Проблемы трудоустройства инвалидов – как найти работу инвалиду

Общие положения и рекомендации

В 2019 году в РФ зарегистрировано около 13 миллионов инвалидов, 30% из них – лица трудоспособного возраста. По структуре из этих 4,3 миллионов граждан 2/3 – мужчины, 1/3 – женщины. Е. И. Холостова в своей монографии о социальной работе с этой категорией граждан отметила важность их вовлечения в трудовую и общественную деятельность с поддержкой на государственном уровне.

Меры помощи инвалидам должны заключаться в следующем:

  • профессиональная подготовка;
  • установка стимулирующих квот предприятиям;
  • целевое трудоустройство на специально сознанные места;
  • выплата субсидий небольшим предприятиям;
  • оформление налоговых льгот предприятиям.

Кроме устройства инвалидов, в существующие организации на государственном уровне должны предприниматься меры по занятости на дому, в том числе дистанционно, самозанятость со льготным налогообложением. Это позволит лицам с хроническими заболеваниями не только зарабатывать деньги, но и структурировать свое время, сохранять общение с другими людьми.

Среди граждан нетрудоспособного возраста группу инвалидности имеет около 8 миллионов человек. Часть из них только перешагнула пенсионный рубеж. Такие сотрудники еще могут организовать трудовую занятость на неполный рабочий день в щадящих условиях.

Корень проблемы – в области психологии

Проблемы трудоустройства инвалидов - как найти работу инвалиду

Многие работодатели и специалисты рекрутинговых компаний:

  • попросту не знают, как вести себя с такими людьми, строить с ними отношения, оценивать их возможности;
  • смущаются, проводя собеседование;
  • не могут сформулировать критерии оценки их трудовой деятельности;
  • затрудняются с организацией специальных условий труда для инвалидов, их адаптацией на рабочем месте.

В настоящий период, несмотря на все усилия со стороны государства, проблемы с трудоустройством инвалидов так же актуальны:

  1. Многие центры занятости, отвечая на этот вопрос, на первое место ставят не физические увечья людей данной категории, а отсутствие у них образования. Как показывает статистик, в России лишь 15% инвалидов имеют высшее образование, 35% – с профессиональным образованием, у большинства инвалидов имеются лишь школьные аттестаты.
  2. Также к числу явных проблем относятся стереотипы. Многие предприятия не стремятся получить работников с ограниченными возможностями, полагая, что они не приспособлены к полноценному труду. Огромная роль в этом вопросе отводится государству и ее просветительской работе, но пока все, что делает правительство для инвалидов – это в принудительном порядке предоставляет им квоты, обязывая работодателей предоставлять таким людям рабочие места.

Не всегда причина кроется в дискриминации этой категории граждан, просто нет соответствующих условий труда, которые должно обеспечить прежде всего само государство.

ПОДРОБНОСТИ:   Как выбрать самые лучшие ходунки для инвалидов. ТОП-5 ходунков 2019

Начиная с 2001 года к закону о защите прав инвалидов были внесены поправки (ФЗ 181), где устанавливались гарантии относительно занятости этих людей. В последние годы трудоустройство инвалидов реально и, в общем, не столь трудное.

Шаги, предпринимаемые государством, были направлены относительно:

  1. Предоставления квот по рабочим местам для инвалидов.
  2. Налоговых преимуществ.

Непродуманная государственная политика

Проблемы трудоустройства инвалидов - как найти работу инвалиду

Нельзя упускать из виду нормативный фактор. Ранее в сфере содействия занятости лиц с ограниченными возможностями существовал баланс «кнута и пряника». В роли первого выступало квотирование рабочих мест, в качестве второго – налоговые льготы. Однако с утратой силы ФЗ о налоге на недвижимость фирм наиболее значимые льготы для работодателя были отменены, и трудоустройство людей с ограниченными возможностями стало менее привлекательным. НК РФ в текущей редакции лишь освобождает работодателя от уплаты единого соцвзноса за трудоустроенного льготника.

Результаты такой политики налицо: в РФ работает не более 10% людей с ограниченными возможностями, тогда как в США – 30%, в Великобритании – 40%, в Китае – 80%. Правительства развитых стран давно подсчитали, что выгоднее вложить средства в реабилитацию, адаптацию и трудоустройство льготников, нежели пожизненно содержать их за счет пособий.

Реализованная в ТК РФ политика трудоустройства льготников не соответствует рыночным реалиям. Таким количеством привилегий государство оказывает им «медвежью услугу». В результате ИП и учреждения предпочитают нанять трудоспособного гражданина и при необходимости заплатить штраф, нежели заботиться об адаптации инвалида и заниматься обустройством под него рабочих и бытовых помещений.

Трудовая реабилитация

Если рассматривать трудовые рекомендации для людей с инвалидностью, легко заметить, что они различаются в зависимости от степени ограничения основных функций организма. Для лиц с 3 группой предусмотрено соблюдение общих правил при трудоустройстве и запрет на длительность рабочей недели более 40 часов.

Инвалид на промышленном предприятииИнвалиды на предприятиях

Инвалиды 1, 2 группы имеют право на труд в специально созданных условиях. По умолчанию продолжительность труда в неделю не должна превышать 35 часов с равномерным распределением на все рабочие дни. Если в индивидуальной программе указана длительность смены в 2-3 часа, лицо с хроническим заболеванием не должно искать работу с большей нагрузкой.

Трудоустроиться инвалиду первой группы, действительно, непросто, однако гражданин может рассчитывать на получение работы при наличии востребованной профессии и опыта (например, программист) или претендовать на простую деятельность, не требующую значительного физического напряжения (например, склейка пакетов, сборка ручек).

ПОДРОБНОСТИ:   Правила похудения в пожилом возрасте

Причины трудностей в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями кроются в трех основных сферах:

  • фактической – уровень работоспособности инвалида объективно ниже, чем у здорового человека;
  • правовой – законодатель выписал широкой спектр прав инвалидов в трудовой сфере, однако финансовое и организационное бремя их обеспечения необоснованно взвалил на работодателя (например, норма времени труда инвалида меньше, чем у обычного работника, однако зарплата такая же; при этом никаких компенсаций от государства нанимателю не предусмотрено);
  • информационной – бытует масса заблуждений относительно условий работы льготников (хотя бы о том, что человека с ограниченными возможностями нельзя уволить или подвергнуть дисциплинарному взысканию).

Характер льгот для работодателя при трудоустройстве инвалидов

Единственный механизм, который побуждает работодателей нанимать людей с ограниченными возможностями сегодня, – это двухуровневая система квотирования, установленная ст.21ФЗ №181. Согласно ее предписаниям:

  • в учреждениях, где численность работающих превышает 100 штатных единиц, нормативными актами субъекта РФ обязательно оговаривается квота для трудоустройства инвалидов: 2-4% среднегодовой численности сотрудников;
  • на предприятиях, где трудоустроены 35 и более работников, региональным законодательством может устанавливаться квота в размере, не превышающем 3%;
  • от соблюдения указанных требований освобождаются работодатели – общественные организации инвалидов и субъекты хозяйствования, ими основанные.

Таким образом, бразды правления относительно принуждения работодателей к трудоустройству инвалидов в основном переданы на локальный уровень, тогда как раньше они находились в руках федеральных властей. Кроме того, с 01.01.2005 отменена уплата в федеральный бюджет компенсаций, ранее перечисляемых работодателями, которые по каким-то причинам не заполнили существующую квоту.

  • в учреждении было вакантное место по квоте;
  • условия труда совпадали с прописанными в индивидуальном плане реабилитации.

Профильный ФЗ № 181 и ТК РФ детально урегулировали льготы при трудоустройстве, условия труда и нормы длительности их работы:

  1. Программы содействия трудоустройству людей с ограниченными возможностямиЗапрещено вносить в коллективный договор предписания, ухудшающие положение лиц, имеющих инвалидность, по сравнению с оговоренными актами федерального и локального нормотворчества.
  2. На работодателя возложено обязательство создавать нанятому не просто более комфортные условия, а именно такие, как предписано индивидуальным планом реабилитации.
  3. Максимальная продолжительность труда для инвалидов І и ІІ группы в пределах недели не может превышать 35 часов. Это верхняя граница – планом реабилитации может предусматриваться еще меньшее. Несмотря на это, сотрудник считается оформленным на полную ставку, и з/п выдается в полном объеме.
  4. Ночная смена (с 22:00 до 6:00) допускается исключительно по согласию сотрудника и только в случае, если активная деятельность в ночное время ему не противопоказана медзаключением.
  5. Допуск к сверхурочной работе производится на тех же условиях, что и ночная смена.
  6. Ежегодный отпуск предоставляется в удобное льготнику время, не может продолжаться меньше 30 календарных дней и не подлежит замене материальной компенсацией.
  7. По желанию беспрепятственно оформляют неоплачиваемые отпуска в пределах 60 календарных дней в год.
ПОДРОБНОСТИ:   Фрукты Тайланда - фото с названиями и ценами

Сложилось две противоположные тенденции:

  • большая часть субъектов РФ до сих пор так и не установили квоту трудоустройства инвалидов даже на крупных предприятиях;
  • часть регионов перенесли в собственные акты положения общероссийского законодательства в том виде, в котором оно существовало до 2005.

Последнее может быть продемонстрировано на примере столицы. Московские работодатели с численностью сотрудников более 100 единиц обязаны придерживаться квоты в 4% (из них 2% – для инвалидов и 2% – для молодежи). Выполнение квоты по льготнику засчитывается, если лицо с инвалидностью, имеющее рекомендацию к труду, было фактически трудоустроено не менее 15 дней за календарный месяц. Несоблюдение квоты влечет уплату компенсации за каждого нетрудоустроенного в размере прожиточного минимума взрослого человека по Москве.

Главная структура, разрешающая проблемы трудоустройства инвалидов в России, – это Федеральная служба по труду, ее территориальные управления в регионах и Центры занятости. Поскольку полномочия относительно урегулирования найма этой категории льготников фактически переданы местным властям, последние на свое усмотрение создают специальные структуры. Например, в столице действует Отдел трудовой адаптации молодежи и инвалидов Комиссии общественных связей г. Москвы.

Все эти органы имеют схожие цели – разрешить основные проблемы трудоустройства таких людей. Кроме контроля над соблюдением квот, они реализовывают массу других полезных программ в таких сферах:

  • подбор персонала из числа льготников для заинтересованных работодателей;
  • проведение ярмарок вакансий;
  • повышение квалификации лиц с инвалидностью;
  • содействие частной инициативе и открытию ИП инвалидами;
  • формирование групп для выполнения оплачиваемых общественных работ и временной занятости.

Специалисты центров по поддержке льготников проводят индивидуальную работу, предполагающую:

  • помощь в адекватной оценке собственных навыков и качеств (профориентация);
  • поиск вакансий, где сильные стороны человека будут максимально затребованы;
  • оценка потребности в адаптации найденного рабочего места к нуждам сотрудника;
  • способствование созданию условий труда (в Москве адаптация рабочего места работодателя, готового нанять инвалида, проводится за госсчет);
  • помощь в оценке должностных обязанностей и требований к качеству конечного продукта;
  • развитие навыков эффективной деятельности;
  • консультирование относительно методов взаимодействия с начальством и коллективом;
  • поддержка и помощь в преодолении конфликтов и/или проблем.

Трудовая реабилитация

20.09.2019

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector