальный сайт, где находится монастырь Сергия Радонежского, расписание служб, лавра зимой фото

Церковь Соловецких чудотворцев. Время строительства – 1635-1637 гг. Это единственный в Лавре шатровый храм, в котором хранится святыня – древняя икона «Знамение», с изображением Зосимы и Савватия Соловецких, представших перед обликом Богородицы. Храм входит в комплекс сооружений, созданных в разные исторические периоды, в зданиях которого располагается монастырская библиотека, покои наместника Лавры и Соборная палата.

Церковь Святого Иоанна Предтечи

Церковь Святого Иоанна Предтечи (1693-1699) создана на месте главных ворот в Монастырь и возводился в конце 17-го века на средства мецената Г. Строганова. В момент его возведения харам выглядел несколько иначе, пятиглавие было восстановлено в конце прошлого столетия, уже под руководством В.И. Балдина, этим архитектурным решением была подчеркнута стилевая общность всего ансамбля Троице-Сергиевой Лавры. Великолепный иконостас в Церкви Святого Иоанна Предтечи хорошо освещен и удивляет своим великолепием.

XV-XVI века – возведение каменных построек

В XV-XVI веках монастырь существенно разросся. Его центром стал Троицкий Собор, расположенный на месте первой деревянной церкви, построенной еще при жизни Сергия. Собор является выдающимся памятником древнерусского зодчества – фрески писал Андрей Рублев и иконописцы его круга.

Троице-Сергиева лавра ⛪ в Сергиев-Посаде, официальный сайт, где находится монастырь Сергия Радонежского, расписание служб, лавра зимой фото

Троицкий собор

В соборе хранятся святые мощи Преподобного Сергия. Собор стал одной из первых каменных построек обители, позже к нему присоединились Никоновский храм с мощами Преподобного Никона, Серапионова палатка со святыми мощами последующих после Никона настоятелей монастыря, частицей мощей Андрея Первозванного, нательным крестом Сергия Радонежского и другие святыни.

ПОДРОБНОСТИ:   Ронда — самый необычный город Испании: nodima

Псковские зодчие возвели в обители одноглавую церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Сегодня это один из древнейших сохранившихся храмов – памятник древнерусского зодчества периода раздробленности Руси. Это церковь, имеющая краткое название Духовская, хранит мощи Антония Радонежского, ставшего игуменом монастыря по благословению Серафима Саровского.

Троице-Сергиева лавра ⛪ в Сергиев-Посаде, официальный сайт, где находится монастырь Сергия Радонежского, расписание служб, лавра зимой фото

Пятиглавый храм Успения Божьей Матери

По распоряжению Иоанна Грозного в обители был заложен и построен пятиглавый храм Успения Божьей Матери – самый грандиозный храм в архитектурном облике Лавры. Его прообразом стал Успенский собор Московского Кремля.

Интересный факт: под внушительными стенами Успенского собора расположен храм Всех Святых – это подземный храм для монахов Лавры. С западной стороны собора можно увидеть усыпальницу семьи Бориса Годунова, оставившего значительный след в русской истории.

Вплоть до середины XVI века окружающие обитель стены были деревянными. За десять лет, с 1540 по 1550, возводятся новые, кирпичные стены с башнями для отражения боевых ударов. Монастырь стал напоминать крепость, стал неприступной духовной обителью. Внутри монастыря по-прежнему кипела духовная жизнь, он стал крупнейшим православным центром того времени.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии

Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746-1753). Название получила в честь ранее находящейся в здании чудотворной иконы Одигитрии Смоленской. Ныне оригинал хранится в историко-художественном музее города Сергиев Посад, а в храме установлена копия иконы.

Начало ХХ века – судьба во время революции

Википедия гласит: «Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского на холме Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 году».

Родителями Сергия были знатные бояре, которые желали дать сыну хорошее образование. В семь лет Варфоломей – именно так был назван при крещении Сергий, был отправлен учиться, но чтение и науки ему не давались. Часто искренне он обращался к Богу с просьбой о разуме к чтению. И просьба осуществилась – однажды отрок встретил старца-инока, который благословил его и одарил частицей просфоры в знак Божьей благодати. С тех пор грамота давалась намного легче.

Приняв постриг в двадцать три года, Варфоломею было дано имя Сергий. Он вел добродетельную и тихую жизнь в дремучих лесах. На холме, около реки Кочуры, с помощью других братьев-монахов, был построен первый храм обители – Троицкий.

Вести о Сергии распространились по округе – к нему стали съезжаться за молитвой и поддержкой иноки и простые люди. Не один раз община отражала набеги татар. Постепенно поселение разрослось, около древнерусского города Радонеж вырос небольшой посад. По просьбам духовных братьев, продолжая вести добродетельную и суровую монастырскую жизнь, Сергий был наречен первым игуменом скита, названного Троицкой обителью.

Смутное время рубежа XVI-XVII веков только доказало нерушимость обители. Польские войска в течение 16 месяцев не могли взять монастырь, обороняемый монахами и небольшим военным гарнизоном. Монастырская жизнь при этом не была нарушена – шли службы, совершались таинства. Однако события Смутного времени вынудили монахов увеличить толщину стен почти в два раза.

Троице-Сергиева лавра ⛪ в Сергиев-Посаде, официальный сайт, где находится монастырь Сергия Радонежского, расписание служб, лавра зимой фото

Царский паломнический дворец – Чертоги

Начиная со времен Сергия Радонежского, монастырь являлся местом паломничества царей. Сюда приезжали за советом и размышлением Иоанн Грозный, Борис Годунов. В Новое время эта традиция не нарушается. Отстраивается новый царский паломнический дворец – Чертоги, вставший вместо царских палат Иоанна Грозного, возводятся Больничная и Трапезная палаты, различные корпуса, Ризницы.

Продолжается храмовое строительство. В конце XVII века на площади перед Успенским собором возводится Надкладезная Часовня, установленная над чудотворным источником, Трапезная палата и Трапезная церковь, надвратная церковь Иоанна Предтечи.

Интересная информация: монастырь практически во все времена оказывал не только духовную поддержку русским государям, но и вносил в российскую казну существенную часть дохода. Так, деньги на ведение Северной войны Петр I заимствовал именно из Свято-Троицкой обители.

Монастырь продолжает оставаться свидетелем русской истории – здесь в 1682 году, во время Стрелецкого мятежа, скрываются царевна Софья с царевичами Петром и Иоанном, здесь решается судьба российского престола и государем Руси становится Петр I.

В 1919 году, после революционных событий, обитель закрывается, ее имущество национализируется. Монахи изгоняются вместе с наместником лавры. Вместе с тем новая власть осознает историко-культурную ценность монастыря.

Для сохранения наследия и спасения его от мародеров создается комиссия, которая призвана оценить имущество лавры с точки зрения его художественной и исторической ценности. В состав комиссии вошли глубоко верующие люди, которые не только описали и оценили, но и сделали все возможное, чтобы сохранить духовное наследие.

Важно знать: после национализации имущества лавры, новыми смотрителями и сторожами стали монахи. Была предпринята огромная работа по сохранению наследия и особенно мощей преподобного Сергия. Многие годы часть мощей были спрятаны, было сделано все, чтобы они не подверглись поруганию и гибели.

В 20-е годы здесь был открыт музей, приобретший позже статус антирелигиозного. Основная борьба развертывалась вокруг мощей Преподобного Сергия, которые на протяжении нескольких десятилетий были выставлены в качестве главного экспоната музея. Загорский историко-краеведческий музей – так теперь называлось место, постепенно ветшал, здания разрушались и теряли свой первоначальный облик, многие здания были перестроены в жилые помещения, школы и склады.

Свою духовную деятельность лавра возобновила в 1946 году, став одновременно художественно-архитектурным заповедником и монастырем. В советское время она совмещает монастырскую жизнь с жизнью музея, принимая туристов и паломников.

С 1970-х годов здесь проводятся Соборы, ставшие новым этапом к возрождению активной духовной жизни обители. Уже к 40-м гг. ХХ века архитектурные сооружения сильно обветшали.

После окончания войны начинается крупнейшие реставрационные работы по восстановлению архитектурно-художественного наследия Лавры, занявшие более 30 лет. В 1993 году Лавра вошла в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Духовская церковь

Одно из самых старых строений Лавры (1476 год). Сделано по проекту псковских мастеров таким образом, что звонить в колокола можно с земли.

Духовская церковь (1476-1477). Храм Сошествия Святого Духа с подкупольной колокольней, выполнен псковскими мастерами и имел уникальный звон, по типу, характерному для Псково-Печерского монастыря. Здесь покоятся мощи митрополита Московского Платона, мощи служителей монастыря, наместника Лавры Антония Радонежского.

Середина XVIII века – правление императрицы Елизаветы Петровны

Правление Елизаветы I приводит к восстановлению былой славы обители. Дочь Петра I любила посещать эти места, сопровождая свои приезды пышными праздниками и фейерверками.

Именно Елизавета I издала указ в 1744 году о переводе Свято-Троицкого монастыря в Сергиевом Посаде в наивысший статус лавры. Это подчеркнуло значение обители в духовном ландшафте России, подтвердило его центральное место в жизни православных.

Троице-Сергиева лавра ⛪ в Сергиев-Посаде, официальный сайт, где находится монастырь Сергия Радонежского, расписание служб, лавра зимой фото

Михеевский храм

По велению императрицы в обители возводятся новые храмовые постройки – Смоленская церковь, Михеевский храм, Митрополичьи покои, знаменитая пятиярусная колокольня.

На Соборной площади в конце XVIII столетия устанавливается обелиск, отмечающий заслуги Свято-Троицкой Сергиевой Лавры перед Отечеством. В этот период лавра продолжает осознаваться как духовный оплот Отечества.

Трапезная, Троице-Сергиева Лавра.

Из построек Лавры ещё выделяется богато украшенная Трапезная (конец XVII века). Здесь осуществлялись приёмы, и проходили церемонии.

Рядом с трапезной зелёненькая резиденция патриарха.

Не зря я закончил рассказ о постройках Троице-Сергиевой Лавры резиденцией патриарха. На территории Лавры началось активное движение, тут и полицейские забегали в полном обмундировании, и священнослужители с телохранителями активизировались.

Навстречу мне попался митрополит Илларион (Алфеев). Все, как я уже понял потом, готовились к совершению малой вечерни, предвещавшей всенощное бдение.

Малую вечерю совершал никто иной, как сам настоятель Троице-Сергиевой Лавры, Патриарх всея Руси Кирилл.

Получив благословение патриарха, я двинулся в путь до вокзала. От Лавры пошёл по улице Вознесенской, где размещались кафе, рестораны, гостиницы и продавались сувениры. Наверное, это самая красивая улица Сергиева Посада. По крайней мере из тех, которые я видел.

Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (1686–1692).

Это далеко не все храмы и соборы Троице-Сергиевой Лавры. Каждое из сооружений имеет свою историю, особенности и духовно-культурную ценность. А все вместе образуют удивительное место, средоточие истории, духовности, художественных раритетов и центра духовной православной культуры на Руси.

Кроме церквей и храмов, на территории Лавры есть источник с родниковой водой, где каждый желающий может утолить жажду.

Важным представляется сказать несколько слов об основателе этого центра, иеромонахе Русской церкви Сергии Радонежском (1314-1392). Его имя олицетворяет начало русской духовности. Несмотря на то, что письменных свидетельств он не оставил, он сохранил о себе память в своем духовном наставничестве, а также в практическом богоугодном деле – создании монастырей.

Малые церкви и другие сооружения

Буквально все, что являет собой архитектура Лавры, представляет значительную художественную ценность.

Троице-Сергиева лавра ⛪ в Сергиев-Посаде, официальный сайт, где находится монастырь Сергия Радонежского, расписание служб, лавра зимой фото

Надкладезная часовня

На Соборной площади перед Успенским Собором стоит Надкладезная часовня, установленная здесь в память о чуде исцеления. Инок Пафнутий, молившийся около местного источника, прозрел. Источник и сегодня можно увидеть в часовне, летом его вода выводится под сень над крестом.

Интересна Смоленская церковь, где находится чудотворная икона Смоленской Божьей матери. Этот храм впитал в себя стилистику русского барокко и классицизма. Эта церковь – еще одно свидетельство чуда исцеления. Впечатленная этим, Елизавета Петровна приказывает основать храм. Росписи и внутреннее убранство церкви относится к XIX в.

Троице-Сергиева лавра ⛪ в Сергиев-Посаде, официальный сайт, где находится монастырь Сергия Радонежского, расписание служб, лавра зимой фото

Самобытны каменные укрепления Сергиевой лавры.

Изначально они были деревянными, но реконструировались в кирпичные. Их длина составляет более километра, толщина – 3,5 м, высота – до 6 м. Стены венчали 12 башен с различными боевыми возможностями. Благодаря укрепительным сооружениям, монастырь не один раз становился крепостью, защищая не только монахов, но и жителей Сергиева Посада.

Башни – Красная, представляющая собой главный вход в лавру, Пятницкая, Луковая, Водяная, Келарская, Пивная являются достаточно крепкими оборонительными сооружениями, имеющими разную архитектуру.

Информация для туристов: название башен крепостной стены Лавры связано не только с именами святых. Многие имена были даны благодаря бытовой жизни монастыря. Луковая башня именовалась так из-за близости к огороду. Пивная – за близость пивоварен, Плотничья – за близость столярных мастерских.

Особое значение имеют Митрополичьи покои, где сегодня останавливается Патриарх Московский и всея Руси.

Примечательна Надвратная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, сооруженная на пожертвования семьи Строгановых. Этот образец архитектуры Нарышкинского барокко конца XVII столетия поражает красочностью и изяществом форм, однако он не один раз подвергался перестройке. Сегодня храм отреставрирован, ему придан первоначальный облик.

Паломники, собираясь посетить лавру впервые, частенько интересуются — чьи мощи обретаются в обители? В Троице-Сергиевой лавре ныне хранятся мощи 9 святых.

Святыни Троице-Сергиевой лавры

Троице-Сергиева лавра ⛪ в Сергиев-Посаде, официальный сайт, где находится монастырь Сергия Радонежского, расписание служб, лавра зимой фото

Мощи основателя Лавры — Сергия Радонежского

Кратко перечислим важнейшие:

  • святые мощи основателя Лавры — Сергия Радонежского;
  • его вещи, которые использовались при богослужениях – сосуды, посох игумена, частицы монастырского облачения;
  • нательный крестик преподобного;
  • чудотворная икона Божьей матери Смоленской;
  • частичка мощей Андрея Первозванного;
  • святые мощи настоятелей монастыря Серапиона, Иоасафа;
  • мощи преподобного Антония Радонежского;
  • первая рака преподобного Сергия;
  • мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского;
  • гробницы патриархов всея Руси Алексия I (Симанского) и Пимена (Извекова) и многие др.

Расписание служб

5.30 – общий молебен у мощей преподобного Сергия;

6.15, 6.30, 9.30 – литургии – Успенский, Троицкий, Трапезный храмы.

9.00, 13.00 – заказные молебны (кроме понедельника);

17.00 – соборный молебен с акафистом Божьей Матери (пятница) – Троицкий собор;

С 8.30 до 20.30 – молебны с акафистом преподобному Сергию – Троицкий собор.

Исповеди проводятся до 10.30 в Иоанно-Предтеческом надвратном храме.

17.00. – всенощное бдение;

5.30, 6.30, 8.30, 9.30 – литургии – Успенский, Троицкий, Трапезный храмы;

с 5.00 до 6.15 и с 8.30 до 20.30 – молебны преподобному Сергию – Троицкий собор;

17.00 – соборный молебен с акафистом преподобному Сергию (воскресенье) – Троицкий собор.

Исповеди проводятся до 7.30 и после окончания всенощного бдения в Иоанно-Предтеческом храме.

Уже несколько столетий Троице-Сергиева Лавра привлекает паломников и посетителей. Еще во времена ее основателя сюда стекались люди за поддержкой и защитой. Сегодня Лавра одинаково приветливо встречает всех гостей – от любопытствующих до тех, кто стремится прийти сюда с молитвами.

https://www.youtube.com/watch?v=LSBDIYx7VAg

Посетив лавру, можно окунуться в атмосферу неспешной искренности, глубоких раздумий, почувствовать или вновь обрести самого себя. Ведь именно здесь многие века люди ощущали наиболее тесную связь с Богом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector