Музыкотерапия для пожилых людей, создание эмоционального фона при помощи музыки

История развития

О целительных свойствах мелодичного звучания знал ещё Пифагор. Древнегреческий учёный широко использовал для терапии и коррекции разных проявлений лиру и флейту. Со своими соратниками философ практиковал групповые сеансы музыкальной терапии, а также при необходимости проводил «настройку», «прикосновение» и «музыкальное сочетание».

Ветхий Завет содержит свидетельства о том, что занемогшего Царя Давида удалось вылечить игрой на арфе. Древнеегипетские жрецы применяли мелодии при лечении бесплодных людей, а хоровым пением избавляли от бессонницы.

Традиционное шаманское горловое пение – это сакральный метод глубинной психотерапии. Практика очищает сознание, настраивает на положительное мышление, гармонизирует работу всех систем и органов тела.

Российские медики и учёные также интересовались музыкотерапией: на стыке 19-20 веков В.М. Бехтерев и И.М. Сеченов писали о благотворном воздействии мелодий на функционирование центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения. Московский музыкальный терапевт Валентин Петрушин (действующий Президент Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов) разработал собственную методику музыкально-рациональной психотерапии, объединив опыт древних и современные представления. Профессор придумал новый жанр – лекцию-концерт: в ходе интерактивного мероприятия посетители слушают музыку, медитируют и танцуют.

Музыкальный итог дня: сладких снов, меломаны

Взаимодействие человека и музыки возможно благодаря одинаковой (волновой) природе субъекта и объекта. Человек «резонирует» со звучанием внешней среды, и от того, каким будет этот звук, зависит состояние – как тела, так и души. У каждого человеческого органа имеется собственный ритм и частота вибраций.

Благоприятное (как и разрушительное) влияние музыки – это следствие реакции организма на внешний раздражающий фактор (в данном случае – звук или мелодию). Центральная нервная система и мышечный каркас тела реагируют на ритм, появляется физиологический ответ.

Учёным и целителям известны методы работы с отдельными органами и системами – с помощью грамотно подобранного музыкального «лекарства» целевой орган получает нужные вибрации и приходит в гармоничное состояние, а это путь к выздоровлению на уровне физики. Отмечается также лечебный эффект от конкретных музыкальных инструментов: например, самая крупная стационарная установка – орган – оказывает системное воздействие на организм, повышая вибрации человека.

Печень хорошо отзывается на звучание кларнета, а саксофон поможет при заболеваниях мочеполовой системы. Струнные инструменты буквально затрагивают «струны души» — и это не красивая аллегория: скрипкой лечат заболевания сердечно-сосудистой системы.

Мозг человека – это самая сложная в мире структура «умных» нейронных связей. В их сети имеют место свои ритмы вибраций. Когда они совпадают с ритмом услышанной мелодии, – в мозгу высвобождается дофамин. Он отвечает за отличное настроение – тело получает импульс «мне хорошо». Отступают тревоги, улучшается самочувствие, повышается качество всех процессов.

Канадская группа ученых установила, что такой эффект – ощущение счастья – дает не только прослушивание любимых композиций, но и предвкушение или воспоминание о них. Когда мы «мурлыкаем» мелодию понравившейся певицы на кухне или в душе, – становимся чуть-чуть счастливее.

Англо-американская группа ученых провела эксперимент в нескольких вузах США. Выяснилось, что после недели регулярного прослушивания произведений Моцарта IQ студентов вырос почти на 25%.

По мнению экспертов, у композиций этого великого композитора есть сразу несколько важных черт:

  • частота мажорных тонов часто перекликается с внутренним темпом организма, что задает человеку волю к победе, пробуждает стремление;
  • мягкие переходы активируют творческую часть мозга;
  • гармония инструментальной мелодии оказывает влияние на определенные гены – стимулирует синтез белков, которые отвечают за скорость сообразительности и внимательность.

Музыкотерапия для пожилых людей, создание эмоционального фона при помощи музыки

Слушая Моцарта, молодые люди чаще принимали нестандартные решения, были более собраны перед экзаменом. Если вам предстоит серьезное испытание, – не пожалейте часа накануне для композиций великого мастера, и вы удивите своих экзаменаторов задором и жаждой познания.

https://www.youtube.com/watch?v=HeM2dPZg_gk

45 минут классической музыки перед сном дает тот же результат, что прием снотворного. Это подтвердили в Германии. Хотя сам факт положительного успокоительного действия колыбельных песен известен каждому из нас с детства.

С точки зрения медицины, причиной такого воздействия музыкальной терапии является мелатонин – гормон, который отвечает за сон и расслабление. Его выработке способствуют композиции Бетховена, Дебюсси, Рахманинова (испытания проводились под 3 часто «Второй симфонии»).

Спокойный мотив перед сном, ритмичный задорный темп утром, классика в предвкушении стресса, Моцарт перед экзаменами – выбирайте музыку, которая улучшит ваше состояние и подарит отличное настроение. Любите красивые произведения, чаще слушайте вдохновляющие мелодии со звуками природы, и будьте здоровы.

ПОДРОБНОСТИ:   Домашний очаг - пансионат для пожилых людей

Принцип действия музыкальной терапии

Музыкотерапия – это метод восстановления душевных сил и психологической поддержки, основанный на прослушивании классической музыки. Сила влияния такой практики известна с древних времен, но активно использоваться в психотерапии она стала относительно недавно. Специалисты выделяют несколько ключевых положительных эффектов от прослушивания музыки:

  • – эмоциональная разрядка;
  • – приятные ассоциации, связанные с мелодической линией;
  • – повышение настроения и предупреждение депрессивных состояний.

Опыт использования музыкотерапии говорит красноречивее любых научных выкладок. Так, например, давно замечено, что шедевр мирового искусства «Времена года», написанный Антонио Вивальди, снижает болевые ощущения при хирургических операциях и, кроме того, повышает эффективность работы медицинского персонала.

Несложно выделить и другие важные физиологические функции, которые может выполнять правильно подобранная музыка:

  • – регулирование артериального давления;
  • – восстановление нарушенного обмена веществ;
  • – стимулирование выработки эндорфинов – гормонов счастья и естественных обезболивающих.

Эти особенности музыкотерапии просто обязана использовать в своей работе сиделка для лежачего больного или пожилого человека, его родные и близкие.

Музыкотерапия – это термин, буквально означающий «лечение музыкой». В качестве исцеляющего интегративного метода используется в психологии и психотерапии, а также – в педагогических и воспитательных программах. Это один из ведущих методов Арт-терапии. Гармоничное и универсальное влияние мелодий применяется при налаживании процесса личностного развития. Музыка избавляет от стресса, возбуждает творческие способности и даже облегчает физическое состояние.

Рецептивная

Основное отличие такой формы музыкального лечения – пассивный (принимающий) характер. Пациенту ничего не нужно предпринимать в ходе терапии, просто слушать предложенные мелодии или звуки. Психотерапевт, применяющий метод арт-терапии, подкрепляет процесс лечения беседой с клиентом. Общение может проходить на фоне музыкального сопровождения.

Иногда разговор предваряет прослушивание, и пациент получает какое-либо дополнительное задание. Чаще всего предлагается погружение в собственные переживания и ощущения. После сеанса музыкотерапии арт-терапевт предлагает обсудить впечатления от музыки, увиденные визуальные образы, возникшие чувства и эмоции.

Рецептивная музыкотерапия бывает:

  • коммуникативной (при совместном прослушивании);
  • реактивной (очищающей);
  • регулятивной (расслабляющей и гармонизирующей).

По количеству слушателей методика классифицируется как групповая и индивидуальная. Формат терапии может включать прослушивание записей и живого исполнения.

Иногда возникают сомнения в необходимости такого лечения. Казалось бы, зачем нужен «врач», если музыку можно слушать где угодно самостоятельно? Тонкость в том, что музыкальный терапевт знаком с психофизиологией, психологией, вибрационной теорией и многими другими дисциплинами. Во время сеанса специалист определяет проблему и подбирает музыку для терапии с учётом многих значимых факторов.

Активная

Это уже полноценное включение в процесс. Во время сеанса активной музыкотерапии человек самостоятельно творит свою мелодию: играет на каком-либо музыкальном инструменте или поёт. Процесс носит ярко-выраженную коррекционную направленность. Клиент музыкального терапевта воспроизводит заданное произведение или фантазирует. Приветствуется импровизация с использованием музыкальных инструментов или голоса.

Формат может быть также групповым (хоровое исполнение или пение) и индивидуальным (вокал, горловое пение, игра на инструментах).

Музыкальный арт-терапевт располагает набором простых музыкальных инструментов, которые используются при активных формах терапии: барабан, колокольчики, маракасы, цимбалы, дудочки. Во время сеанса музыкотерапии каждый из участников выбирает свой вариант и с помощью звуков выражает свою позицию в диалоге, состояние или отношение к ситуации.

При хоровом пении улучшается эмоциональное состояние участников, налаживаются взаимоотношения в коллективе, возникает сплочённость группы. Такой метод избавляет людей от комплексов и скованности. Ценность методики заключается в сочетании музыкальной составляющей с телесной ориентированностью (при пении работает гортань, шейная мускулатура, лёгкие, диафрагма) и коллективным духом. Как правило, терапевт поёт вместе с хором. Репертуар подбирается из жизнеутверждающих и оптимистичных произведений с глубоким смыслом.

Справка. С помощью активной музыкотерапии детей учат распознавать собственные чувства и эмоции.

Интеграционная

Комплексный арт-терапевтический инструмент, сочетающий музыкальное сопровождение с наглядно-образным восприятием. В этом случае под музыку совершаются дополнительные творческие действия: рисование, игра, пантомима, пластическая драма. Как вариант, пациенты «творят» после прослушивания произведения, выражая впечатление и состояние через поэзию, изобразительное искусство, писательство.

Интегративная музыкотерапия применяется для работы с детьми при нарушениях речи, слуха, зрения, задержке в развитии и ментальных нарушениях.

По форме может быть пассивной (рецептивной), когда пациент под музыку наблюдает определённый визуальный ряд (сменяющиеся картинки, слайды, видеозапись). Активный формат предполагает творчество под музыку или после прослушивания произведения.

ПОДРОБНОСТИ:   Энцефалопатия головного мозга у пожилых: причины появления недуга, симптомы и лечение. Лечение энцефалопатии головного мозга у пожилых людей

С появлением современной техники и различных устройств слушать музыку можно в любое время и в любом месте. Пространство изобилует предложениями, при этом, как и в случае с книгами, не все произведения «одинаково полезны». Музыкальный фон можно и нужно сортировать, поскольку воздействие на психику и физиологию огромно, даже если человек того не осознаёт.

Внимание! Поп-музыка и низкокачественный рок, депрессивные и мрачные направления, электронная «неживая» музыка – это низковибрационная, «мусорная» информация, которая не возвышает и не одухотворяет. Пользы от такого прослушивания не будет, а вот вред – возможен.

Когда лучше проводить сеансы? Заряжайтесь приятными и целебными мелодиями сразу после пробуждения, перед сном настраивайтесь с помощью расслабляющей нежной музыки на крепкий здоровый сон. Общее время прослушивания – 15-30 минут.

Можно ли чем-то заниматься во время музыкальной терапии? Если есть возможность, просто расслабьтесь, отпустите мысли и созерцайте прекрасное – посмотрите на пейзажи или полистайте альбом с любимыми фотографиями. Впрочем, можно сопровождать музыкой привычные бытовые дела: расстилание или застилание постели, уборку квартиры, полив растений.

При работе с детьми (особенно с нарушениями физического и психического развития) музыкальная терапия оказывает сильное благотворное воздействие и существенно корректирует состояние. Используется для профилактики и психологической коррекции личностного развития. Музыкой лечат психосоматические расстройства, психоэмоциональные отклонения, устраняют сложности в социально-адаптивных процессах. Это прекрасный инструмент творческой стимуляции, повышения уровня художественно-эстетических потребностей.

Во время сеанса музыкальный терапевт работает с состоянием ребёнка, добиваясь появления положительных чувств и эмоций: удовольствия, интереса, радости от процесса творчества и самовыражения. Особенно хороши в этих случаях активные формы терапии: вокал, хоровое пение и работа с музыкальными инструментами.

Самый плодотворный период для использования музыкотерапии: 5-7 лет. В этом возрасте ребёнок уже способен выразить словами своё состояние и потребности, что способствует диагностике и подбору корректирующих композиций. Используется в групповой и индивидуальной форме.

Детская рецептивная музыкотерапия призвана избавить ребёнка от внутреннего напряжения, вызвать положительные чувства и эмоции, отрегулировать вегетативные процессы. Обычно проводится индивидуально с детским психологом. Частый формат – «музыкальные картинки», «музыкальное моделирование», «живая музыка», «музыкальный сон».

Для работы с детьми арт-терапевты применяют классическую инструментальную музыку и звуки природы.

  • Расслабляющие мелодии: П. И. Чайковский «Баркаролла», «Сентиментальный вальс», «Осенняя песня», Ф. Шопен «Ноктюрн».
  • Коррекция подавленного состояния, угнетённости: Ф. Шуберт «Аве Мария», Л. Бетховен «К радости», Глюк «Мелодия».
  • Для непослушных и агрессивных: «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
  • Перед сном: негромкие плавные мелодии с отчётливым ритмом.
  • Музыка, вызывающая ощущение бодрости и радостное состояние: Д.Б. Шостакович «Праздничная увертюра», В. Монти «Чардаш», Ф. Лист «Финал венгерских рапсодий».

Боль уйдет под звуки фортепиано и флейты

Музыка дает обезболивающий эффект. Это доказали ученые Университета в Юте во время эксперимента, который на приборах продемонстрировал активность сенсорных каналов, отвечающих за обезболивание, во время игры классических мелодий.

Эксперимент проводился на здоровых людях, у которых отмечалась повышенная болевая чувствительность. 143 человека слушали классику, пока к их пальцам подносились специальные электроды (небольшой разряд вызывал незначительную боль). Реакции превзошли ожидания – 80% участников эксперимента не замечали отвлекающий болевой фактор.

Сегодня обезболивающий музыкальный эффект не вызывает сомнений. Он подтвержден десятками исследований, взят на вооружение в клиниках:

  • в палатах больных после операции часто играют классические произведения Генделя и Баха, они способствуют более простому процессу реабилитации;
  • онкология активно использует музыкальную терапию – доказано, что больные раком проще переносят лечение под звуки Вивальди, Шуберта, Грига, Чайковского;
  • в ходе ряда экспериментов в Германии выяснилось, что больные в 85% случаев проще выходили из наркоза, если во время хирургической операции играла музыка (хирургам она помогала снять стресс и сосредоточиться).

Три-четыре, ноги шире: для спортсменов

Расслабление под мягкие переливы флейты, звуки пианино или скрипки – это для обезболивания и настроения. А в спорте музыка задает ритм. Британские ученые еще в 2005 году доказали, что результативность спортсменов, которые слушают ритмичные композиции, растет на 15–20%. Здесь имел место двойной эффект:

  • отвлечение (особенно полезен на тренажерах);
  • ритмика.

Будучи фактором хорошего настроения (если это любимые произведения), музыкальное сопровождение становится еще и своеобразным допингом – разрешенным, но не менее действенным, чем медикаментозные стимуляторы (улучшает циркуляцию крови, ускоряет обменные процессы – тело приходит в тонус).

Развиваем память

Мозг человека до конца не изучен, но некоторые теории позволяют говорить о сложной системе его памяти. Для сохранения информации он часто привязывается к звукам, приятным слуху, – той же музыке. Потому, заслышав знакомые мелодии, многие вспоминают то, что казалось давно забытым.

ПОДРОБНОСТИ:   Низкий пульс у пожилого человека: симптомы, последствия, лечение

Данному феномену посвящено немало трудов. Был даже снят фильм о трогательной истории молодого мужчины, способного вспомнить свою жизнь только под игру пластинок кумира. По данным создателей, в основе истории – реальные события.

И научные факты таковы, что этому хочется верить. В Гонконге несколько десятков лет изучали влияние музыки на память детей и подтвердили: ежедневное прослушивание легких любимых композиций действительно помогает без приема стимуляторов.

Что такое «эффект Моцарта»?

Классическая музыка, написанная несколько столетий назад, не теряет своих исцеляющих свойств. Как известно, посещение концертов «живой» классической музыки – это не только признак хорошего вкуса и воспитания, но и мощная энергетическая подпитка. Подобную музыку создавали не простые люди, а великие Мастера, часто Посвящённые.

Благодаря научным изысканиям 90-х годов 20 века доказано: музыка Моцарта повышает интеллект и повышает активность мозга. Феномен назвали «эффектом Моцарта». Непостижимым образом прослушивание произведений великого композитора оказывает мощное влияние на функционирование всей коры головного мозга, что подтверждено лабораторными исследованиями с применением магнитного резонатора. Был сделан вывод, согласно которому целительный эффект достигается за счёт особой частоты смены ритма и звука (всё те же волновые характеристики).

Мозг и центральная нервная система работают на частотах со сменой ритма раз в 20-30 секунд. После того, как исследователи изучили частотные характеристики музыкальных сочинений 60 разных авторов, выяснилось, что Моцарту, как никому другому, удалось «уловить» соответствующие колебания и отразить частоты в своих произведениях. Целебное влияние усиливается высокочастотными звуками, которыми наполнены сочинения Моцарта.

Справка. Врачи взяли «на заметку» способность музыки Моцарта укреплять мельчайшие мышцы среднего уха, благодаря чему возвышенные классические мелодии помогают при нарушениях речи и слуха. Слушая Моцарта по два часа ежедневно, актёр Жерар Депардье избавился от заикания и проблем с памятью. Правительство Канады использует произведения великого композитора для профилактики аварий на дорогах: увертюры Моцарта звучат на городских площадях.

Стресс

Когда человек слушает приятную ему композицию в течение 1–3 минут, – его кровеносная система начинает реагировать:

  • снижается давление;
  • кровеносные сосуды расширяются;
  • уменьшается частота сердечных сокращений.

Ровно те же процессы, но за более длительный период наблюдаются, когда мы сознательно успокаиваемся, пережив стресс. Музыка оказывает антистрессовый эффект без усилий со стороны самого человека. Немецкие ученые подтвердили: долгосрочное увлечение классикой стимулирует развитие стрессоусточивости.

Мигрень, как результат пережитых эмоциональных волнений, тоже отступает под звуками пианино, акустической гитары и флейты. Такая терапия не нагружает печень, сердце и почки, зато обеспечивает долговременный эффект.

Экспертное мнение

Один из ведущих музыкальных терапевтов современности Валентин Петрушин изучает и практикует методы лечения музыкой в течение многих лет. Маэстро уверен, что, к примеру, хоровое пение оказывает мощное влияние на самочувствие и физические показатели всех участников – со-настраивает дыхательные и сердечные ритмы.

https://www.youtube.com/watch?v=bYHcqwjwvLM

При бессоннице профессор Петрушин рекомендует петь перед сном мантру «ОМ». От депрессии музыкальный терапевт «прописывает» специальные короткие песенки, способствующие раскрытию диафрагмального дыхания. Разработанные Валентином Петрушиным музыкальные аффирмации работают эффективнее простых текстовых формулировок для проговаривания, поскольку сочетаются с музыкальным ритмом.

Ученики и слушатели вебинаров В. Петрушина отзываются о мастере с большим теплом. Ученица профессора Маргарита Щеткова принимала активное участие в вебинаре вместе с детьми и подтверждает действенность всех предложенных упражнений и техник – в ходе занятия семья опробовала на себе все тонкости и получила результат в форме ощущения покоя и умиротворённости. Слушательница Александра Четверикова отметила, что после занятия исходная тревожность сменилась бодрым и энергичным состоянием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector