Спасо-Преображенский собор (Чернигов) – это… Что такое Спасо-Преображенский собор (Чернигов)?

Внешний вид

  • В XVIIIXIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего собор приобрёл нынешний вид.
  • В плане собор представляет собой большой (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами.

Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.

  • Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18,25 х 27 м.) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами.
Раскопки показали, что к восточным углам были пристроены небольшие часовни, которые не сохранились.

Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными.

Собор неоднократно подвергался перестройке. В XVIII—XIX веках, в частности, были надстроены две башни, после чего здание приобрело нынешний вид.

Интерьер

В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей. Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.

Возможно, строители Спасо-Преображенского собора в какой-то мере повторили схему Десятинной церкви. Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

ПОДРОБНОСТИ:   Причины ухудшения слуха: лечение и профилактика

В 1967 году во время реставрационных работ на Южном внешнем фасаде Спасского собора обнаружили граффити ХІІ — начала ХІІІ века[3].

  • В интерьере Спасского собора превалирует строгое и торжественное сочетание вертикалей и горизонталей.

Здесь явственно акцентирована удлиненность здания, что сочетается с внутренними двухъярусными аркадами, уходящими в подкупольное пространство. Вдоль них изначально шли деревянные настилы северных и южных хор, усиливавших горизонтальное членение интерьера. Подобные аркады свойственны византийскому зодчеству той эпохи, но редки в Киевской Руси.

  • Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты. Стены и своды украшали древние фрески, погибшие в пожаре 1756 года. По великолепию убранства храм Спаса не уступал первопрестольным киевским церквам.
  • Возможно, строители Спасо-Преображенского собора повторяли в какой-то мере схему Десятинной церкви

Раппопорт высказал предположение, что мастера, создававшие черниговский собор и Софию Киевскую, были из одной и той же столичной византийской артели.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 21 декабря 2018 в 15:52.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector