Театр Диониса – это… Что такое Театр Диониса?

Общие черты

Афинский театр Диониса был открыт в V столетии до н. э. Деревянное здание построили на юго-востоке Акрополя. Его назвали и построили в честь бога Диониса (его же именем назывались ежегодные праздники – Малые и Великие Дионисии). Театральные выступления проводились именно во время этих торжеств. Поэтому большую часть года здание было закрыто и никак не использовалось.

Театр Диониса был местом не просто выступлений, а выступлений-состязаний. Во время них устраивались соревнования между тремя авторами трагедий. Каждый из участников ставил несколько произведений. Кроме собственно трагедии, это могла быть сатировская драма с мифологическим сюжетом. Отдельное соревнование устраивалось для авторов комедий.

Театр Диониса в Афинах: история, описание и интересные факты

Истоки происхождения театра историки относят к древнейшим временам, когда человечество пребывало чуть ли не в первобытно-общинном строе. Это искусство зародилось в ходе игрищ охотников, земледельцев. Чаще они имели магический облик. Люди просто подражали животным и птицам, надевая на себя звериные шкуры и украшая свои головы перьями.

Это, по их поверьям, несло удачную охоту. Когда земледелие начало развиваться интенсивно, первым из праздников стал День урожая. Устраивали его в честь Диониса – бога виноделия. Считалось, что пиршества могли повлиять на плодородность земли, предстоящий урожай винограда и других культур. Превалировали на торжествах «скачки» в козлиных шкурах, а также показывались сцены из мифологических сюжетов о Дионисе.

Из таких пиршеств почти одновременно возникла и трагедия, и комедия. Дословно «песнь козла» переводится как «трагедия». Комедия же (от слова «комос») означало «необузданное веселье». Она должна была вызвать у присутствующих радость и смех. С течением времени жители Афин и других городов начали рассказывать и о иных богах, сцены из историй о которых содержались в богатой греческой мифологии.

На южном склоне холма были воздвигнуты несколько театров, самым первым и самым большим из которых стал театр, посвященный богу Дионису. Масштабы сооружения не дают усомниться — сценическое искусство для древних греков было делом важным.

Обычно состязались три автора трагедий.

Каждый из участников ставил три трагедии и одну сатирову драму, в шутливой форме обыгрывавшую мифологический сюжет. Состязались также авторы комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты фиксировались в особых надписях — дидаскалиях, которые хранились в афинском государственном архиве. Общее руководство за проведением театральных зрелищ осуществлял афинский архонт.

Около 326-325 гг. до н.э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан.

Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду — ложа римского императора Адриана, поклонника греческой культуры. Здесь же выступал император Нерон.

Театр перестраивался и в римскую эпоху в I в. н.э., в том числе под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра — скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами.

ПОДРОБНОСТИ:   Климат, сезон и погода в Турции по месяцам, температура воды и воздуха

Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до н. э, камни Периклова Одеона.

Полисом в 4 веке до н.э. управлял просвещенный глава – Писистрат. Одним из его любимых богов был Дионис. Этот олимпиец покровительствовал веселью, виноделию, развлечениям. И Писистрат приказал построить в его честь алтарь, внутри которого стояла статуя Диониса. Первоначально она была деревянная, впоследствии ее заменили изображением бога из кости и украсили золотом. Принесение жертв в честь Диониса невозможно без танцев и песен.

Поэтому рядом с жертвенником устроили маленькую площадку для торжеств. Она-то и стала началом театра Диониса. Исходный материал для площадки – дерево. Впоследствии сцену устроили из камня. Это было новаторством того времени: каменные конструкции служили дольше. Театр стал очень популярен: на его помостах представляли произведения любимых авторов: Еврипида, Эсхила, Аристофана, Софокла.

И посещение площадки было общедоступно: посмотреть спектакль мог любой житель совершенно бесплатно. Для представлений годились лишь специальные дни: Малые Дионисии или Великие Дионисии. В эти дни никто не работал: жители Афин участвовали в жертвоприношении веселому богу и смотрели постановки в его честь. А в остальное время театр был закрыт.

Зрительские места

В 326 году до н. э. театр Диониса был серьезно реконструирован. Греки отказались от деревянной сцены и заменили ее мраморной. Появились и новые сиденья из камня (всего было сделано 67 рядов). Ближе всего к сцене находились почетные гости – политики, военные, богачи и т. д. У каждого из них было свое персональное кресло – на нем высекались должность и имя владельца.

Места для зрителей достигали основания верхнего города – Акрополя. После реконструкции театр Диониса вмещал в себя 17 тысяч посетителей. По меркам тогдашних Афин, в нем могла уместиться половина населения полиса. Древний театр Диониса обходился без кровли и перекрытий. Хор, актеры, зрители – все пребывали на свежем воздухе. По этой причине спектакли в основном проходили в светлое время суток.

Древние Афины жили согласно законам демократии. У города было свое народное собрание – экклесия. Первоначально оно созывалось на Пниксе – каменистом холме к западу от Акрополя. После открытия театра Диониса Пникс признали непригодным, а собрания иногда стали организовываться в театре.

Принимать участие в экклесии имели право все афинские граждане-мужчины старше 20 лет. При входе каждому выдавалась разрешительная дощечка. В положенные дни собраний в театр не допускались люди из черных списков. За соблюдением этого правила следили лексиархи (в их ведении находились списки совершеннолетних афинян). Традиционно перед каждым собранием жители полиса совершали жертвоприношение и молились богам-олимпийцам.

Посвященный божеству, благосклонному к виноделам, театр принимал Дионисии — именно благодаря этим празднествам развивались драматические представления. По выражению Горация, трагедия в момент своего зарождения была «состязанием из-за дешевого козла». Связано это с тем, что изначально трагическое творчество связано с жертвоприношением животного, обожествляемого в культе.

В свое время на сцену театра выходили для соревнований в мастерстве драматурги авторы, творчество которых лежит в фундаменте современного искусства. Здесь звучали голоса Эсхила, Софокла, Еврипида… На сцене ставились произведения, сегодня считающиеся образцами античной литературы. Так, в 458 г до н.э. зрители смогли по достоинству оценить «Орестею», принесшую своему автору победу в споре драматургов.

К этому времени в театре уже имелись колесная платформа для создания «спецэффектов», а также подъемное устройство. Наблюдать за представлениями одновременно могли до 17 тысяч зрителей, что делало постановки по-настоящему масштабными «шоу».

Греческие театральные представления уступили место соревнованиям гладиаторов и цирку, когда страна подчинилась Риму.

ПОДРОБНОСТИ:   Португалия отдых на океане. Лучшие места, острова, карта курортов, фото. Цены и отзывы

Организация торжеств

Театр Диониса - это... Что такое Театр Диониса?

У древних греков, а значит, и у афинян, не существовало жреческой касты. По этой причине организацией праздников в театре Диониса занималась государственная власть. Проведение соревнований и торжеств находилось в компетенции афинских должностных лиц. Они пользовались официальными полномочиями и государственными средствами.

За Акрополь, театр Диониса и другие общественно важные места Афин отвечали архонты (высшие должностные лица полиса). Они же назначали хорегов. В обязанности этих людей входил отбор драматургов, поэтов, хора и пьес, которые принимал и ставил театр Диониса. Греция от мала до велика всегда внимательно следила за новыми спектаклями, и сделать неправильный выбор в отношении репертуара ответственные лица не имели права. Хорегами назначались самые состоятельные жители Афин. Они также тратили свои средства на организацию общественных мероприятий в театре Диониса.

Орхестра, скены, декорации

Архитектурной основой театра являлась орхестра – круглая площадка, на которой выступали актеры, музыканты и хор. В переводе с древнегреческого это название означало буквально «место для танца». Первоначально на орхестре пели дифирамбы Дионису. Позже этот жанр эволюционировал в трагедию, с которой ассоциируется уже классический античный театр. В середине орхестры располагался жертвенник для жертвоприношений (обычно афиняне закалывали свинью).

Специально для актеров строились палатки для переодевания – скены. Они примыкали к орхестре. К ним также пристраивались специальные башни, необходимые для улучшений акустики и усилений резонанса в театре. Передний фасад скены (проскений) использовали для крепления красочных декораций. Впервые их в V веке до н. э.

Особенности спектаклей

По традиции в каждом спектакле в театре Диониса участвовало не больше трех актеров. Из-за этого одному человеку иногда приходилось играть сразу множество ролей. Еще одна особенность – мужчины исполняли даже женские роли. Каждый автор трагедии, участвовавший в состязании, получал команду хореографов и актеров.

Именно в театре Диониса появился обычай делить актеров на протагонистов (главных героев) и остальных персонажей. Исполнители ролей распределялись между драматургами с помощью случайного жребия. Во время праздника в театре работали судьи. Они определяли победителя состязания.

Каждый трагик выступал со своей тетралогией или трилогией (группой пьес). Любопытно, что на раннем этапе развития театра некоторые драматурги были не только собственно авторами, но и актерами в своих произведениях (как, например, Софокл). К спектаклям предъявлялось обязательно требование – новизна. За всю историю театра исключение было сделано только однажды – для трагедий Эсхила, основоположника данного жанра. Но даже эта оговорка имела место уже после смерти античного автора.

Театр служил не только местом для принесения жертв Дионису и последующего развлечения. Авторы драм и комедий соревновались друг с другом за лучшую постановку. Все результаты фиксировались на дидаскалиях и потом сдавались в архив. Впоследствии постановки сменились боями гладиаторов. Но популярность тетра Диониса не уменьшилась: желающих попасть на представление было достаточно.

Современное состояние

Предполагается частично отреставрировать Театр Диониса. Процесс реставрации должен завершиться в 2015 году, на его финансирование властями и некоммерческой организацией «Диазома» предоставлено шесть миллионов евро. Проект ведёт архитектор Константинос Болетис (Constantinos Boletis). К сохранившимся каменным сидениями планируется добавить ещё несколько ярусов, совмещая древние обломки с новым камнем, а также предполагается укрепить держащие стены и другие части постройки.

Предполагается частично отреставрировать Театр Диониса[1]. Процесс реставрации должен завершиться в 2015 году, на его финансирование властями и некоммерческой организацией «Диазома» предоставлено шесть миллионов евро. Проект ведёт архитектор Константинос Болетис (Constantinos Boletis). К сохранившимся каменным сидениями планируется добавить ещё несколько ярусов, совмещая древние обломки с новым камнем, а также предполагается укрепить держащие стены и другие части постройки.

ПОДРОБНОСТИ:   Где лучше отдохнуть в Турции с детьми: курорты в мае, июне, июле, августе, сетябре

?редполагается частично отреставрировать Театр Диониса. Процесс
реставрации должен завершиться в 2015 году, на его финансирование
властями и некоммерческой организацией «Диазома» предоставлено
шесть миллионов евро. Проект ведёт архитектор Константинос Болетис
(Constantinos Boletis). К сохранившимся каменным сидениями
планируется добавить ещё несколько ярусов, совмещая древние обломки
с новым камнем, а также предполагается укрепить держащие стены и
другие части постройки.

Актеры

Со временем традиции в театре Диониса менялись. Например, все больше функций брали на себя актеры-протагонисты. Они становились антрепренерами и даже приглашали остальную часть труппы. К актерам предъявлялись определенные требования. Они должны были обладать безупречным, сильным и звучным голосом, одинаково пригодным как для вокальных выступлений, так и для декламации стихов.

Афиняне всегда считались придирчивыми зрителями. Чуткие к голосу актера, они могли освистать протагониста за любую оплошность (к примеру, известен случай освистания за неправильное ударение в слове). Греки считали, что раз Дионис – бог театра, то выходившие на сцену – его глашатаи, и они были обязаны не посрамить этот статус.

Также от исполнителей ролей требовалось владение искусством жеста. Как правило, актеры выступали в масках и громоздких нарядах. Нося такой костюм, человек должен был уметь наглядно выражать эмоции. В афинском театре при смене настроения пьесы актер быстро менял маску. Часто это делалось прямо по ходу спектакля.

Актер мог стремительно отвернуться от зрителей или упасть на колени. Наконец, исполнители ролей должны были уметь танцевать и обладать выносливостью. Некоторые представления могли растянуться на 8-10 часов. Все это время актер не имел права показывать свою слабость и утомленность. Подобную нагрузку мог выдержать далеко не каждый мужчина. Нередко актерами театра Диониса становились известные атлеты и участники Олимпийских игр.

Литература

  • Всемирная история (в 24 тт.) // Т.4. Эллинистический период. с. 76. — Минск: Издательство «Литература», 1996.
  • История Древней Греции. / гл. ред. Кузищин В. И. — М.: Издательство «Высшая школа», 2001. — С. 399.

Всемирная история (в 24 тт.) // Т.4. Эллинистический период. с.
76. — Минск: Издательство «Литература», 1996.

  • История Древней Греции. / гл. ред. Кузищин В. И. — М.:
    Издательство «Высшая школа», 2001. — С. 399.

Дальнейшая судьба

Вторая серьезная перестройка театра произошла в I веке, когда Греция уже оказалась под римским владычеством. С наступлением новых времен центр культурной жизни Афин стал обслуживать новые праздники. Теперь древнегреческий театр Диониса предназначался для гладиаторских и цирковых представлений. Из-за этого перед зрительскими местами был построен высокий борт. При императоре Нероне также появился фриз с изображением сатиров, сохранившийся до наших дней.

Рядом с театром находились и другие уникальные образцы античной архитектуры. К ним можно отнести храм Диониса и Периклов Одеон – здание, в котором проводились музыкальные и певческие состязания. Эти постройки не сохранились – от них остались лишь развалины.

Театр Диониса в Афинах пришел в запустение после принятия Римской империей христианства. В византийскую эпоху он постепенно разрушался – время не щадило древнюю постройку. Сегодня театр является объектом особой культурной значимости. На уход за ним власти Греции тратят немалые средства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector