Базилика Сакре-Кёр — католический храм в Париже

Базилика Сакре-Кер – одна из главных достопримечательностей современного Парижа

В наши дни ежегодно к Базилике Сакре-Кер приходят миллионы туристов. Их привлекает необычная архитектура храма, в которой удачно соединились сразу, по меньшей мере, три стиля. Необыкновенное чувство благоговения возникает у посетителей базилики во время службы: потрясающая роспись потолка, выполненная в золотистых тонах, звуки мощнейшего органа и пение хора навсегда остаются в памяти.

Перед экскурсией в базилику Сакре-Кёр следует обязательно помнить о том, что фотографировать внутри действующего храма для паломников, категорически запрещено. Сделать памятные фото можно у входа в здание на фоне скульптур Жанны д’Арк и Святого Людовика. Эти исторические личности отлиты из бронзы, возле них всегда выстраивается очередь из туристов с фотоаппаратами.

Католики практически всегда присутствуют на службах, а туристы других вероисповеданий просто осматривают богатое внутреннее убранство храма и спускаются в крипту, где хранятся бесценные христианские реликвии. Именно в крипте можно поклониться огромной статуе Спасителя человечества с пылающим сердцем.

Как можно охарактеризовать современный Париж? Этот вопрос банален, но по-прежнему актуален. Столица моды? Романтический город? Лучшее место для отдыха? Все это, конечно же, как нельзя лучше подходит для Парижа.

Большая арка Дефанс

Однако столица Франции – это еще и место, где сбываются мечты. Да-да, вы нисколько не ослышались, в Париже способна воплотиться в жизнь практически любая мечта человека. С чем связан этот феномен, объяснить довольно трудно, но русские эмигранты, бежавшие из послереволюционной России, по большей части, направлялись именно в Париж, ведь этот город в самые кратчайшие сроки становился для них родным.

Туристы, которые приобретают в многочисленных агентствах тур в Париж, естественно, рассчитывают на осмотр достопримечательностей столицы великолепной Франции. Однако перед поездкой следует правильно организовать свой отдых в Париже: к примеру, спланировать экскурсии (присоединиться к предлагаемым или разработать собственные маршруты). Дело все в том, что и месяца не хватит, чтобы даже поверхностно познакомиться с прекрасным Парижем.

Мулен Руж

Почти 2 000 исторических памятников, около 140 крупных музеев – лишь малая часть того, что сможет заинтересовать туриста. Эйфелева башня, которую в свое время так невзлюбили французы, Триумфальная арка, Лувр, Пантеон, Версаль, Дом инвалидов – это те достопримечательности, которые у всех на слуху.

Базилика Сакре-Кёр — католический храм в Париже

А чего только стоит прогулка по одному из древних кладбищ, на которых похоронены известнейшие исторические личности! Старинные кладбища в Париже уже давно превратились из мрачных мест чуть ли не в городские парки, по которым прогуливаются многочисленные экскурсионные группы. Гиды называют кладбища Монпарнас, Пер-Лашез, Монмартр – музеями-некрополями.

Кстати, в Париже умерших уже давно не хоронят, попросту нет места в городе, где на одном квадратном километре проживает более 20 000 человек. Если приехать на станцию метро Данфер-Рошро, можно увидеть совсем маленький и невзрачный павильончик. Возле него всегда много гостей Парижа. Дело все в том, что этот павильон – вход в катакомбы, куда были в свое время перенесены останки 6 000 000 парижан с городских кладбищ.

Вандомская площадь

Сейчас эти катакомбы открыты для туристов, правда, зрелище, открывающееся в них, прямо скажем, не для слабонервных. Следует помнить, что ходить по катакомбам можно только в специальных зонах, за проход на «закрытую территорию» грозит внушительный штраф.

Путешественники, уже успевшие побывать в Париже, говорят, что в этом городе интерес вызывают не только общеизвестные памятники истории. Незабываемое впечатление произведет и посещение района Дефанс, в котором построены небоскребы, поражающие своим стилем, многие современные архитекторы называют его авангардистским.

Кроме осмотра достопримечательностей особый интерес вызывает шоппинг в Париже, в городе который по праву считается столицей и законодателем моды на нашей огромной планете. Уютные небольшие и, напротив, огромные и роскошные рестораны всегда готовы показать свои гостям, что представляет собой самый качественный сервис.

Если кто-то не знает, уточним, само слово «ресторан» произошло из французского языка, и его дословно можно перевести на русский, как « придающий силы, или приводящий в норму». Поэтому, если необходимо «привести себя в норму», можно смело отправляться в один из сотен ресторанов этого удивительного города.

Большой дворец

Кстати, в Париже можно отведать самое вкусное мороженое в мире, и это не просто слова, а признание экспертов. Производится и продается оно на небольшом островке под названием Сен-Луи.

Для того чтобы прочувствовать всю ту атмосферу, которой все насквозь пронизано в Париже, в нем, как известно из поговорки, «нужно родиться и умереть». Однако многие эмигранты, которые родились далеко за пределами Франции, уже считают себя парижанами. Как уже говорилось выше, Париж готов принять всех, кому небезразлична его история и романтизм.

Достопримечательности ПарижаФранцияСтраны Европы

Достопримечательности Парижа

Эйфелева башня

Лувр в Париже

Лувр

Достопримечательности Парижа

Версаль

Достопримечательности Парижа

Триумфальная арка

Достопримечательности Парижа

Пантеон

Достопримечательности Парижа

Опера Гарнье

Достопримечательности Парижа

Диснейленд

Достопримечательности Парижа

Базилика Сакре-Кер

Достопримечательности Парижа

Елисейский дворец

Достопримечательности Парижа

Елисейские поля

Достопримечательности Парижа

Собор Парижской Богоматери

Достопримечательности Парижа

Базилика Святой Клотильды

Достопримечательности Парижа

Святая капелла

Вы уже бывали в Париже? Если да, то наверняка видели, хотя бы издалека, базилику Сакре-Кёр – белоснежный католический храм, буквально завораживающий своей красотой и величием. Он относится к архитектурным символам французской столицы и хорошо просматривается, можно сказать, с любой точки города. Свое название этот памятник истории получил в честь религиозного праздника Святого Сердца Христова (Sacre Coeur), что так и переводится – «святое сердце», а возведен он был в память о жертвах военного конфликта между империей Наполеона III и германскими государствами под эгидой Пруссии, известного как Франко-прусская война 1870-1871 годов.

Базилика Сакре-Кер – «искупление грехов»

Строительство Сакре-Кер началось в 1875-м году, и было связано с религиозными взглядами Юбера де Флери и Александра Лежанти. Эти два ревностных католика, глядя на бедственное положение в котором находилась Франция в те годы, дали обет построить в столице страны великолепный храм, посвященный «Сердцу Христову».

Юбер де Флери и Александр Лежанти обратились к французам с пламенной речью, в которой основной акцент делался на том, что такое затруднительное положение связано с тем, что бог отвернулся от Парижа. Они призвали своих соотечественников сдать деньги на строительство великолепного храма, который бы стал началом новой Франции – богатой и процветающей. «Построить новую базилику в Париже – значит искупить все свои мирские грехи!», – говорилось в обращении к народу.

Народ Парижа всегда отличался особенным взглядом на религию и архитектуру своего города. Достаточно вспомнить только, какой эффект произвела на парижан Эйфелева башня. Кстати, примерно такое же отношение коренное население Парижа и выказало к новому проекту. Подавляющее число парижан было против возведения базилики на Монмартре.

ПОДРОБНОСТИ:   ТОП-5 лучших автомобильных музеев в Москве

Вид на террасу над главным входом и купола базилики

Если внимательно изучить историю, то можно понять такое отношение французов к обету католиков. Именно на Монмартре зарождалась Французская революция, которую даже после ее подавления все считали освобождением от «монархической кабалы». Парижане попросту не понимали, почему они должны просить у бога прощения за свержение власти и «восстановление справедливости», которая подразумевала собой разграбление всех памятников истории и архитектуры.

Однако не все французы столь негативно отнеслись к идее строительства «Храма Святого Сердца Христова». К словам и обету Юбера де Флери и Александра Лежанти прислушался даже сам парижский архиепископ Гибер, который поддержал верующих в их начинании. Он лично выбрал место, где будет построен новый величественный французский храм.

Естественно, это оказалась самая высокая точка Парижа. Однако выбор холма Монмартра был связан не только с его высотой: именно на нем принял мученическую смерть за веру первый архиепископ города и один из его покровителей – Святой Дионисий. Более того, Гибер сразу же внес предложение строить не обычный храм, а именно базилику.

Вид на базилику Сакре-Кёр сбоку

Описание храма

На вершину Монмартра, непосредственно к главному входу Сакре-Кёр, ведет лестница, насчитывающая 237 ступеней. С ее подножья открывается великолепный вид на этот католический собор, которым можно любоваться бесконечно.

Париж: Базилика Сакре-Кёр, ее достопримечательности

Сам вход украшают бронзовые фигуры Людовика IX Святого (слева) и небезызвестной народной героини Жанны д’Арк (справа).

Очень интересна форма куполов этого храма. Они сами по себе – история, так как своими очертаниями повторяют пропорции другой базилики – Сен-Фрон, что находится в Перигё (коммуна на юге Франции) и датируется XII веком. Основной купол Сакре-Кёр достигает в высоту 83 метра, а высота колокольни порядка 100 м.

Внутренне убранство также способно потрясти воображение. Центральное место занимает знаменитая мозаика на потолке, красочно и выразительно раскрывающая тему поклонения Святому Сердцу нашего Господа. Она выполнена в лазоревых и золотых тонах, что придает композиции дополнительную притягательность.

Здесь же, внутри собора, можно увидеть скульптуры святых и красивые витражи. Всё это великолепие, освещаемое проникающими сквозь купол базилики потоками света, словно проникает в самое сердце, побуждая задуматься о духовных основах нашего бытия, о необходимости единения с Богом.

Впечатленные туристы хотели бы увезти с собой снимки на память. Но, к сожалению, фотографировать здесь не разрешают. Но поскольку базилика Сакре-Кёр является действующим храмом, вы сможете присесть и посмотреть богослужение, которое сопровождают орган и прекрасное хоровое исполнение. Громко разговаривать, чтобы не мешать службе, здесь тоже нельзя.

Строительство

Во Франции после франко-прусской войны все решения принимались чрезвычайно быстро и практически столь же быстро они воплощались в жизнь: страну необходимо было в прямом смысле воскрешать. Сразу же после того, как архиепископ Гибер выбрал место для строительства базилики, Национальное Собрание Парижа объявило конкурс среди архитекторов на разработку плана нового храма.

он удачно выбрал для нее строительный материал. Базилика, посвященная памяти погибших в франко-прусской войне и символизирующая молитву об искуплении грехов французской коммуны, была возведена из редчайшего минерала, который добывается только в небольшом поселении Шато-Ландон. Этот минерал уникален тем, что при соприкосновении с водой он становится ослепительно-белым. Дожди сделали свое дело: в настоящий момент Базилика Сакре-Кер будто светится изнутри. Ее цвет многие даже называют неземным, божественным.

Над главным входом базилики находятся скульптуры Святого Людовика (слева), Жанны д’Арк (справа) и Иисуса Христа (по центру)

Строительство базилики Сакре-Кёр длилось довольно продолжительное время. Дело все в том, что воплотить в жизнь проект Абади и разработать новые элементы храма, было крайне затруднительно. Во-первых, холм Монмартр из-за многочисленных каменоломен, в которых еще в древние века добывали гипс, мог не выдержать вес столь массивного сооружения.

менялась эпоха, а вместе с ней менялись и стили. Именно по этой причине были увеличены купола Сакре-Кер и добавлена колокольня. Стоит отметить, что первый архитектор желал возвести базилику в южно-французском стиле, а благодаря работе новых архитекторов она приобрела вид греко-византийского храма. Достроить базилику Сакре-Кёр, по документам, удалось лишь в 1914-м году.

Со временем парижане наконец-то поняли, что в их стране появилась уникальная в своем роде достопримечательность, в которой можно не только отмаливать свои грехи, но и которая удачно вписалась в образ современной столицы, да еще и приносит, благодаря туризму, неплохой доход.

Бронзовая фигура Святого Людовика на фасаде базилики

Как только было выбрано место для строительства, объявили конкурс среди архитекторов на лучший проект. Победителем стал парижский зодчий П. Абади. Архитектор успел завершить проект и умер. Пять зодчих воплощали в жизнь его идею. Каждый из них внес свои изменения, дополнительные элементы. Абади сделал главное, именно он выбрал для строительства редкий камень, который добывали в Шато-Ландон.

Решение построить базилику Сакре-Кёр зародилось 4 сентября 1870 года, в день провозглашения третьей Республики. В тот день епископ Фурнье разразился патетической речью о том, что французские войска потерпели поражение во франко-прусской войне в качестве божественного наказания за «нравственный упадок» после Французской Революции.

Общество, расколотое на набожных католиков и легитимных роялистов с одной стороны, и демократов, социалистов и радикалов с другой, было наказано. Несмотря на то, что в некоторых источниках заявляется, что базилика была возведена в честь пятидесяти тысяч павших во время войны, согласно распоряжению Национального собрания 1873 года (в ответ на пожелание архиепископа), базилика была построена, дабы искупить грехи Парижской Коммуны.

Именно на Монмартре состоялось первое восстание Парижской Коммуны, и там же был казнен архиепископ Даруа, ставший своего рода мучеником для возрождающейся Католической церкви. Его преемник утверждал, что в октябре 1872 года ему было видение, и в рассеявшихся над Монмартром облаках он узрел истину: «Именно здесь, здесь, где находятся души мучеников, здесь Священное сердце обязано воцариться, став маяком для страждущих».

С отставкой правительства Адольфа Тьера в мае 1873 г., епископ Франсуа Пье выразил национальное стремление к духовному обновлению: «Пришел час Божий», чему церковь Сакре-Кёр является главным, материальным памятником. Финансированием будущей базилики занялись все французские приходы, а само строительство заняло несколько десятков лет (1875—1914 гг.).

Архитектором проекта выступил талантливый творец Поль Абади, который обошел более семидесяти семи соперников. В 1880 году произошла попытка остановить строительство, когда базилика была названа «несмолкаемой провокацией к гражданской войне». Дело даже дошло до обсуждения в палате парламента, где проект защитил архиепископ, несмотря на утверждения Жоржа Клемансо (будущего премьер-министра), что базилика — материальная стигматизация революции.

Абади отошел в мир иной в 1884 году, застав только возведение фундамента, и строительство продолжалось под руководством пяти архитекторов: Оноре Дьюме (1884-1886 гг.), Жан-Шарля Лиане (1886-1891 гг.), Анри-Пьера-Мари Рауле (1891-1904 гг.), Люсьена Манье (1904-1916 гг.) и Жана-Луиса Уло (1916-1924 гг.). Все основные работы были завершены к 1914 году, но вмешалась война, и освящен храм был только в 1919 г.

ПОДРОБНОСТИ:   Как оформить инвалида в дом для престарелых и инвалидов в Архангельске

Деньги на базилику, оцениваемые в семь миллионов французских франков и целиком пришедшие из пожертвований, закончились ещё до того, как показалась видимая наземная часть. Временную часовню освятили в марте 1876 года, и пожертвования паломников стали основой бюджета будущей базилики. Каждый, кто оставил пожертвование, мог заложить, к примеру, памятный кирпич.

Английский географ и историк Дэвид Харви отмечал, что эхо «мучеников» все ещё слышно в стенах базилики. Эта идея подтверждается тем, что в 1971 году демонстранты, преследуемые полицией, нашли убежище в Сакре-Кёр, в церкви, «построенной на трупах коммунаров». Это провокационное заявление было весьма красноречиво проиллюстрировано в распространяемых ими листовках.

Идея возведения величественного католического храма возникла после франко-прусской войны 1870–71 гг. как дань памяти жертвам военного конфликта. Вокруг выбранного на Монмартре места строительства долгое время велись споры. Протест простых граждан был вызван тем, что именно здесь происходили драматические события, связанные с падением Парижской коммуны, а появление на вершине холма ассоциировалось ими как увековечивание памяти тех, кто отдал приказ на разгром народного восстания.

Тем не менее, в 1873 году городские власти приняли решение о строительстве базилики на 130-метровой вершине Монмартра. Это было связано с несколькими событиями, произошедшими в давнем прошлом. Прежде всего, архиепископ Парижа — кардинал Жозеф-Ипполит Гибер напомнил депутатам парламента, что холм с незапамятных времен являлся местом поклонения.

Проект базилики Сакре-Кёр разработал потомственный французский архитектор Поль Абади. Он стал победителем проведенного в первом полугодии 1874 года конкурса, в котором участвовало более 70 известных и молодых архитекторов. К тому времени Абади уже занимал ведущие позиции в Париже и успел внести свой вклад в реконструкцию собора Парижской Богоматери.

Строительство базилики Сакре-Кёр продолжалось с 1875 г. по 1914 г.

Хронология основных событий:

  • 16 июня 1875 г. — установка закладного камня (его можно увидеть в нижней правой части ступеней перед бронзовой дверью);
  • 3 марта 1876 г. — открытие небольшой часовни;
  • 1881 г. — начало внутренних работ;
  • 5 июня 1889 г. — первое богослужение в церкви;
  • 20 ноября 1895 г. — водружение главного колокола Савойярд;
  • 6 апреля 1912 г. — окончание строительства колокольни;
  • 16 октября 1919 г. — освящение базилики;
  • 1903–20 гг. — оформление витражей;
  • 1900–22 гг. — работы над мозаикой центральной апсиды.

Возведение культового здания сопровождалось трудностями, связанными с наличием в теле холма целой сети заброшенных каменоломен. Пришлось проводить работы по укреплению основания и фундамента, что значительно увеличило продолжительность строительства базилики. Для устройства свай было вырыто 83 шахты глубиной 33 метра, а между ними — сделаны арочные подпорки.

Освящение базилики Сакре-Кёр наметили на 1914 год, но Первая мировая война внесла свои коррективы. Торжественное мероприятие провели спустя 5 лет.

Интересные факты

  • Парижане Александр Лежанти и Юбер де Флери являются авторами идеи строительства этой базилики во имя искупления грехов французов, вследствие которых, как они считали, на долю страны выпали большие испытания – поражение в войне с Пруссией и разгром Парижской коммуны.
  • Средства на строительство храма Святого Сердца Христова собрали простые люди, жители самых разных регионов Франции.
  • Под алтарной и хоральной частью базилики находится крипта, спустившись в которую можно увидеть церковные реликвии и каменное изваяние Иисуса с пылающим сердцем.
  • Монументальная мозаика внутри базилики выполнялась в течение… десяти лет (с 1912 по 1922 годы). Ее автором стал художник Люк-Оливье Мерсон.
  • Своим молочно-белым цветом Сакре-Кёр обязана удачно выбранному для возведения базилики камню. Его добыли неподалеку от Парижа, в местечке Шато-Ландон. Как оказалось, он обладает свойством белеть от воздействия воды.

Кстати, на куполе собора оборудована смотровая площадка, к которой можно подняться по винтовой лестнице. Отсюда открывается потрясающая панорама – и Париж, и его окрестности видны как на ладони.

  • Каждый год Сакре-Кер посещают около 10 миллионов человек.
  • Среди отзывов туристов, часто встречаются предупреждения о чернокожих жителях Франции, которые возле собора зарабатывают на туристах. Они повязывают зазевавшимся гостям города на руку цветную нитку и требуют за это заплатить. Нитка завязана таким образом, что ее можно только разрезать. Экскурсантам, чтобы избежать скандала приходится оплачивать это «украшение». Бывалые туристы советуют, не реагировать на чернокожих аферистов, не обращать на них внимания.
  • Сакре-Кер – действующий католический собор, в который приезжают многочисленные паломники. Для них есть специальная гостиница. Туристам стоит вести себя сдержанно при посещении собора, так как это не увеселительный аттракцион, а священное место для верующих.
  • Большой орган Сакре-Кер в 1981 г. получил статус национального памятника. Его особенности – оригинальная конструкция, уникальное звучание, впечатляющие размеры.

Сакре-Кер – памятка туристу

Первый камень в фундамент заложили в 1875 г., в основание также поместили протокол с описанием процесса основания храма, ларец с орденами.

Строительство длилось до 1914 г. Этот год считают датой завершения собора, хотя до 1924 г. некоторые виды работ продолжались. Освятили базилику в 1919 г.

Вход в ослепительно белую базилику, которая по своей популярности может сравниться с Триумфальной аркой и даже творением Эйфеля, бесплатный, а вот подняться по ступеням на смотровую площадку, находящуюся на куполе базилики, обойдется в 5 евро. Эта сумма будет потрачена не впустую: вид, открывающийся с купола, способен ввести своим великолепием в немой шок даже повидавшего много на своем веку бывалого путешественника. Со смотровой площадки виден весь Париж и не только.

Бронзовая фигура Жанны д’Арк на фасаде базилики

В ясную погоду можно рассмотреть даже окрестности столицы Франции с их удивительными лесами и «затерявшимися» среди них шато. Высота самого высокого купола 83 метра, а колокольни – практически 100 метров. Кстати, именно в Сакре-Кёр находится самый большой во Франции колокол: он весит чуть более 19 (!

Базилика открыта для прихожан с 6 утра до 10-30 вечера. Подняться по длинной винтовой лестнице на смотровую площадку можно с 9 утра и только до 7 вечера, а зимой она закрывается в 18-00.

Несмотря на популярность базилики Сакре-Кер, полиции даже в наши дни не удалось справиться с огромным количеством мошенников, промышляющих возле одной из главных достопримечательностей Парижа. К слову, делятся они на три группы, и каждая из этих групп предлагает привязать на кисть туриста ниточку. Подавляющее число мошенников – это выходцы из африканских стран.

Первые привязывают «ниточку на счастье» и потом просят за нее вознаграждение. Вернуть эту ниточку сразу не получится: снять ее можно только при помощи острого ножа или ножниц, поэтому многие туристы теряются и платят вымогателям деньги. Вторая группа – это мошенники, сотрудничающие с ворами: пока один из них предлагает «ниточку счастья», второй бесцеремонно копошится в сумке у гостя столицы Франции.

ПОДРОБНОСТИ:   ГАУССО НСО УСПЕНСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ — Успенка, ИНН: 5432106660, ОГРН: 1025405224536

Вид на юго-западную сторону базилики

Если турист посещает базилику Сакре-Кер в составе экскурсионной группы, гид заранее предупреждает об опасности и дает отпор мошенникам. В случае если гость Франции отправляется к базилике самостоятельно, ему лучше не обращать внимания на предложения африканцев и даже не смотреть им в глаза. К самому входу в Базилику мошенники не приближаются.

Архитектура

Архитектурный стиль Сакре-Кер – византийско-романский. Базилику венчают 4 небольших купола и один крупный – 83 метра, установленный на барабане. Именно они формируют силуэт храма. С задней стороны собора расположена 90-метровая колокольня. В ней самый масштабный колокол Парижа. По данным Википедии, его масса – 19 тонн.

К базилике поднимается лестница, которая ведет к портику с тремя арочными проемами. На портике установлены конные статуи короля Людовика Святого и французской героини Жанны д’Арк. Фасад украшают барельефы на евангельскую тематику.

Это пригодится. Если лестница покажется слишком высокой, то подняться к Сакре-Кер можно на фуникулере. Стоимость поездки 2 евро.

Основание купола оборудовано небольшой террасой. Эта обзорная площадка пользуется большой популярностью у туристов, с нее открывается удивительный вид на Париж.

Базилика Сакре-Крё — экстраординарное архитектурное строение. Это массивное задание, которое сумело сохранить свой яркий белый цвет даже в таком шумном и местами грязном городе, как Париж. Весь фокус в том, что построено здание из травертина, добытого в шахтах Шато-Ландон. Его главная в особенность, что при контакте с дождевой водой, камень приобретает белый оттенок.

Таким образом, храм освещает столицу своими белоснежными стенами. Общестилевое решение весьма необычно — святой храм пронизан римско-византийскими чертами, что ясно противопоставляется излишеству французского барокко в убранстве Дворца Гранье.

Многие элементы дизайна базилики символизируют националистические мотивы: в галерее, имеющей три арки, установлены бронзовые статуи святой Жанны Д’Арк и короля Святого Людовика IX, отлитые скульптором Лефевром, также имеется колокол весом в девятнадцать тон под названием «Savoyarde», отлитый в Анси и установленный в честь вход Савойи в состав Франции в 1860 году.

Особенно прекрасно любоваться базиликой у подножья лестницы, состоящей из 237 ступеней ведущей на вершину холма к главному входу храма, который украшают бронзовые фигуры святого Людовика (слева от входа) и Жанны д’Арк (справа).  Ну а с площадки перед Сакре-Кёр открывается изумительный панорамный вид на Париж, который при условии ясной погоды тянется аж на 50 километров  вдаль, а также на прилегающие улочки района Монмартр.

Следует отметить, что горожане достаточно долго выступали против возведения собора. Сперва оспаривалось место строительства, холм Монмартр. Как известно именно в этом столичном районе начинались  кровопролитные события Парижской коммуны.

И многие восприняли строительство собора на этом месте как антинародный памятник разгрому народного движения. Также отрицательно воспринимался и сам образ храма, в котором переплетались элементы романской, готической, византийской и ренессансной архитектуры якобы, совершенно чуждой привычному облику столицы Франции. Жители города ехидно подшучивали, называя собор Сакре-Кёр «национальным тортом».

Однако все эти споры и народные возмущения давно уже в прошлом и на сегодняшний день базилика Сакре-Кёр является, пожалуй, одной из трёх главных архитектурных достопримечательностей Парижа, стоящая наравне с такими признанными столичными тяжеловесами как Триумфальная арка и Эйфелева башня.

Величие храма подчеркивают элементы архитектуры, включенные в единый ансамбль. Например, 103-метровая колокольня, хотя и возвышается даже над главным куполом, не выглядит чем-то неестественным. Кстати, на ней установлен крупнейший в Париже 20-тонный колокол — Савояр, один только язык которого весит 850 кг.

Необычный для того времени архитектурный стиль был реакцией против нео-барочных «настроений» (вылившихся, например, в строительство Оперы Гарнье). В дизайне здания присутствует множество национальных мотивов. Так, трехарочный портик украшен бронзовыми конными изваяниями Жанны д’Арк и Людовика IX.

Базилика Сакре-Кёр – богослужениеБазилика Сакре-Кёр – купол

Интерьер церкви не менее впечатляющий, чем экстерьер. В аспиде базилики создана мозаика «Благоговение Франции перед Сердцем Господним» авторства Люка-Оливье Мерсона. Она считается одной из крупнейших в мире. Знаменитый орган по популярности может уступить только «конкуренту» из Нотр-Дам. Уникальный дизайн, прекрасное звучание, обеспечивающееся 78 регистрами, — современники были уверены, что он опередил свое время. К сожалению, даже сегодня полноценная его реставрация не произведена, вследствие чего некоторые элементы гиганта разрушаются.

Отдельного внимания заслуживает крипта, расположенная под алтарной частью Сакре-Кёр. Выполненная из тусклого мрамора она контрастирует своими угрюмыми сводами с золотом и блеском самого здания. Здесь, у алтаря св. Петра в одноименном зале молилась Святая Тереза. Надгробия в крипте — настоящие шедевры, каждый из которых достоин внимания поклонников искусства пластики. Кстати, в базилике есть и урна с прахом инициатора национального обета и строительства церкви — Александра Лежантиля.

В своей работе Поль Абади попытался совместить конструктивные особенности Константинопольского собора Святой Софии и Венецианского собора Сан-Марко. Для куполов он выбрал аналогичные формы средневекового храма Сен-Фрон, расположенного в Перигё на юге Франции. В итоге базилика обрела романо-византийский стиль с элементами готики и ренессанса.

  • Длина и ширина сооружения в плане — 85 и 35 метров.
  • Высота центрального купола — 83 метра.
  • Высота колокольни — 100 метров.
  • Вес самого большого колокола Савояр — более 19 тонн.
  • Панорамный обзор со смотровой площадки купола — до 50 км.

В плане строение выполнено в виде греческого креста, ориентированного с юга на север, что является отступлением от традиционных канонов, предполагающих западно-восточное расположение центрального нефа. Но направление было выбрано не случайно — главный вход базилики Сакре-Кёр обращен к центру Парижа.

Удачным решением стало использование при возведении стен базилики белого травертинового камня, приобретающего при дневном освещении розоватые оттенки и обладающего удивительными свойствами самоочищения. Дело в том, что при контакте с дождевой водой на его поверхности появляется налет белоснежного кальцита, в связи с чем стены приобретают первозданный ослепительный наряд. Многие видят в этом божественное благословение.

От подножия холма к центральному входу величественного храма ведет несколько ступенчатых подъемов, между которыми террасами расположены смотровые площадки. Перед базиликой находится две конные статуи, выполненные из бронзы. Левая — Людовика Святого, правая — Жанны д’Арк. На фасаде размещен ряд горельефов, над верхним уровнем установлена статуя Иисуса Христа. Правой рукой он благословляет верующих, а левой — указывает на сердце. Над абсидой возвышается статуя Архангела Михаила.

Архитектурный облик культового строения завершает опирающийся на высокий световой барабан центральный купол, окруженный четырьмя меньшими по размеру, но аналогичными по форме куполами.

Базилика Сакре-Кёр в Париже на карте

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector