Откуда берется агрессия у пожилых людей

Скидка на возраст

«Всегда надо рассматривать ситуацию в целом, – считает наш эксперт. – Может быть, агрессивность – защитная реакция на что-то. И надо разбираться на что. К тому же у пожилых людей низкий порог раздражительности и высокий уровень тревоги. Они ранимы и чувствительны, быстро утомляются. Громкие разговоры, резкие движения, какие-то фразы, показавшиеся им обидными, могут вызвать у них ответную реакцию».

Иногда агрессивность развивается на фоне старческой деменции. Пожилой человек становится нервным, беспокойным, суетливым. Может злиться на всех и вся или же выбрать козла отпущения из родственников. И сколько бы ни пытались близкие его разубедить – бесполезно.

Причины агрессии пожилых людей

Специалисты по гештальт-терапии вывели статистику, объясняющую агрессивность людей пожилого возраста. Исследование показало, что более озлоблены одинокие люди или старики, которые лишены любви и внимания со стороны своих близких. Часто из-за такой жизненной ситуации пенсионеры впадают в депрессию. Главные причины психических расстройств среди людей преклонного возраста:

  • одиночество
  • непонимание близких
  • жизненная неустроенность
  • материальные проблемы
  • зависть
  • отсутствие общения
  • неумение приспосабливаться

Эти факторы могут вызвать в человеке разрывающие чувство несправедливости, которое и порождает агрессию. Такие эмоции губительны, как для самого человека, так и для его окружения.

— склонность к импульсивности;

— вдумчивость, рассеянность;

— эмоциональная восприимчивость, а также чувство ранимости, неудовлетворенности, дискомфорта;

— враждебная атрибуция, под которой понимается оценка, а также интерпретация намерений, действий в качестве агрессивных.

Агрессивность у людей отмечается при ряде нервных и психических расстройств.

Причинами агрессивности человека выступают: разного рода конфликты, интимные проблемы, злоупотребление алкоголем, психотропными средствами, наркотическими средствами, неустроенность личной жизни, проблемы личного характера, чувство одиночества, психические травмы, строгое воспитание, просмотры триллеров, переутомление, а также отказ от отдыха.

Термин «агрессивный» в отношении спортсменов стал применяться как характеристика, которая означает настойчивость в преодолении преград, а также активность в достижении поставленных целей.

Агрессивное поведение у человека способно вызываться разнообразными причинами.

— злоупотребление алкоголем, а также наркотическими средствами, которые расшатывают нервную систему, что провоцирует развитие агрессивной неадекватной реакции на незначительные ситуации;

— проблемы личного характера, неустроенность личной жизни (отсутствие спутника жизни, чувство одиночества, интимные проблемы, вызывающие депрессию, а в дальнейшем переходящие в агрессивное состояние и проявляющееся при каждом упоминании о проблеме);

— психические травмы, полученные в детстве (невроз, полученный в детстве из-за плохих отношений родителей);

— строгое воспитание провоцирует в будущем проявление агрессивности по отношению к детям;

— увлечение просмотром квест-играми и триллеров;

— переутомление, отказ от отдыха.

Агрессивное поведение наблюдается при целом ряде психических и нервных расстройствах. Данное состояние отмечается у больных эпилепсией, шизофренией, вследствие травм и при органических поражениях головного мозга, менингита, энцефалита, психосоматических расстройствах, неврастении, эпилептоидной психопатии.

Причины агрессии – это субъективные факторы (обычаи, месть, историческая память, экстремизм, фанатизм некоторых религиозных течений, образ сильного человека, внедряемый через СМИ, и даже психологические индивидуальные черты политиков).

Существует ошибочное мнение относительно того, что агрессивное поведение больше свойственно людям с душевными болезнями. Имеются данные, что только у 12% людей, которые совершили агрессивные поступки и были направлены на судебно-психиатрическую экспертизу, выявили психические заболевания. В половине случаев агрессивное поведение было проявлением психоза, а у остальных отмечались неадекватные агрессивные реакции. Фактически во всех случаях наблюдается гипертрофированная реакция на обстоятельства.

Наблюдение за подростками показало, что телевидение закрепляет агрессивное состояние посредством криминальных передач, что в дальнейшем усиливает эффект. Социологи, в частности Кэролин Вуд Шериф, опровергают распространенное мнение о том, что спортивные состязания выступают в качестве эрзац-войны без кровопролития.

Длительные наблюдения за подростками в летнем лагере показали, что спортивные соревнования не только не снижают взаимную агрессивность, а только усиливают ее. Был обнаружен интересный факт по снятию агрессивности у подростков. Совместный труд в лагере не только объединил подростков, а и помог снять взаимное агрессивное напряжение.

Для агрессивного поведения существует множество причин. Агрессия бывает разной и случается в разных ситуациях, поэтому часто следует смотреть на комплекс всего происходящего, чтобы понять мотивы поступков человека.

  1. Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками и т. д.). Под действием препаратов человек не может адекватно реагировать на конкретную ситуацию.
  2. Личностные проблемы, которые связаны с неудовлетворенностью в личных отношениях, интиме, одиночеством и т. д. Любое упоминание о данной проблеме вызывает негативную реакцию.
  3. Психические травмы детства. Развитый невроз на фоне неблагополучных отношений с родителями.
  4. Авторитарное и строгое воспитание, которое развивает внутреннюю агрессию.
  5. Просмотр фильмов и передач, где активно обсуждается тема насилия.
  6. Неполноценный отдых, переутомление.

Агрессия может быть симптомом серьезной болезни, которая часто связана с повреждениями в головном мозге:

  • Шизофрения.
  • Энцефалит.
  • Неврастения.
  • Менингит.
  • Эпилептоидная психопатия и т. д.

Не следует исключать влияния общественности. Религиозные течения, пропаганда, расовая ненависть, мораль, образы политиков или сильных личностей, которые являются агрессивными, развивают у наблюдателей подобное качество.

Часто люди, причинившие вред, ссылаются на плохое настроение или даже психическое расстройство. На самом деле только 12% из всех агрессивных людей являются психически больными. Остальные личности проявляют свои негативные эмоции в результате неправильной реакции на происходящее, а также отсутствия самоконтроля.

Агрессия отмечается как неудовлетворенность человека на жизнь в целом или конкретный случай в частности. Соответственно, главной причиной является неудовлетворенность, которую человек не устраняет благоприятными действиями.

Внимание плюс уход

Если ситуация не зашла далеко, постарайтесь найти подход к старику. Конечно, проще всего списать его выходки на возраст и ничего не предпринимать, но это осложнит ситуацию ещё больше. Напротив, окружите старика заботой и вниманием: чаще звоните, приезжайте в гости – он обязательно «оттает». Ведь озлобленность часто вызвана чувством одиночества и ненужности.

Болезни Паркинсона и Альцгеймера вовсе не возрастные, могут развиться и в среднем возрасте.
Стресс и «болезни стариков». Врач о том, как не впасть в маразм

Кроме того, убедите его проконсультироваться с психиатром или геронтологом. Возможно, врач назначит лекарства.

«В обществе есть страх перед психотропными препаратами – многие считают, что они делают из человека «овощ», – говорит Вадим Гилод. – Но у специалиста нет такой задачи. У него есть задача помочь снять эмоциональное напряжение. А это часто достигается с помощью психотропных средств. Поэтому бояться их не стоит».

Но как убедить бабушку или дедушку пойти к психиатру, если они наотрез отказываются это делать? В таком случае можно объяснить ситуацию участковому терапевту. Он даст направление к невропатологу (например, под предлогом диспансеризации), а тот в случае необходимости перенаправит к психотерапевту или геронтологу.

Можно также прийти к психиатру самим – рассказать о поведении старика. Специалист подскажет, как убедить пожилого человека прийти к нему на приём.

Подходы к агрессии

Ученые из различных областей наук рассматривают подходы к агрессии. Для каждого представителя она означает что-то свое. Нормативный подход воспринимает агрессию как деструктивное поведение, которое не соответствует нормам морали и этики общества. Криминальный подход также рассматривает агрессию как акт противоправного поступка, который нацелен на причинение физического и морального вреда живому объекту.

  • Глубинно-психологический подход воспринимает агрессивное поведение как инстинктивное, присущее всем живым существам.
  • Целевой подход воспринимает агрессию как целенаправленное действие. С точки зрения достижения цели, эволюции, адаптации, присвоения важных ресурсов, доминирования.
  • Шваб и Коэроглоу рассматривают агрессивное поведение как стремление человека к установлению целостности своей жизни. Когда она нарушается, человек становится агрессивным.
  • Кауфма рассматривает агрессию как способ приобретения нужных для жизни ресурсов, что продиктовано естественной потребностью выживания.
  • Эрих Фромм рассматривал агрессивное поведение как желание доминировать и господствовать над живыми существами.
  • Уилсон характеризовал агрессивную природу человека как желание устранить действия другого субъекта, который своими поступками ущемляет его свободу или генетическую выживаемость.
  • Мацумото отмечал агрессию как поступок, который причиняет боль и вред физического или психического плана другому индивиду.
  • Щербина характеризовала словесную агрессию как речевое проявление чувств, намерений и желаний в отношении другого человека.
  • Когнитивная теория рассматривает агрессию как способ научения контактирования человека с внешними факторами.
  • Прочие теории комбинируют выше приведенные понятия для понимания природы агрессивного поведения.

Психологи, социологи, философы выделяют различные подходы к агрессии.

Нормативный подход это дефиниция агрессии, делающая акцент на её противоречивости, противоправности общественным нормам.

О. Мартынова дает определение агрессии как деструктивному целенаправленному поведению, противоречащему правилам и нормам сосуществования людей в социуме.

Криминальная агрессия определяется также в рамках нормативного подхода, что означает поведение, нацеленное на причинение умышленного морального и физического вреда живому существу. В результате, действия агрессора рассматриваются как противоречие с нормами уголовного права.

Глубинно-психологический подход отмечает инстинктивную природу данного состояния. В этом случае агрессивное состояние предстает неотъемлемым и врожденным свойством любого человека. Яркими представителями глубинно-психологического подхода являются этологическая (З. Фрейд, К. Юнг, К. Лоренц, Моррис и др.) и психоаналитическая школа.

Целевой подход заключается в проявление агрессивного состояния с точки зрения её функциональности и само поведение рассматривается как инструмент для успешной эволюции, доминирования, самоутверждения, присвоения жизненно важных ресурсов, адаптации.

Коэроглоу, Шваб видят в агрессивном поведении специфически ориентированное поведение, которое направленно на устранение всего и преодоление того, что угрожает психической и физической целостности организма.

Х. Кауфма относит агрессию к средству, которое позволяет индивидуумам получать долю ресурсов, что обеспечивает успех в условиях естественного отбора.

Э.Фромм считает злокачественную агрессию инструментом доминирования, выражающую стремление индивида к господству над живыми существами.

Агрессия у человека зачастую представляет инструмент психической саморегуляции. Подходы, которые акцентируют внимание на последствиях агрессии, дают описание её результатов.

Уилсон относит агрессию к физическому действию, а также угрозе со стороны одного индивида, уменьшающие свободу и генетическую приспособленность другого индивида.

Мацумото отмечает, что агрессия — это поступок или поведение, причиняющее боль другому индивиду психически или физически.

А. Басс дает такое определение агрессии — реакция, при которой другой индивид получает болевые стимулы. Агрессия — это явление, проявляющееся в специфическом поведении, а также в конкретном действии — угрозе, нанесении ущерба другим.

Зильман дает похожее определение и считает, что агрессия — попытка или нанесение физических или телесных повреждений.

Трифонов Е. В. понимает под агрессией проявление в действиях и чувствах индивида враждебность — антагонизм, ненависть, недружелюбие, неприязненное отношение.

Ю. Щербина относит речевую агрессию к обидному общению, а также словесным выражениям негативных эмоций, намерений, чувств.

Многоаспектные подходы состоят из перечисленных выше подходов, а также их комбинаций.

Например, агрессия, по мнению, Семенюк и Ениколопова — это разрушительное, целенаправленное наступательное поведение, которое нарушает правила и нормы сосуществования людей в социуме, а также наносит вред объектам нападения (неодушевленным и одушевленным), причиняя физический ущерб людям и вызывая у них переживание состояния страха, психического дискомфорта, напряженности, подавленности.

Недифференцированные подходы отражают частные психологические теории и не объясняют самой сути данного состояния, определяя его в узко-теоретические рамки.

Бихевиоризм (Д. Доллард, Л. Берковиц, С. Фишбах) дает такое определение агрессии – драйв, проявляющийся в естественном рефлексе человека или следствие фрустрации, или форме реагирования на психический и физический дискомфорт.

Представители когнитивных теорий относят агрессивное состояние к результату научения (А. Бандура). Другие исследователи (Л. Бендер) отмечают, что агрессия — это приближение к объекту или удаление от него, или внутренняя сила, которая дает индивиду возможность выстоять против внешних сил (Ф. Аллан).

Интеракционизм рассматривает данное состояние как следствие несовместимости целей, объективного конфликта интересов отдельных личностей, а также социальных групп (М. Шериф, Д. Кэмпбелл).

Подобные определения дают общие формулировки и зачастую непонятно объясняют само понятие этого состояния. Несмотря на огромное число подходов, ни один не представил полного, а также исчерпывающего определения.

Формы агрессии

Агрессия проявляется по-разному. В зависимости от цели, которая достигается агрессивными действиями, и методов совершенных поступков, агрессия бывает доброкачественной и злокачественной:

  1. Под доброкачественной агрессией понимается отвага, мужество, амбиции, настойчивость, храбрость.
  2. Под злокачественной агрессией понимается насилие, хамство, жестокость.

Каждое живое существо бывает агрессивным. В каждом организме заложены гены, которые позволяют проявлять агрессию ради выживания, спасения себя от смерти. Так, выделяют оборонительную агрессию, которая возникает в момент опасности. Она имеется у всех живых существ. Когда живому организму грозит опасность, он становится решительным, убегает, нападает, защищается.

В противовес данной агрессии существует деструктивная, которая присуща только человеку. В ней нет ни смысла, ни цели. Она возникает только на основе эмоций, чувств, мыслей человека, которому просто что-то не понравилось.

Откуда берется агрессия у пожилых людей

Выделяют еще одно проявление агрессии – псевдоагрессия. Она возникает в ситуациях, где человек должен приложить максимум усилий ради достижения цели. Например, во время соревнования спортсмены становятся агрессивными, чтобы придать себе энергии и мотивации.

Особым проявлением агрессии, которое присуще всем живым существам, является стремление к выживанию. Когда не хватает еды, не достается интима, отсутствует защита, тогда организм становится агрессивным. Все направлено на выживание, что часто сопряжено с ущемлением границ и свободы других живых существ.

Агрессивным может стать любой человек. Часто сильные провоцируют слабых, которые потом тоже ищут более слабых личностей, чтобы отыграться на них. От агрессии нет защиты. У каждого она проявляется как реакция на внешний раздражитель. Стать жертвой агрессии может как тот, кто ее вызвал, так и тот, кто просто попался под руку.

Проявление агрессии – это выражение недовольства и неудовлетворенности. Она может быть как открытой, когда человек стучит по столу или постоянно «пилит», так и скрытой – периодические придирки.

Эрих Фромм выделял такие формы агрессии:

  • Реактивная. Когда человек понимает, что его свободе, жизни, достоинству или имуществу угрожает опасность, он проявляет агрессию. Здесь он может защищаться, мстить, ревновать, завидовать, разочаровываться и т. д.
  • Архаическая жажда крови.
  • Игровая. Человек иногда желает просто проявить свою ловкость и умения. Именно в этот момент он может прибегать к злобным шуткам, издевательству, сарказму. Здесь нет ни ненависти, ни злости. Человек просто играется в то, что может раздражать его собеседника.
  • Компенсаторная (злокачественная). Является проявлением деструктивности, насилия, жестокости, что помогает человеку делать свою жизнь полноценной, нескучной, наполненной.

Человек, который становится склонным к агрессии, обладает следующими характеристиками:

  1. Восприимчивость, ранимость, острое переживание дискомфорта.
  2. Импульсивность.
  3. Рассеянность, которая приводит к эмоциональной агрессивности, и вдумчивость, что провоцирует инструментальную агрессивность.
  4. Враждебная интерпретация происходящего.

Человек не способен полностью избавиться от своей агрессии, поскольку иногда она является полезной и нужной. Именно здесь он позволяет себе проявлять свое естество. Только человек, который умеет контролировать свои эмоции (не подавляя их), способен полноценно жить. Агрессия лишь в редких случаях становится конструктивной по сравнению с теми эпизодами, когда она применяется в полную силу.

Старческая агрессия

Эрих Фромм выделил такие формы агрессии: игровая, реактивная, архаическая жажда крови, злокачественная (компенсаторная).

Под игровой агрессией он понимал демонстрацию умений, своей ловкости, но не в целях разрушения, которое не мотивировано деструктивностью и ненавистью.

Реактивная агрессия — это защита свободы, жизни, достоинства, чужого или собственного имущества (ревность, зависть, фрустрация желаний и потребностей, месть, потрясение веры, разочарование в жизни, любовь).

Злокачественная (компенсаторная) агрессия проявляется в деструктивности и жестокости, насилии, которая служит импотентному человеку заменой продуктивной жизни: некрофилия, садизм, скука, хроническая депрессия.

Личностные особенности и качества, которые способствуют развитию агрессивности: склонность к импульсивности; эмоциональная восприимчивость, проявляющаяся в склонности испытывать чувство неудовлетворенности, дискомфорта и ранимости; рассеянность (эмоциональная агрессивность) и вдумчивость (инструментальная агрессивность); враждебная атрибуция, под которой понимается интерпретация такого стимула, как враждебность.

ПОДРОБНОСТИ:   Как правильно выбрать слуховой аппарат для пожилых людей

Откуда берется агрессия у пожилых людей

В повседневной жизни проявление агрессии у человека выражают разными терминами. Агрессия у человека способна быть доброкачественной, под которой понимают следующие свойства личности: мужество, настойчивость, амбиции, храбрость, отвагу, а может быть злокачественной, к которой относят следующие черты — хамство, насилие, жестокость. Особой разновидностью выступает деструктивная агрессия у человека или зло.

Исследователь Фромм отметил в своих работах существование двух видов проявления агрессивного состояния. Первый вид свойственен человеку, а также животным и подразумевает генетический заложенный импульс к бегству или атаке при угрозе жизни, в зависимости от сложившейся ситуации.

Данная оборонительная агрессия важна для выживания. Ей присуще затухание при приближении явной опасности. Второй вид это деструктивная агрессия, которая зачастую отсутствует у животных и наблюдается лишь у человека. У нее нет никаких генетических установок, она не подразумевает определенной цели и не имеет связи с биологическими основами выживания.

Деструктивная агрессия у человека связана с эмоциями, чувствами, страстями, находящая отражение в характере.

Есть такое понятие, как проявление псевдоагрессии. Для нее характерно непреднамеренное агрессивное поведение, например случайное ранение человека, или игровое, проявляющееся в тренировках ловкости, а также быстроты реакции.

Оборонительная агрессия свойственна всем живым существам, представляя собой биологическую адаптацию. В мозг животного заложена программа, мобилизующая все импульсы при угрозе жизни.

Проявление агрессии наступает в случае ограничения интима, доступа к еде, жизненному пространству, при угрозе потомству и цель этой агрессии — сохранение жизни. У индивида также генетически заложена данная особенность, однако не так выражено она проявляется, как у животных, что обусловлено прежде всего моральными и религиозными мировоззрениями, воспитанием.

Определенной защиты от самих проявлений агрессивного поведения не существует. Это состояние не появляется самостоятельно, но получив импульс, способно направиться против первого попавшегося человека.

Зачастую сильные люди провоцируют слабых на агрессивное поведение, которые затем срываются на более слабых, испытывая садистское удовлетворение.

Агрессия также способна возвращаться к тому, кто ее спровоцировал. Иногда проявление агрессивного поведения происходит в отношении незнакомого человека. Для ее предотвращения важно разобраться в причинах, которые ее спровоцировали.

Агрессия накапливается в самом индивиде и ожидает вступления в резонанс с внешним фактором, обращая всю силу на этот фактор. По этой причине нет смысла избегать личной агрессии, поскольку рано или поздно она все равно выплеснется на любого человека.

Проявление агрессии у мужчин — это в совокупности выглядит как удар об стол кулаком со всеми вытекающими последствиями.

Проявление агрессии у женщин – это недовольства, бесконечные жалобы, «пиления», сплетни, умозаключения, не поддающиеся логике. Это такая своеобразная агрессия.

Проявление агрессии — это демонстрация состояния неудовлетворенности. Как пример, несбывшиеся мечты, ожидания, неудовлетворение супружескими взаимоотношениями. Зачастую человек сам не осознает своей неудовлетворенности и не замечает своего агрессивного состояния. Скрытая неудовлетворенность проявляется в косвенной агрессии. Это могут быть мелочные придирки, как к конкретному человеку, так и ко всей семье.

Приступы агрессии могут проявляться в:

  • физической форме (рукоприкладство),
  • вербальной форме (крики и ругательства),
  • скрытом варианте (вынашивание идей ревности, ненависти и т.д.).

Агрессивность может быть прямой и косвенной, а также – явной и скрытой, беспричинной. Здесь перечислены лишь некоторые основные проявления этого состояния. Выдающимися учёными психологами и психиатрами созданы объёмные классификации, учитывающие множество тонкостей этого социопатологического процесса.

Откуда берется агрессия у пожилых людей

Агрессия у мужчин (несколько реже – у женщин) может носить доброкачественные черты, которые воплощаются в профессиональной деятельности. Людям с таким поведением присуще мужество, отвага, храбрость. Злокачественным проявлением расстройства становится хамство, жестокость, чёрствость, наглость, склонность к насильственным идеям и поступкам.

Наиболее часто негативно-агрессивный тип поведения свойственен детям и подросткам. С возрастом он уходит, заменяясь продуктивными и целенаправленными видами психических черт личности. Самоутверждение и своеобразный защитный вариант агрессивного поведения может вполне проявляться в жестоком и даже садистском поведении у детей.

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии представляет символическую форму с причинением психологического вреда и переходом на вокальные данные (изменение тона, крик), а также вербальных компонентов речи (оскорбления, инвектива).

Э. Басс предложил классификацию, выстроенную на основе многоосевого принципа. Его рамка состоит из трех осей: вербальная — физическая, пассивная — активная, непрямая — прямая. Э. Басс различает следующие виды вербальной агрессии: вербальная — активная — прямая, вербальная — активная – непрямая, вербальная — пассивная — прямая, а также вербальная — пассивная — непрямая.

Г.Э. Бреслав дополнил эту классификацию, поскольку индивид зачастую проявляет несколько видов агрессивного поведения, которые постоянно меняются и переходят друг в друга.

Вербальная-активная-прямая — это словесное унижение, оскорбление другого человека.

Вербальная-активная-непрямая — это распространение сплетен, злостной клеветы о другой личности.

Вербальная-пассивная-прямая — это личный отказ в общении с другим человеком, игнорирование вопросов.

Вербальная-пассивная-непрямая — отмечается отказом давать словесные определенные объяснения или пояснения в защиту критикуемого незаслуженно человека.

Остается спорным вопрос относительно того, способна ли вербальная агрессия у человека выражаться посредством молчания, а также отказом разговаривать. Эти действия больше напоминают описание психологической агрессии, в редких случаях употребляемой как синоним вербальной.

Шкала Юдовского (OASCL) включает в описание следующие формы данного состояния: сердитая речь, громкий шум, оскорбления, угрозы физической расправы, употребления нецензурных выражений. Отмечают, что громкий шум, а также сердитая речь это следствие агрессивных намерений личности и ситуативной раздраженности.

Вербальная агрессия у человека способна быть скрытой и открытой.

Открытая вербальная агрессия у человека выражается намерением нанести коммуникативный урон адресату и проявляется в унизительных формах (крики, ругательства). Подобное поведение зачастую переходит в физическую агрессию, при которой агрессор вторгается в личное пространство адресата.

Скрытая вербальная агрессия — это уничижительное и систематическое давление на адресата, однако без открытого проявления враждебных эмоций. Отдельные исследователи считают, что вербальная агрессия у человека выступает имитацией подлинной агрессии. Другие отмечают, что вербальная агрессия  у человека — это лишь иллюзия разрядки враждебности, которая приводит к накоплению деструктивных импульсов.

Практически каждый сталкивался с такой формой агрессии. Вербальная агрессия является самой распространенной и явной. Во-первых, меняется тональность голоса говорящего: он переходит на крик, повышает голос, делает его более грубым. Во-вторых, меняется контекст того, что произносится.

Психологи отмечают многие формы вербальной агрессии. Человек же в повседневной жизни сталкивается с такими ее проявлениями:

  1. Оскорбления, угрозы, шантаж.
  2. Клевета, распускание сплетен.
  3. Молчание в ответ на вопросы человека, отказ от общения, игнорирование реплик.
  4. Отказ от защиты другого человека, которого критикуют.

До сих пор остается вопрос, является ли молчание способом агрессии. Здесь нет однозначного ответа. Все зависит от причин молчания того человека, который совершает данное действие. Если молчание происходит с сопутствующими агрессивными эмоциями, злостью, нежеланием говорить, поскольку может нагрубить, тогда речь идет о вербальной агрессии пассивного характера.

В силу социального строя и морали, которая наказывает всех, кто проявляет физическую агрессию, люди вынуждены пользоваться единственным способом ее проявления – словами. Открыто агрессия выражается в конкретных угрозах, оскорблениях и унижении личности другого. Скрытно агрессия проявляется путем гонения и давления на человека, например, распусканием сплетен.

Речевая агрессия

Остановимся непосредственно на словесной форме проявления агрессии, которая является самой распространенной в обществе. Речевая агрессия проявляется в ругательствах, отрицательных оценках (критике), оскорбительных словах, нецензурной речи, насмешливой интонации, грубой иронии, неприличных намеках, повышенном голосе.

То, что делает агрессор, вызывает раздражение и возмущение. Агрессия как первого, так и второго собеседника возникает на основе отрицательных эмоций, которые возникают сразу либо по истечении некоторого времени. Одни люди сразу говорят о том, что их возмущает, другие лишь через некоторое время начинают различными способами проявлять свою агрессию к тем, кто их унизил или оскорбил.

Нередко речевая агрессия является следствием неприязни человека к определенной группе лиц. Например, низкий социальный статус может спровоцировать недоброжелательное отношение индивида к тому, с кем он общается. Подобное противостояние возможно как по восходящей иерархии, так и по нисходящей. К примеру, часто скрытая агрессия проявляется у подчиненных в отношении начальника и у начальника в отношении подчиненных.

Редко причинами речевой агрессии является воспитание, психические особенности, срыв.

Несомненно, общество рассматривает вопрос не только гашения негативных эмоций у себя, когда они возникают, но и предотвращения конфликтов с людьми, которые проявляют злость. Следует понимать, что иногда агрессия приемлема, поскольку помогает в достижении определенных целей, например, подавлении противника. Однако все же данный метод не должен использоваться как универсальный.

Одним из способов проявления негативных эмоций выступает речевая агрессия, она же словесная или вербальная.

Речевая агрессия или грубость по отношению к собеседнику проявляется в применении оскорбительных, резких слов, в отрицательных оценках собеседника, насмешливых интонациях, нецензурных ругательствах, повышенной громкости голоса, неприятных намеках, грубой иронии.

Речевая агрессия субъекта провоцируется раздражающими, или возмущающими замечаниями собеседника (чрезмерное жеманство, болтливость, проявление недоброжелательства, неприятное замечание, огульное обвинение).

Отрицательная эмоция способна привести к речевой агрессии у человека как сразу, так и позже. Агрессивное речевое поведение способно быть спровоцировано и прошлыми впечатлениями от данного собеседника, когда он вызывал отрицательную эмоцию.

Речевая агрессия может также быть спровоцирована социальным статусом собеседника или принадлежностью к той категории лиц, к которым ощущают и испытывают негативное отношение. Гораздо реже речевая агрессия объясняется другими причинами: срыв негатива, психические особенности субъекта, низкий уровень воспитания.

Устраняя возможность, а также, избегая возникновение речевой агрессии, способствует налаживанию и успеху общения, однако не решает всех вопросов и сложностей при общении для достижения взаимопонимания, договоренности, согласия. В каких-то случаях эффективны грубости для достижения необходимого результата в общении, однако это не может выступать универсальным правилом.

В качестве гашения речевой агрессии можно воспользоваться следующей фразой: «Вы слишком себе много позволяете!» и прекратить разговор. Помните, что лучшее лекарство против гнева – это его отсрочка.

Агрессия подростков

Достаточно часто психологи отмечают агрессию в детском возрасте. Очень яркой она становится в подростковый период. Именно данный этап становится самым эмоциональным. Агрессия подростков может проявляться в отношении кого угодно: сверстников, родителей, животных, младших детей. Частой причиной агрессии является самоутверждение. Проявление силы в агрессивной форме кажется признаком величия и власти.

Агрессия подростков – это намеренное действие, направленное на причинение вреда. Остаточно частыми являются случаи, когда в этом принимают участие три стороны:

  1. Агрессор – сам подросток.
  2. Жертва — человек, на которого направлена агрессия подростка.
  3. Зрители – люди, которые могут стать случайными свидетелями либо провокаторами, вызвавшими агрессию у подростка. В процессе проявления агрессии они не участвуют, а лишь наблюдают за тем, что делает агрессор и его жертва.

Подростки разных полов проявляют агрессию следующими способами:

  • Мальчики дразнятся, делают подножки, дерутся, пинают.
  • Девочки бойкотируют, сплетничают, обижаются.

Не имеет значения место и возраст агрессора, поскольку данная эмоция проявляется в любое время уже с малых лет.

Подростковая агрессия объясняется психологами теми изменениями, которые происходят в период полового созревания. Бывший ребенок, который еще не стал взрослым, боится будущего, не готов к ответственности и самостоятельности, не умеет контролировать свои эмоциональные переживания. Немалую роль здесь играют взаимоотношения с родителями, а также влияние СМИ.

Здесь выделяют такие типы агрессивных подростков:

  1. Гиперактивный, который рос в семье, где все ему позволялось.
  2. Обидчивый, которому свойственна ранимость, раздражительность.
  3. Оппозиционно-вызывающий, который демонстративно выступает против людей, которых не считает своим авторитетом.
  4. Агрессивно-боязливый, в котором проявляются страхи и подозрительность.
  5. Агрессивно-бесчувственный, которому не свойственны сочувствие, сопереживание.

Подростковая агрессия – это осознанные действия, причиняющие или намерения причинить ущерб другому индивиду, группе людей, а также животному. Внутривидовая агрессия подростков включает причинение ущерба группе людей или другому человеку.

Понятие подростковой агрессии включает агрессивное поведение, выражающееся во взаимодействии, в ходе которого одним подростком (агрессором) наносится умышленно вред (жертве) другому подростку.

Агрессия подростков может включать любую форму поведения, направленную на причинение вреда или оскорбление живому существу, а также явно злонамеренное поведение, которое предполагает действия, с помощью которых намеренно агрессор причиняет ущерб своей жертве. Агрессия выражается в агрессивности, которую относят как к генетической предрасположенности, так и к влиянию среды.

Агрессор — это умышленно наносящий вред другому человеку индивид, который может насмехаться, драться, портить вещи.

Жертва — это человек, которому наносит умышленно вред агрессор.

Зрители — это группа свидетелей, учеников, которые не выступают инициаторами агрессивных действий, однако, наблюдая за агрессором и его действиями, не принимают сторону жертвы, редко косвенно или прямо помогают агрессору.

Исследователь Лагерспетц, проводя исследование среди детей 8-15 лет установил, что мальчики прибегают к агрессивному поведению, когда сердятся, в виде пинков, погони, подножек, дразнений, а девочки бойкотируют обидчика, сплетничают за спиной, демонстративно обижаются.

Повышенная агрессия подростков в 9-15 лет проявляется на улице, в школе, дома в отношении лиц находящихся рядом. Это выражается в физическом агрессивном поведении, в вербальном выражении (грубые выражения, слова), незначительная степень агрессивности выражается в отношении неодушевленных предметов, а также в скрытой форме – аутоагрессии, направленной против себя.

Проблема агрессии подростков связана с периодом полового созревания и переходом к этапу взрослой жизни. Дети зачастую неготовы к изменениям привычного уклада, боятся самостоятельной жизни, страшатся будущей неизвестности, неготовы к ответственности, их одолевают психоэмоциональные сдвиги.

Существенное влияние на детей оказывает семья, средства массовой информации. На сам фактор полового созревания родители повлиять не могут, однако могут минимизировать проявления агрессивности у подростков, ограничить просмотр криминальных передач. Ни в коем случае нельзя взрослым проявлять негативные эмоции и провоцировать агрессию в моменты их агрессивности.

Взросление — сложный этап в жизни каждого подростка. Ребенок хочет самостоятельности, но зачастую боится ее и к ней не готов. У подростка из-за этого возникают противоречия, в которых он не в состоянии сам разобраться. В такие моменты главное не отдалятся от детей, проявлять терпимость, не критиковать, разговаривать только на равных, пытаться успокоить, понять, проникнутся проблемой.

— гиперактивный — двигательно-расторможенный подросток, который воспитывается в семье в атмосфере вседозволенности по типу «кумир». Для коррекции поведения необходимо выстраивать систему ограничений, применяя игровые ситуации с обязательными правилами;

— истощаемый и обидчивый подросток, которому свойственна повышенная чувствительность, раздражительность, обидчивость, ранимость. Коррекция поведения включает разрядку психического напряжения (поколотить что-нибудь, шумная игра);

— оппозиционно-вызывающий подросток, проявляющий грубость по отношению к знакомым людям, родителям, которые не являются образцом для подражания. Подросток переносит свое настроение, проблемы на этих людей. Коррекция поведения включает решение проблем в сотрудничестве;

— агрессивно-боязливый подросток, который враждебен, подозрителен. Коррекция включает работу со страхами, моделируя опасную ситуацию вместе с ребенком, преодолевая ее;

— агрессивно-бесчувственный ребенок, для которого не свойственна эмоциональная отзывчивость, сочувствие, сопереживание. Коррекция включает стимулирование гуманных чувств, развитие у детей ответственности за свои поступки.

Агрессия подростков причины имеет следующие: трудности обучения, недостатки воспитания, особенности созревания нервной системы, отсутствие сплоченности в семье, отсутствие близости между ребенком и родителями, негативный характер взаимоотношений между сестрами и братьями, стиль семейного руководства.

Одни психологи считают, что подростковую агрессивность, возможно, подавить как детскую, но тут имеются нюансы. В детском возрасте круг общения ограничивается только родителями, которые самостоятельно корректируют агрессивное поведение, а в подростковом возрасте круг общения становится шире. Этот круг расширяется за счет других подростков, с которыми ребенок общается на равных, чего нет дома.

Как реагировать на агрессию? Родителям для гашения агрессии необходимо стараться понять своего ребенка, принять по возможности его позицию, выслушать, помочь без критики.

Важно устранить агрессию из семьи, где она является нормой между взрослыми. Даже в момент взросления ребенка родители выступают примером для подражания. У родителей скандалистов в будущем ребенок вырастает таким же, даже если взрослые не выражают явно агрессию при подростке. Ощущение агрессивности происходит на чувственном уровне.

Профилактика агрессии у подростков включает: формирование определенного круга интересов, привлечение к положительным занятиям (музыке, чтению, спорту), привлечение к социально признаваемой деятельности (спортивная, трудовая, художественная, организаторская), избегание проявлений силы относительно подростка, обсуждение проблем совместно, прислушивание к чувствам детей, отсутствие критики, упреков.

Родителям необходимо всегда оставаться терпимыми, любящими, нежными, общаться на равных с подростками и помнить, что отдалившись сейчас от ребенка, потом сблизиться будет очень сложно.

ПОДРОБНОСТИ:   ГБСУСО МО "ТАЛДОМСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ "БЕРЕЗКА", г. Талдом: ИНН: 5078008290, ОГРН: 1025007830077

Агрессивность у мужчин

Мужская агрессия разительно отличается от женской своими установками. Мужчины прибегают в основном к открытой форме агрессии. Они зачастую испытывают гораздо меньшую тревогу, а также чувство вины в период агрессивности. Агрессия для них это средство достижения своих целей или своеобразная модель поведения.

Большинство ученых, которые исследовали социальное поведение людей, предположили, что агрессия у мужчин обуславливается генетическими причинами. Такое поведение позволяло из поколения в поколение передавать свои гены, побеждать соперников и находить партнершу для продолжения рода. Ученые Кенрик, Садалла, Вершур в результате исследований выяснили, что женщины относят лидерство и доминирование мужчин к привлекательным качествам для себя.

Повышенная агрессия у мужчин возникает по причине социального, а также культурного фактора, а точнее при отсутствии культуры поведения и необходимости демонстрации уверенности, силы и независимости.

Пассивная агрессивность у мужчин отмечается откладыванием дел и нерешительностью перед принятием важных решений. Такие мужчины не ответственны, крайне пренебрежительны к срокам и не выполняют обещаний. Этот тип ищет любые предлоги для ссоры с родными, при этом держа дистанцию и не допуская к личностному пространству.

Причиной такого поведения выступает социальная и семейная атмосфера, где отмалчиваются о своих желаниях, потребностях, считая это проявлением эгоизма. На подсознательном уровне такое воспитание прививает мысль, что желать что-либо для себя неправильно и недопустимо в принципе.

Пассивная агрессивность у мужчин корректируется только спокойным, нежным отношением и постепенным подталкиванием к нужной модели поведения.

Агрессивность у мужчин отличается своими установками от женской агрессивности. Мужчины зачастую прибегают к открытой форме агрессивности. Их не беспокоит тревожность, чувство вины, для них важно достичь свою цель, поэтому агрессивность выступает своеобразной моделью поведения.

Повышенная агрессивность у мужчин отмечается отсутствием культуры поведения, демонстрацией уверенности, своей силы, а также независимости.

Агрессивность связанная с половым возбуждением — это нападение или ряд насильственных действий между половыми партнерами. Агрессивность выступает в противоположность любовно-эротическим отношениям. Отдельные личности испытывают от половой агрессивности эротическое наслаждение (мазохизм, садизм, садомазохизм).

Психологические концепции дают такое объяснение появлению половой агрессивности: она возникает вследствие пережитой фрустрации, т.е обманутых ожиданий в получении удовлетворения. Это не относится только к интимным желаниям или потребностям. Агрессивность объясняется компенсаторным характером. Например, повторение или продолжение перенесенного насилия, или же испытание насилия, которое практикуется в других сферах.

Исследования в этой области подтверждают, что половое грубое насилие, а также избиение женщин мужчинами зачастую происходят среди тех слоев, где женщина подвергается дискриминации и угнетению, пребывает в зависимом положении. Одновременно с этим большинством клиентов у проституток, увлекающихся садомазохизмом, являются мужчины из высших слоев, которые таким образом реализуют инсценированную агрессию.

Мужчины часто являются эталонами агрессии. Кажется, что женщины не должны быть настолько агрессивны, как мужчины. Однако данное чувство присуще всем. Агрессия мужчин часто проявляется в открытой форме. При этом сильный пол не испытывает чувства вины и тревоги. Для них данная эмоция является своеобразным спутником, который помогает достигать целей и формировать особую модель поведения.

Ученые выдвигают теорию о том, что мужская агрессия является генетическим фактором. Во все века мужчины должны были завоевывать территории и земли, вести войны, защищать свои семьи и т. д. При этом представительницы слабого пола отмечают данное качество, которое проявляется в доминировании и лидерстве, как привлекательное для себя.

Современный мужчина имеет множество причин того, почему в нем проявляется агрессия:

  • Неудовлетворенность своим социальным и материальным положением.
  • Отсутствие культуры поведения.
  • Отсутствие уверенности в себе.
  • Отсутствие других форм проявления своей независимости и силы.

В нынешнем положении, когда от мужчины требуется материальная состоятельность и успех, при этом практически отсутствуют все возможности для достижения данных статусов, у сильного пола имеется высокий уровень тревожности. Каждый раз общество различными способами напоминает мужчине о том, насколько он несостоятельный. Нередко это подкрепляется неустроенностью личной жизни или отсутствием сексуальных отношений с женщинами.

Свои переживания мужчины приучены держать в себе. Однако наружу выходит агрессия, которая является следствием неустроенности жизни. Мужчине сложно использовать все свои возможности в условиях мира, где он должен быть культурным и доброжелательным, поскольку злость и ярость часто оказываются наказуемыми.

Агрессия женщин

Агрессивность часто ассоциируется с мужским поведением. Однако женщины тоже склонны к недовольству, которое просто проявляется немного в других формах. Являясь более слабым существом, нежели мужчина, женщина старается немного мягко выражать свою агрессию. Если жертва кажется сильной или равной по силе, тогда агрессия женщины умеренная. Если речь идет о ребенке, на которого направлена агрессия, тогда женщина может не сдерживать себя.

Часто агрессивность женщины связана с внутренним напряжением и эмоциональными всплесками. Женщина не меньше мужчины подвержена различным ограничениям и обязательствам. Она должна создать семью и родить детей, быть всегда красивой и доброй. Если у женщины нет веских оснований для доброты, мужчины для создания семьи и рождения детей, физиологических данных для обретения красоты, это ее значительным образом угнетает.

Причиной женской агрессии часто является:

  • Гормональный дисбаланс.
  • Психические нарушения.
  • Детские травмы, враждебное отношение к матери.
  • Негативный опыт контактов с противоположным полом.

Женщину с самого детства делают зависимой от мужчины. Она должна быть «за-мужем». А когда отношения с противоположным полом не складываются, что является распространенным в современном обществе, это вызывает внутреннее напряжение и неудовлетворенность.

Женщины используют психологическую неявную агрессию, они переживают по поводу отпора, который может оказать жертва. Агрессивность у женщин отмечается при вспышках гнева для снятия нервного и психического напряжения.

Повышенная агрессивность наблюдается у пожилых представительниц и объясняется проявлениями деменции при отсутствии других негативных черт характера и причин к такому поведению. Повышенная агрессивность у женщин характеризуется изменением черт характера в отрицательную сторону.

— гормональная, врожденная недостаточность, спровоцированная патологией в раннем развитии;

— негативный эмоциональный опыт из детства (жестокое обращение, половое насилие);

— психические патологии (шизофрения);

— враждебные взаимоотношения с матерью, а также детские психические травмы.

Женщины зачастую пользуются психологической неявной агрессией, они испытывают беспокойство по поводу того, какой отпор им может оказать жертва. Женщины прибегают к агрессии при вспышках гнева, для снятия психического и нервного напряжения. Женщины, являясь общественными созданиями, обладают эмоциональной чувствительностью, дружелюбием и сопереживанием и их агрессивное поведение не является столь выраженным, как мужское.

Агрессия у пожилых женщин ставит в тупик любящих родственников. Зачастую данный вид расстройства относят к признакам деменции, если явных причин для такого поведения нет. Приступы агрессии у женщин характеризуются изменением характера, усилением отрицательных черт.

— врожденная гормональная недостаточность, вызванная патологией раннего развития, которая приводит к расстройствам психической деятельности;

— эмоциональный негативный опыт детства (половое насилие, жестокое обращение), виктимизация внутрисемейной агрессии, а также ярко выраженная роль жертвы (мужа);

— враждебные отношения с матерью, детские психические травмы.

Как избавиться от агрессии пожилого человека

Самым неприятным и порой непонятным явлением является агрессия у пожилых людей. Детей воспитывают в духе «уважения старших», поскольку они являются более умными и мудрыми. Их знания помогают миру становиться лучше. Однако пожилые люди практически ничем не отличаются от более младших собратьев. Проявление агрессии пожилыми людьми становится слабым качеством, которое не вызывает уважения.

Причиной агрессивности пожилых людей является изменение жизни в результате социальной деградации. Выходя на пенсию, человек теряет прежнюю активность. Здесь снижается память, ухудшается здоровье, теряется смысл жизни. Пожилой человек чувствует себя забытым, ненужным, одиноким. Если это подкрепляется бедным существованием и отсутствием интересов и хобби, тогда пожилой человек либо впадает в депрессию, либо становится агрессивным.

Можно назвать агрессию пожилых людей способом коммуникации с окружающими, методом привлечения к себе внимания. Здесь проявляются такие формы агрессии:

  1. Сварливость.
  2. Раздражительность.
  3. Противостояние всему новому.
  4. Протестное отношение.
  5. Беспочвенные обвинения и оскорбления.
  6. Высокая склонность к конфликтам.

Основной проблемой пожилых людей является одиночество, особенно после смерти одного из супругов. Если при этом дети не уделяют большого количества внимания пожилому человеку, тогда он ощущает острое одиночество.

Дегенерация или инфицирование клеток головного мозга также влияют на изменение поведения человека в любом возрасте. Поскольку данные явления случаются в большинстве своем в пожилом возрасте, врачи сначала исключают болезни головного мозга как причины агрессии.

Если вы столкнулись с неадекватностью, то стоит придерживаться простых правил:

  • Не вступайте ни в какие споры с агрессором.
  • Говорите с ним дружелюбно, тихо и успокаивающе.
  • Сохраняйте спокойный внешний вид, не кричите, не бегайте, не поворачивайтесь к нему спиной.
  • Старайтесь не подпускать такого человека близко.
  • При первой возможности постарайтесь уйти (убежать), или позвать других людей на помощь.

Заметили, что у вас или близкого вам человека стали появляться приступы агрессии? Помните, что чем раньше вы обратитесь за помощью, тем меньше времени понадобится для коррекции поведения. Звоните и записывайтесь на консультацию – мы обязательно поможем вам!

Нужно учитывать, что каждый человек в своей жизни сталкивается со сложными ситуациями. Вступив в новое знакомство, мы не можем знать, что пережил наш собеседник. Возможно, жизнь была с ним достаточно жестока, и человек озлобился. Но чаще всего пожилые люди бывают не в настроении из-за проблем со здоровьем. Согласитесь, когда испытываешь боль, совсем не до шуток.

В погоне за несуществующими мечтами, мы упускаем из виду главные ценности. Прожив долгую и насыщенную жизнь, пенсионер начинает анализировать всё что с ним происходило. И не всегда этот анализ наталкивает на приятные мысли. Часто старики сожалеют о былом, о совершенных ошибках. Наступает некое разочарование, которое приводит к плохому настроению и депрессивным состояниям. Возможно, на заре своей жизни, человек мечтал о великих свершениях, но окружающий мир распорядился иначе.

Нередко, набравшись жизненного опыта, люди осознают свои ошибки и жалеют о том, что уже ничего не исправить. Они начинают завидовать молодым, у которых еще все впереди. Нередко среди родственников случаются ссоры оттого, что старики пытаются оградить своих близких и направить верной дорогой, на что получают острую негативную критику.

Современный мир совсем непохож на тот, что существовал 20-30 лет назад, старшее поколение до сих пор дышит своей эпохе. Им непонятны новые взгляды на жизнь, популярность западных ценностей и разгульный образ жизни, который ведет молодежь. Человеческая психика так устроена, что в основном, понимание правильного и неправильного окончатльно закрепляется к 30 годам.

Чтобы привести свое душевное устройство в норму, необходимо решить внутренние конфликты и победить комплексы. Если пожилой человек будет вооружен позитивным настроем и готовностью меняться, он обязательно сможет победить эту отталкивающую черту характера. Для подавления агрессии специалисты советуют:

  • заниматься дыхательной гимнастикой
  • изучать йогу
  • бегать
  • полезна скандинавская ходьба и прочие физ нагрузки
  • работа в саду
  • заниматься творчеством
  • создать благоприятный круг общения
  • ходить на консультации к психологу

Если человек постоянно живет в негативном ключе, рано или поздно, это приводит к серьезным болезням. Пока человек не возьмет себя в руки, ничего и никогда не изменится. Поэтому стоит больше внимания уделять экологии собственной души. По мнению многих психотерапевтов главная причины всех заболеваний кроется в психосоматике. Согласно этой теории, избавив себя от негатива, человек получает билет в здоровую и красочную жизнь.

Как гласит народная мудрость, дыма без огня не бывает. Если в вашей семье постоянно случаются скандалы и виной всему злобные нападки пожилого родственника, проанализируйте ситуацию. В психологии большой популярностью пользуется техника психологического айкидо. Ее смысл заключается в полном отказе от попыток доказать своему оппоненту свою правоту. Если члены семьи, подробнее изучат этот вопрос, они придут к выводу, что споры с человеком в почтенном возрасте, действительно бессмысленны.

Если атмосфера в доме накалилась до предела, из-за агрессивного поведения пожилого члена семьи. Лучше всего не вступать с ним в открытую конфронтацию, а обратиться за помощью к специалистам. Возможно, психологу удастся разобраться в причинах невыносимого поведения пожилого человека. В таком случае, опытный специалист сможет подобрать эффективные методы решения сложившейся ситуации.

Родственники должны быть готовы к тому, что им тоже придется пройти курс психотерапии. Если они обвиняют пожилого человека в чрезмерно дурном поведении, не стоит исключать возможность того, что дело все не в плохом характере старика, а в них самих. В любом случае, хороший психолог, сможет дать толчок к благоприятному исходу.

Стоит отметить, что старческая агрессия появляется не спонтанно, задолго до формирования этого явления появляются провоцирующие признаки неадекватного поведения:

  • подозрительность. Первоначально больной проявляет недоверие к окружающим, у него формируются навязчивые и бредовые идеи;
  • страх о возможном причинении вреда. Пациент не доверяет своим близким, он считает, что они составляют заговор о причинении вреда его здоровью или убийстве, поэтому часто больные отказываются принимать лекарства и еду, что негативно отражается на общем состоянии;
  • скупость. Бережливость и экономность пациента при развитии болезни перерастают в скупость. Они прячут деньги, могут их уничтожить. При этом они больше всего не доверяют близким, хотя могут полностью открыться мошенникам;
  • повышение сексуальной активности. Очень часто пациенты с деменцией начинают проявлять активный интерес к сексу, различным извращениям.

Массовая гибель нейронов при деменции приводит к потере многочисленных нейронных связей, что неизбежно заканчивается разрушением личности человека. Привычные черты характера исчезают, появляются негативные эмоции, страхи и повышенная настороженность, которые ведут к излишней агрессии.

Самое встречаемое расстройство у пожилых людей — это агрессия. Причиной выступает сужение круга восприятия, а также ложная интерпретация событий пожилого человека, постепенно теряющего связь с обществом. Это вызывается снижением памяти на происходящие события. Например, украденные вещи или пропавшие деньги.

Агрессия у пожилых проявляется в эмоциональных нарушениях — сварливость, раздражительность, протестные реакции на все новое, склонность к конфликтам, беспочвенные оскорбления и обвинения.

Состояние агрессии часто обусловлено атрофическими процессами, сосудистыми заболеваниями головного мозга (старческая деменция). Эти изменения зачастую остаются без внимания у родственников и окружающих, списываясь на «плохой характер». Грамотная оценка состояния и правильный подбор терапии, позволяет достичь хороших результатов в установлении мира в семье.

Лечение пациентов, проводимое в клинике «Веримед»

Необходимость лечения данного расстройства психики определяет только специалист – психиатр.

Для этого приходится проводить комплексное обследование, включающее:

  • осмотр;
  • опрос;
  • беседу;
  • психологические тесты;
  • наблюдение.

В решении проблемы диагностики принимает участие психолог, при необходимости – врачи другого профиля – невролог, эндокринолог, педиатр.Некоторые случаи требуют помещения пациента в стационар.

Прежде чем начать лечение, важно понять причину, провоцирующую приступы, и выраженность самой реакции. При незначительном проявлении и отсутствии пато-морфологических причин, пациенту могут быть рекомендованы занятия с психологом.Лечение вспышек агрессии, свойственных психическим патологиям, требует обязательное использование медикаментов.

Для этих целей специалистами клиники «Веримед» применяются:

  • бензодиазепиновые транквилизаторы. Эта группа успокаивающих препаратов рекомендуется при невротических расстройствах, при обычном остром варианте агрессивного поведения у социопсихопатов;Изображение 4 Лечение агрессивного поведения - Веримед
  • нейролептики. Медикаменты этого класса дают выраженный эффект при психической патологии органического характера. При психических болезнях, сопровождающихся галлюцинациями, иллюзиями, деградацией личности, неадекватными реакциями. Чаще всего речь идёт о шизофрении, маниакально-депрессивном психозе, иногда эпилепсии, тяжёлых формах психопатий. Для  лечения немотивированной агрессии могут применяться различные формы препаратов –  виде инъекций, таблеток для приёма внутрь и под язык. У каждого метода есть свои преимущества. Осложнённые варианты требуют инъекционного лечения. В более лёгких случаях, особенно при осознании проблемы пациентами, вполне достаточно обойтись таблетками;
ПОДРОБНОСТИ:   Пансионаты для пожилых людей — Цены по Москве и области, выберите лучший пансионат для престарелых в Московской области, топ-20 лучших

Важно:Приём лекарств обязательно сочетается с психотерапевтическим воздействием, оказывающим незаменимое подспорье в устранении острого агрессивного приступа.

После устранения острой формы проявления агрессии требуется построение плана лечебных мер, которые будут применяться длительное время.Обязательно следует выяснить вопрос – какой вид лечения наиболее уместен в конкретном случае: амбулаторный или стационарный. Для этого необходимо разобраться с установкой и самовосприятием самого больного.

Есть ли у него осознание своего болезненного состояния, и хочет ли он сам от него избавиться? При положительном отношении пациента необходимые медицинские препараты можно выписывать для приёма в домашних условиях. Лучше, если употребление назначенных лекарств будет дополнительно контролироваться  кем-то из близких людей.

Наиболее трудными вариантами являются формы лечения агрессии у мужчин. Особенно, если такие приступы немотивированы. Ко всему, мужчины – это те пациенты, которые наиболее часто отказываются от медицинской помощи. Поэтому врач при выборе терапевтического плана обязательно делает усиленный акцент на психотерапию и мотивацию пациента.

Лечение агрессии у женщин чаще всего основано на устранении гормональных проблем, являющихся причиной психических отклонений.Агрессия у пожилого человека в большинстве случаев – результат старческой деградации (деменции), основанной на развитии сосудистой мозговой недостаточности. «Впадание в детство» с детскими страхами, последующее уплощение эмоций, раздражительность требуют применения специальных препаратов, улучшающих мозговое кровообращение и метаболизм клеток мозга. Правильное и своевременное назначение необходимых лекарств при старческой агрессивности позволяет добиваться хороших клинических результатов.

Отдельную группу составляют пациенты, у которых сочетается депрессия с агрессией. Они требуют стационарного наблюдения и правильного подбора препаратов и доз.Важную роль в лечении всех видов патологии играет психотерапия. Применяются все её виды: рациональное убеждение, внушение, гипноз, лечение в группах.

Как бороться с агрессивностью? С собственной агрессией помогает бороться саморегуляция. Эффективно использовать систему наказаний и поощрений, когда вы лично выступаете в роли объекта, а также в роли воспитателя. В качестве наказания использовать лишение себя определенных благ, а поощрить себя можно любимым удовольствием. Эффективными являются действия по изменению личного отношения к ситуации.

Как снизить агрессивность? При появлении злости и первых признаков агрессии — сделайте паузу. Попробуйте выйти из такой ситуации самостоятельно или отвлекитесь. Закройте глаза, сосчитайте до десяти, мысленно наберите в рот воды при разговоре с раздражающим человеком. Вполне возможно, что именно это убережет вас от проявлений ненужной агрессии.

Были и останутся всегда вещи, которые вы не в состоянии изменить или убрать из вашей жизни. Можно на них злиться, но есть и другой подход: попытаться их принять и начать относиться спокойно к ним. Очень важно не допускать хроническую усталость, поскольку она лежит в основе раздражительности и агрессии. При первых признаках хронической усталости — дайте себе передышку (возьмите выходной, отгул).

Человек превращается в злого и агрессивного при хронической неудовлетворенности от своей жизни. Чтобы агрессивность ушла из вашей жизни, следует внести в нее позитивные изменения. Будьте внимательны к себе и старайтесь жить в свое удовольствие, поскольку довольный человек чаще бывает уравновешенным и спокойным, чем недовольный.

Под лечением агрессии понимается не медикаментозное устранение проблемы, а психологическое. Лишь в редких случаях используются транквилизаторы и антидепрессанты, которые способны успокоить нервную систему. Однако от агрессивного поведения человек полностью не избавится никогда. Поэтому под лечением агрессии понимается наработка навыков по ее контролю и пониманию происходящей ситуации.

Если агрессия проявляется в ваш адрес, вы должны понимать, что не обязаны терпеть нападок. Даже если речь идет о вашем муже/жене или о детях, все равно вы остаетесь личностью, которая имеет право на доброжелательное и бережное к себе отношение. Особенно болезненной становится ситуация, если речь идет об агрессивном поведении родителей в отношении детей. Это та ситуация, в которой жертва практически никогда не способна противостоять напору.

Никто не обязан терпеть чужие нападки. Поэтому если вы стали объектом чьей-либо агрессии, можете смело любыми способами давать отпор. Если же вы сами являетесь агрессором, тогда данная проблема является лично вашей. Здесь необходимо проводить упражнения по устранению собственной агрессивности.

Во-первых, следует распознать причины возникшей агрессии. Ничто не происходит просто так. Даже у психически больных людей есть причины для агрессивности. Какой момент стал тем пусковым механизмом, после которого вы почувствовали себя злыми? После осознания причины своих негативных эмоций следует предпринять шаги по изменению отношения к ситуации.

Второй момент – причина должна быть обесценена либо устранена. Если необходимо изменить личное отношение к ситуации, тогда следует это сделать; если необходимо решить проблему (например, устранить неудовлетворенность), тогда следует приложить усилия и немного потерпеть.

Следует не бороться с собственной агрессией, а понимать причины ее появления, поскольку устранение данных причин позволяет справиться с любыми негативными эмоциями.

Прогноз

Итогом любой эмоции является некое событие, которое становится решающим. Прогнозом следствия агрессии может стать все что угодно:

  1. Потеря связей с хорошими людьми.
  2. Развод или расставание с любимым человеком.
  3. Увольнение с работы.
  4. Неустроенность в жизни.
  5. Отсутствие поддержки со стороны важных людей.
  6. Отсутствие понимания.
  7. Одиночество и т. д.

В некоторых случаях даже встает вопрос о продолжительности жизни человека, который вступает в конфликт. При проявлении физического насилия в семье или в компании хулиганов речь может идти о смертельных исходах.

Если человек не старается контролировать свои агрессивные порывы, он столкнется с различными негативными последствиями. Его окружение будет состоять только из людей, которым не следует доверять. Только агрессивный человек может находиться рядом с таким же агрессором.

Во-вторых, человек может направить агрессию в конструктивное русло. От данной эмоции не избавиться, однако можно ее подчинить себе. Например, агрессия хороша, когда человек недоволен недостигнутой целью. В таком случае он желает приложить максимум усилий, чтобы все-таки воплотить свои планы.

Если человеку не удается самостоятельно справиться со своей агрессией, тогда он должен обратиться к психологу. Он поможет в нахождении правильных ответов на свои вопросы, а также в разработке стратегии поведения, которая поможет и агрессию усмирить, и поступки в нужных ситуациях совершать правильные.

Почему возникает агрессивное поведение

Возникновение приступов агрессии у человека может вызывать одна или несколько причин одновременно.

К расстройству психики могут привести:

  • патопсихологические черты характера;
  • психическое перенапряжение, особенно – у людей со слабыми чертами характера;
  • Изображение 7 Лечение агрессивного поведения - Веримедпатологическая зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, медицинских препаратов, аэрозолей, растительных веществ), которые обладают разрушительными качествами по отношению к нервной системе и психике человека;
  • неустроенность жизни и личные проблемы (потеря семьи, работы, здоровья). Агрессивным поведением и вспышками гнева больной человек со специфическими чертами характера словно пытается «выплеснуть» из себя внутреннюю боль от неустроенности;
  • психические проявления пограничных состояний (неврозов), неправильное воспитание, конфликты в семье;
  • хроническое переутомление с недосыпанием, работа, сопровождающаяся чрезмерным перенапряжением сил;
  • увлечение компьютерными играми с агрессивным наполнением, частый  просмотр фильмов аналогичного содержания;
  • психические болезни (эпилепсия, шизофрения, психопатии и т.д.);
  • возрастная деменция – причина старческой агрессии.

Причины агрессивности

Агрессивность выражается в таких чертах, как конфликтность, доминантность, отсутствие социальной кооперации.

Признаки агрессивности человека проявляются в болезненном отношении восприятия собственного Я с окружающими людьми.

Признаками агрессивности у детей служат их физические действия: хлопанье дверями, попытки бить окружающих, рвать, кусать, портить со злости вещи, бить посуду.

— физическая агрессия, отмечающаяся применением физической силы против других лиц;

Изображение 1 Лечение агрессивного поведения - Веримед

— косвенная агрессия, характеризуется направленным окольным путем на других лиц или не направленная ни на кого;

— раздражение, отмечается готовностью проявить негативные чувства при незначительном возбуждении (грубость, вспыльчивость);

— негативизм, отмечающийся оппозиционной манерой поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы);

— обида, отмечается завистью, а также ненавистью к окружающим за вымышленные и реальные действия;

— подозрительность, которая характеризуется недоверием, осторожностью относительно людей, которые якобы планируют и приносят вред;

— чувство вины, выражающееся в возможном убеждении субъекта в том, что он плохой человек, совершающий плохие поступки, и в связи с этим испытывающий угрызения совести;

— вербальная агрессия, которая выражается в негативных чувствах (визг, крик, угрозы, проклятия).

Причины детской агрессивности: осуждение и отвержение взрослыми; разрушительные эмоции внутреннего мира, с которыми ребенок не состоянии самостоятельно справиться. А непонимание и незнание причин агрессивности у детей приводит к открытой у взрослых неприязни.

Как снять агрессивность  у детей?

Работая с агрессивными детьми, воспитателю, психологу следует трепетно относиться к внутренним проблемам. Агрессивность у детей снимается положительным вниманием со стороны взрослого к внутреннему миру малыша.

Только положительное внимание и принятие агрессивной личности со стороны психолога, воспитателя, родителя, а иначе вся коррекционная работа будет сведена к нулю и ребенок, вероятнее всего утратит доверие к психологу и проявит сопротивление в дальнейшей работе.

Всем работающим с такой категорией детей важно учитывать безоценочную позицию. Это значит не делать оценочных замечаний такого типа: «так нельзя себя вести», «нехорошо так говорить». Данные замечания только оттолкнут от вас детей и не будут способствовать налаживанию контакта.

— установление контакта с ребенком;

— безоценочное восприятие личности, а также принятие его в целом;

— уважительное отношение к личности малыша;

— положительное отношение к внутреннему миру.

— обучение навыкам контроля, а также управления собственным гневом;

— понижение уровня личностной тревожности;

— развитие эмпатии, формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей;

— развитие позитивной самооценки.

1. Знакомство. «Покажи свое имя».

Дети называют свое имя и придуманным движением сопровождают его.

2. Игра «Волшебные шарики».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети находятся в кругу (сидят, стоят). Взрослый просит их закрыть глаза и сделать «лодочку» из ладошек. Психолог вкладывает всем детям в ладошки цветной шарик, а потом просит согреть его или покатать, отдать ему часть ласки, тепла, подышав на него. Далее предлагается открыть глаза и посмотреть на шарик, рассказав о чувствах, возникших во время упражнения.

3. Игра «Добрые привидения».

Цель: научить выплескивать накопившийся гнев в приемлемой форме.

Ведущий предлагает проиграть роль добрых приведений, которые немного хулиганят и слегка пугают друг друга. По команде ведущего дети сгибают руки в локтях, при этом растопырив пальцы, и произносят громким, страшным голосом звук «у» или любой другой звук.

4. Рисуем настроение.

Цель: выражение своего настроения в рисунке.

Обсуждение рисунков включает отгадывание, где какое настроение.

5. Игра: «Дракон кусает у себя хвост».

Цель: снять напряженность, невротические состояния, страхи.

Звучит веселая музыка, дети стоят друг за другом, крепко держа друг друга за плечи.

Первый малыш — «голова дракона», а последний это — «хвост дракона». Первый малыш «голова дракона» старается поймать «хвост», а тот в свою очередь уворачивается от нее.

6. Игра: «Мой хороший попугай».

Цель: развить чувство элепотии, а также умение работать сообща в группе.

Откуда берется агрессия у пожилых людей

Дети находятся в кругу. Психолог рассказывает: в гости прилетел попугай и желает поиграть с детьми. Необходимо подумать, что нужно сделать для того, чтобы попугаю у нас понравилось в гостях, и он обязательно прилетел к ним снова. Психолог дает детям попугая – игрушку, предлагая погладить, поговорить ласково, приласкать.

7. Игра: «Кляксы».

Цель: снятие агрессивности, страхов, развитие воображения.

Подготовить белые листы бумаги, гуашь. Дети берут на кисточку краску того цвета, которым им хочется изобразить кляксу. На белый лист кбумаги дети выплескивают свой цвет и складывают лист вдвое, но так, чтобы клякса сделала отпечаток на второй половине листа.

Лист разворачивают и стараются понять, на что или кого похожа клякса. При желании можно дорисовать кляксу.

8. Релаксация «На облаке».

Цель: снятие эмоционального, физического напряжения.

9. Упражнение «Я — травинка».

Цель: Учить детей выражать свои чувства.

Дети представляют себя травинкой летящей на ветру.

10. Игра: «Поссорились два петушка».

Откуда берется агрессия у пожилых людей

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Под веселую музыку малыши двигаются хаотично и толкаются слегка плечами.

11. Игра: «Сороконожка»

Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Дети (5-8 человек) встают, держась за талию впередистоящего. Звучит команда ведущего и «Сороконожка» двигается вперед, потом приседает, проползает между препятствиями, прыгает на одной ножке. Основная задача — не разорвать единую «цепь», и сохранить «Сороконожку».

12. Настольные совместные игры.

Цель: развитие внимания, способности к сосредоточению, умения без конфликтов взаимодействовать.

13. Игра: «Котик».

Цель: установить положительный настрой, снять эмоциональное, мышечное напряжение.

Дети располагаются на ковре. Звучит спокойная музыка, малыши придумывают сказку про котика и показывают, как котик нежится на солнышке, умывается, потягивается, царапает коготками коврик.

14. Игра: «Брыкание».

Цель: эмоциональная разрядка, а также снятие мышечного напряжения.

Ребенок располагается на ковре (ложится на спину). Ноги при этом свободно раскинуты. Не спеша он начинает брыкаться и касаться пола всей ногой. Ноги высоко поднимаются и чередуются. На каждый удар своей ногой малыш говорит «нет», при этом увеличивая интенсивность удара.

15. Игра «Возьми себя в руки».

Цель: учить малышей сдерживать себя.

Объяснить малышам, что когда у них неприятные эмоции: раздражение, злость, желание ударить, то возможно «взять себя в руки» и остановить свои эмоции. Для этого следует глубоко вздохнуть, а потом выдохнуть (несколько раз). Потом выпрямляемся, прикрываем глаза и считаем до 10, улыбаемся, открываем глаза.

16. Игра «Крепость».

Цель: игра позволяет детям проявить агрессивность в игровой адекватной форме. Интерес представляет диагностика: кто кого выберет в команду.

Дети по желанию ребят делятся на две команды. Команды строят для себя крепость (из конструктора). По команде одна команда защищает крепость, а другая штурмует. Оружием – выступают мячи, надувные шарики, мягкие игрушки.

17. Игра «Рвакля».

Цель: снять напряжение и дать выходу деструктивной энергии.

Ребенку предлагают мять, рвать, топтать бумагу и делать с ней все, что пожелается, а затем бросать ее в корзину.

18. Игра «Зоопарк».

Цель: помогает снять напряжение.

Детям предлагают «превратиться» в животных по желанию. Изначально дети сидят на стульях — «клетках». Каждый отдельный малыш изображает выбранное животное, а другие стараются угадать, кого он показывает. Когда все всех «узнали», стулья — клетки освобождаются и «звери» — дети выходят прыгать, бегать, рычать, кричать.

19. Игра: «Липучка».

Цель: снять мышечное напряжение, сплотить детскую группу.

Все малыши двигаются, прыгают, бегают по комнате, а двое малышей, держась за руки, стараются поймать сверстников, говоря: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Кого поймали, «Липучки» берут за руку и присоединяют его к своей компании. После того, как все малыши станут липучками, все дети танцуют в кругу под спокойную музыку.

20. Упражнение «Кулачок».

Цель: сместить агрессию и осуществить мышечную релаксацию.

В ходе игры даем в руку ребенку любую мелкую игрушку и просим его крепко сжать кулачок.

Подержав кулачок сжатым, а затем раскрыв его, на ладошке видим красивую игрушку.

21. Игра: «Комплименты».

Цель: помочь малышам увидеть личные положительные стороны, а также почувствовать, что они принимаемые и другие люди их ценят.

Игра начинается с таких слов: «В тебе мне нравится…» Ребенок эту фразу говорит всем участникам игры, как взрослым, так и детям. Другие участники тоже говорят всем остальным комплименты. После игры следует обсудить, что ощущали участники, что о себе узнали, понравилось ли им играть и говорить комплименты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector