Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного. Сборник упражнений восстановление речи после инсульта

Сколько человек восстанавливается после кризиса

Время на протяжении, которого пациент «приходит в себя» после инсульта зависит от своевременности оказания медицинской помощи, локализации кровоизлияния, типа патологии и общего состояния здоровья определенного человека. Чем значительнее данные показатели, тем сложнее определить, восстанавливаются ли речевые функции после перенесенного кризиса.

Примерное время и прогноз на возвращение человека после инсульта к нормальному образу жизни выглядит примерно так:

  1. Ишемический кризис с незначительными неврологическими нарушениями (небольшой паралич лица и конечностей, дисфункции зрения, координации, головокружения). На частичное восстановление потребуется несколько месяцев, полное – до 3-х.
  2. Различные типы инсульта с характерными неврологическими изменениями (сильный паралич лица, конечностей, значительные нарушения координации). Чтобы человек смог частично обслуживать себя потребуется около полугода, на полное излечение иногда уходят года.
  3. Тяжелые геморрагические и ишемические кризисы со стойким неврологическим нарушением (инвалидность за счет поражения одной из конечностей и другие серьезные дефекты). Частичное лечение с возможностью сидеть самостоятельно – до 2-х лет, полноценное восстановление – невозможно.

Чем тяжелее кризис, тем сложнее ответить, как восстановить речь после геморрагического инсульта. При ишемическом кризисе человек приходит в себя значительно быстрее. На фоне серьезного неврологического нарушения при любом инсульте у пациента не всегда имеется возможность на полное излечение.

Инсульт

При ишемическом кризисе человек восстанавливается быстрее, чем при геморрагическом

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Инсульт очень тяжёлое заболевание, при котором нарушается ток крови, и не редки случаи, когда он приводит к нарушению работы мозга. Нарушения зависят от места развития инсульта, таким образом, у пациента может отмечаться потеря двигательной функции, речевой и зрительной функции.

Поскольку наша сегодняшняя тема это потеря речи после инсульта, то поговорим о ней чуть подробней. Нарушение речи после перенесённого инсульта называется афазия. Афазия после инсульта является очень распространенным осложнением.

Последствия приступа могут быть как хроническими, так и кратковременными, так как идёт нарушение речи при инсульте. Поражение затрагивает доли префронтальных областей.

В зависимости от вида нарушения невролог и логопед устанавливают наиболее лучшее лечение, которое даст больший эффект.

Виды афазии

Отмечаются несколько видов афазии, они разделяются в зависимости от этапа развития осложнения, давайте рассмотрим их подробней:

  • Тотальная афазия. Данная стадия развивается в течение первых дней. У пациента отмечается дезориентация, идёт нарушение речи после инсульта. Отмечаются временные провалы в памяти.
  • Моторная афазия. При условии, что была предоставлена адекватная медицинская помощь, тотальная афазия заменяется моторной. Во время данной стадии пациент начинает воспринимать речь из вне, но ответить всё ещё не способен. В самом благоприятном случае у больного отмечается несвязная, путаная речь.
  • Сенсорная афазия. При данном нарушении речевая функция блокируется лишь частично, к примеру, анализ речи нарушен, больной перестаёт воспринимать отдельные слога, звуки, слов, даже целые предложения. Родной язык может казаться больному не знакомым.
  • Акустико-гностическая. При данном виде поражается часть Вернике. Теряется только способность воспринимать речь извне.
  • Аффертно-моторная. Данный вид характерен тем, что больному необходимо, но тяжело найти определённую позу, для того что бы начать воспроизводить звук.
  • Амнестико-сематическая. Данное нарушение локализуется в области задневисочного и переднетеменного отделов коры головного мозга. В данном случае больной забывает про какие-то предметы и явления разного характера.
  • Динамическая. Данное нарушение локализуется в области заднелобных частей головного мозга. Больной не способен сконструировать мысль, а также воспроизвести её.

Во время диагностирования вида афазии необходимо заполнять специальные бланки исследования речи, данный документ позволяет в дальнейшем облегчить назначение терапии.

Также благодаря записям можно отслеживать процесс улучшения, или наоборот ухудшения состояния больного, и соответственно изменить ход терапии в случае необходимости.

Возникает закономерный вопрос: как восстановить речь после инсульта?

Основная терапия

Основная задача после инсульта это восстановление речи. В данное мероприятие должен быть вовлечён больной, а также его родственники, нельзя просто полагаться на препараты. Терапия по восстановлению функций речи должна проходить в первые полгода после перенесенного инсульта, только в этот промежуток времени можно добиться того, чтобы речь восстановилась.

Лечение афазии после инсульта должно проходить комплексно. Чтобы начать говорить о существенном прогрессе в выздоровлении, пациент должен полностью выполнять все предписания и выполнять комплекс физиотерапевтических упражнений.

Специалистами разработан специальный курс, пройдёмся по этим пунктам:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Курс восстановительных упражнений.
  3. Курс логопеда.
  4. Хороший уход за пациентом.

Лечение препаратами

Лечение афазии проходит по одной и той же схеме, нет определённых препаратов, которые направлены на исправление данного осложнения. Чаще всего прописывают лекарства, которые помогают улучшить ток крови в головном мозгу, способствуют правильному функционированию нервных окончаний.

Также назначают медикаменты улучшающие работу головного мозга, стимулирующие память, внимание, это естественно способствует положительному прогрессу выздоровления и уменьшают срок до выздоровления.

К каждому виду афазии разработан индивидуальный курс упражнений, их назначает высококвалифицированный врач. Стоит отметить, что отдельных видов афазии практически не бывает, чаще всего несколько типов смешиваются, и курс упражнений должен подстраиваться индивидуально.

Сегодня мы расскажем о том, какие существуют упражнения для восстановления речи, они хорошо помогают людям с афазией, и вполне здоровым людям. Они улучшают качество речи, дикции и тому подобное.

Такие упражнения по восстановлению речи после инсульта можно проводить даже в домашних условиях.

Давайте начнём.

  • Нужно вытянуть губы в трубочку, а затем держим губы в таком состоянии 4-6 секунд. Повторять упражнение 6-10 раз.
  • Нужно вытянуть нижнюю челюсть вперёд, затем с помощью нижней челюсти захватить верхнюю губу и удерживать в таком состоянии 2-3 секунды. Повторять упражнение 6-10 раз.
  • Похожее упражнение разница лишь в том, что с помощью верхней Челюсти захватываем нижнюю губу, затем удерживаем 2-3 секунды. Повторяем упражнение 6-10 раз.
  • Необходимо вытянуть шею вперёд и открыть рот, затем максимально высовываем язык, задерживаемся в такой позиции 3-4 секунды. Повторяем 6-10 раз.
  • Необходимо провести языком по губам от правого уголка до левого,затем от левого до правого, таким образом 8-10 подходов.
  • Необходимо усердно пытаться свернуть язык в трубочку. Выполнять до усталости языка.
  • Закрываем рот и стараемся как можно ближе подвести язык к гортани. Выполнять до усталости языка.
  • Закрываем рот, но размыкаем зубы, затем водим языком сначала по верхним зубам,потом по нижним зубам, тоже самое с губами. Выполнять 8-10 раз.
  • Пытаемся цокать, желательно со временем ускорять темп, сколько сможет пациент.
  • Необходимо максимально выдвинуть язык, и параллельно пытаться шипеть.
  • Сначала широко улыбаемся, показывая зубы, затем также улыбаемся, но закрываем зубы губами.
  • Необходимо тянуться сначала к носу, затем к подбородку. Повторять 5-8 раз.
  • Необходимо посылать воздушные поцелуи, и параллельно громко чмокать. Повторять 12-14 раз.

Данные упражнения желательно выполнять ежедневно, по возможности больше одного раза. Для восстановления речи после инсульта эти упражнения должны идти вместе с основным лечением.

Помощь логопеда, является самой важной частью лечения речевых нарушений после инсульта. Обращаться к логопеду нужно после того, как специалист определил вид афазии, и только потом можно начинать логопедические упражнения, ведь специалист подбирает индивидуальный курс для каждого пациента.

Чаще всего в штате больниц всегда есть логопед-афазиолог, помощь данных врачей велика, более чем 35% пациентов восстанавливаются и начинают говорить ещё до окончания курса лечения.

Помимо этих основных методов лечения, есть и альтернативные методы, которые только начинают набирать обороты в медицинском мире, давайте рассмотрим и их тоже:

  • Хирургическое вмешательство. Данная методика используется крайне редко и только если другие методы были не эффективны. Целью операции является формирование экстра-интракраниального микроанастомоза, проще говоря, нейрохирург создаёт мостик соединяющий речевую область и зону которая не была повреждена вследствие инсульта. Минусы данного способа в том, что эффект от операции слабо выражен и речевая функция восстанавливается не полностью, поэтому риск превышает чистую пользу.
  • Лечебная физическая культура (ЛФК). Данный метод, можно использовать в тех случаях, когда основная проблема это не нарушение речевых областей, а развитый паралич мышц отвечающих за речевую функцию. Механизм лечения подобен расстройствам двигательных устройств. Проводят электрическую стимуляцию артикуляционных мышц, иглотерапию, при которой выявляют остаточные рефлексы мышц, и тому подобное. В этих моментах методика показывает великолепные результаты.
  • Лечение стволовыми клетками. Считается новейшей разработкой. Многие специалисты видят большой потенциал в таком способе, которая только начинает набирать обороты. Хотя в некоторых странах уже пользуются данным методом и он показывает положительные результаты.

Так как люди с афазией чаще всего живут дома, и их не всегда кладут в стационар на долгосрочное лечение, вы всегда можете встретиться с ними. На такие случаи нужно знать несколько советов, давайте рассмотрим их подробнее:

  • Всегда нужно помнить, что у больных страдающих афазией нарушена речевая функция, а не интеллектуальная.
  • Стоит разговаривать естественно, желательно разговаривать чуть медленней и чётче.
  • Помните что человеку с афазией нужно время для того что бы дать ответ. Нельзя спешить или давить на него, это может вызвать злость и раздражение с его стороны, что отрицательно повлияет на срок его реабилитации.
  • Откажитесь от длинных предложений со сложными словами, не стоит часто менять тему беседы.
  • По возможности составляйте простые вопросы, ответ на которые может быть односложным, если больной не сможет ответить, он скорее всего расстроится, что отрицательно повлияет на срок реабилитации.
  • Не перебивайте и не мешайте говорить пациенту с афазией. Если вы начнёте заканчивать за него фразы или исправлять его, это отрицательно отразиться на сроке его реабилитации.
  • Старайтесь создать благоприятную атмосферу. Избегайте посторонние шумы.
  • Для улучшения понимания, можно использовать рисунки, письменную речь и дополнять её жестикуляцией.
  • Если вы вдруг не поняли, что вам сказал человек с афазией, то лучшим шагом будет сообщить ему об этом. Притворство может расстроить его, что не очень хорошо отразится на сроке реабилитации.
  • Мягко помогайте человеку с афазией. Если он не может выговорить слово, то вам стоит попросить его описать предмет, описать звук с которого начинается это слово и тому подобное.

Почему страдает речь

Причина, по которой перенесший инсульт человек полностью или частично теряет способность говорить, кроется в атрофии тканей, вызванной нарушением кровообращения в мозге. Такие осложнения неизбежны, если патологический процесс затрагивает речевые зоны, носящие имена ученых Брока и Вернике. Они отвечают также за восприятие и распознавание внешней информации.

Результатом их поражения является афазия. Так называется комплекс речевых расстройств, возникающих после инсульта:

  • при моторной афазии, когда страдает центр Брока, пациент совсем не может говорить, но при этом понимает речь окружающих;
  • акустико-гностическая афазия проявляется в неспособности к анализу и синтезу, нарушении фонематического слуха. Невозможность распознать звуки в словах приводит к тому, что пациент не понимает, что ему говорят. Родной язык воспринимается им как иностранный, никогда ранее не слышанный. Его высказывания лишаются смысла, представляя собой набор случайных понятий, но сам он не осознает этого. Такие осложнения вызывает поражение области Вернике;
  • признак афферентной моторной афазии – расстройства артикуляции. Пациенту тяжело говорить, потому что поиск позиции, которую должны принять органы речи для произнесения отдельного звука, затруднен;
  • при амнестико-семантической афазии страдает еще и память. Больной забывает слова, обозначающие предметы и явления, часто не понимает простейших грамматических конструкций;
  • динамическая афазия характеризуется трудностями в мысленном построении высказывания и его дальнейшем произнесении.

Применение пения

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Цель данной терапии – восстановить, обновить травмированные инсультом сосуды, ткани. Стволовые клетки распознают проблемные участки, заменяют погибшие нейроны здоровыми нервными клетками.

Современная методика восстановления функций, речи после инсульта включает следующую схему действий:

  • из биологического материала человека, извлекают стволовые ткани;
  • полученные клетки доводят до нужной величины;
  • вводят внутривенно раз в 2 месяца.

Подобная терапия позволяет восстановить поврежденные ткани «серого вещества» и его функции, укрепить иммунитет, улучшить общее самочувствие человека, повысить жизненный потенциал.

Стволовые клетки

Лечение инсульта стволовыми клетками

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

  • используя биоматериал пациента, выделяют стволовые клетки;
  • полученный материал выращивают до необходимого объема;
  • вводят стволовые клетки внутривенно с промежутком в 2 месяца два раза.

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Сколько человек восстанавливается после кризиса

Дополнительно каждый больной должен заниматься дома самостоятельно. Это поможет ускорить процесс реабилитации. Некоторые врачи выдают пациентам специальную методичку, где описаны все основные упражнения для домашней гимнастики, которые следует выполнять каждый день. Если ее не выдали, то это не означает, что нужно отказаться от домашней тренировки.

Одиночные занятия

Добиться успеха можно без помощи других людей. Достаточно выполнять следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Вытянуть губы трубочкой на 7 секунд.
  2. Стараться свернуть язык трубочкой, повторять многократно до сильной усталости.
  3. Открыв рот, высунуть язык, потянуться им максимально высоко на 5 секунд. Желательно вместе с этим вытягивать шею.
  4. Потянуться языком до носа, а потом до подбородка.
  5. С закрытым ртом постараться дотянуться языком до горла, делать максимально долго.
  6. Водить языком от одного края рта к другому. Делать это с разной скоростью.
  7. Выдвинуть нижнюю челюсть, захватив ею верхнюю губу, на 3 секунды. Повторить то же самое с верхней челюстью и нижней губой.
  8. Приоткрыть рот, соединив губы вместе, водить языком по верхнему ряду зубов, затем повторить с нижним, а также с губами.
  9. Улыбнуться, показав зубы, затем спрятать их губами, продолжая держать улыбку.
  10. Многократно чмокать, словно посылая воздушный поцелуй.
  11. Цокать языком, стараясь постепенно увеличить скорость до предела.
  12. Вытянув язык, долго шипеть.

Упражнения следует делать по 5-10 подходов, если не указано иное. Иногда количество повторений можно увеличивать на свое усмотрение, но не следует забывать о важности отдыха.

Многих людей интересует вопрос: «Логопед-афазиолог – кто это, чем занимается этот специалист и насколько эффективны его методы терапии?». В медицинской практике этот специалист проводит логопедические занятия, которые позволяют восстановить речь взрослым после тяжелого нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекционных болезней, доброкачественных или злокачественных новообразований.

Эффективность лечения зависит от четырех основных факторов:

  • оперативности начатого лечения: чем быстрее будет проведена полноценная комплексная терапия, тем меньше времени понадобится на реабилитацию;
  • пораженного центра речи;
  • вида афазии;
  • обширности зоны некроза некоторых зон головного мозга (если затронуты нервные клетки, которые отвечают за функцию речи, возникнет тяжелая форма афазии).

Восстановление речи при афазии может занять от 2-3 дней до 1-3 лет. Если пациент будет прикладывать много усилий, есть большая вероятность восстановления речи. Бороться с недугом поможет невропатолог, логопед-афазиолог, реабилитолог.

Логоритмические занятия – это игры, которые позволяют повторно развить моторику и произношение. К восстановительным техникам относятся игровые, двигательные и музыкальные игры. Задания выдаются специалистом на карточках, они соответствуют возрасту и уровню развития пациента.

Игры для логоритмических занятий с больными афазией считаются эффективными и применяются многими отечественными и иностранными медиками. Заниматься с игровыми карточками нужно каждый день, чтобы задействовать память и приблизить полное выздоровление.

Самым важным периодом для коррекции речевого аппарата после приступа являются первые 6-12 месяцев.

В начале урока логопед проводит речевое растормаживание. Он находит эмоциональную составляющую, которая заставляет больного самостоятельно выходить на диалог, если пациент реагирует на речь врача. Логопедический материал для занятий подбирается по результатам проведенных тестов.

ПОДРОБНОСТИ:   Льготы инвалидам 1 группы в 2019 году: последние новости

Не стоит менять медика в процессе восстановительной работы, если он справляется со своей задачей, поскольку он за время занятий сможет узнать ближе человека, найти индивидуальный подход. С каждым уроком нужно увеличивать нагрузку.

Специалист составляет план занятий, которые не будут сильно нагружать больного. Обязательным является выполнение специальных упражнений (прочтение скороговорок, рисование, проведение мимического и логопедического массажа). Занятия с логопедом для людей после инсульта могут проводиться на дому. Коррекция проводится совместно с употреблением лекарственных средств, физиотерапией и другими манипуляциями, которые назначил доктор.

Занятия с логопедом после перенесенного приступа очень эффективные, особенно если применяются элементы музыкотерапии. Коррекционные методики основаны на выполнении больным несложных упражнений, которые помогают ему скорее восстановить речевую функцию.

При ишемическом инсульте временно прекращается приток крови к определенным областям головного мозга, а при геморрагическом происходят локальные кровоизлияния. Это приводит к гибели клеток речевого центра или прекращению передачи импульсов от коры головного мозга к голосовому аппарату. Степень имеющихся нарушений будет зависеть от зоны и объема поражений.

Так, к примеру, при обширном инсульте в височной области человек не только не говорит, но и перестает читать, писать и понимать чужую речь. Если же инсульт затрагивает мозжечок, у пациента наблюдается паралич всего речевого аппарата, вследствие чего замедляется речь, ухудшается возможность выговаривать согласные.

Восстановление речи после инсульта – задача вполне реальная, но к ее выполнению нужно приступать сразу после стабилизации состояния больного. Как показывает практика, наилучшего эффекта удается добиться в течение первых трех месяцев после приступа; потом процесс восстановления замедляется, и шансы на полную реабилитацию стремительно уменьшаются.

После того, как общее состояние пациента перестает внушать опасения, рекомендуется безотлагательно заняться восстановлением речи. Реабилитация при частичной или полной потере речевых навыков в среднем длится 2-3 года, но в отдельных ситуациях может понадобиться 5 лет и более.

Обратите внимание: Стойкие нарушения чаще отмечаются у пожилых пациентов и при диффузных атеросклеротических поражениях сосудов.

Любые разновидности афазии поддаются коррекции в большей или меньшей степени, но непременным условием для устранения речевой дисфункции являются регулярные занятия. Только профессионал может задействовать оптимальную методику восстановления и подобрать логопедические упражнения с учетом специфики имеющихся нарушений. Он также оценивает динамику процесса, внося по мере необходимости коррективы в план лечебных мероприятий.

Задачей логопеда является планомерное восстановление речи пациента. По сути человека вначале фактически заново учат произношению слогов, а потом – и целых слов. Для этого на ранних этапах используют детское лото, специальные карточки и букварь. Врач объясняет человеку, перенесшему инсульт, каким образом можно компенсировать речь языком жестов.

Несмотря на то, что для каждого типа афазии предусмотрены свои упражнения для восстановления нормальной речи после инсульта, следует помнить, что все нарушения носят смешанный характер и требуют системного особого подхода.

У перенесшего инсульт человека афазия проходит несколько стадий. В первое время после приступа она носит тотальный характер. Пациент забывает все, что с ним было, не узнает близких, не понимает, когда к нему обращаются. Речь на этой стадии пропадает полностью. При условии своевременного лечения тотальная афазия после инсульта может смениться моторной дисфункцией.

Атрофические и некротические изменения в тканях мозга необратимы. Поэтому быстрой реабилитация после приступа не бывает. Здоровые участки мозга должны научиться выполнять несвойственные им ранее функции. Чтобы способность к общению у больного восстановилась, придется потратить немало сил. Наибольший эффект реабилитационные мероприятия приносят в первые 6 месяцев после приступа, поэтому начинать их врачи рекомендуют как можно раньше.

К факторам, определяющим, сколько продлится восстановительный период и удастся ли заново научить пациента говорить, относятся:

  • вид афазии;
  • локализация патологического процесса;
  • объем поражения;
  • скорость и правильность оказания первой помощи.

Лечение афазии после инсульта должно быть согласовано с врачом. Невролог и логопед подберут индивидуальный курс, основываясь на типе нарушений. Хотя даже точное выполнение их рекомендаций не гарантирует, что речь пациента будет восстанавливаться, бездействовать в этой ситуации нельзя.

При небольшом поражении реабилитационный период может занять около месяца. Для устранения афазии пациенту достаточно будет нескольких сеансов с логопедом и приема лекарственных препаратов. Их сочетают с лечебной физкультурой, которая призвана восстановить другие функции организма, пострадавшие от инсульта.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как “том — дом”, “точка — почка” и т. п.

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

Восстановление речи после инсульта: как восстановить, упражнения в домашних условиях, нарушение речи

При инсульте происходит поражение центров речи, расположенных в коре головного мозга. В зависимости от зоны и степени повреждения могут возникать различные функциональные нарушения речи после инсульта.

  1. Нарушение моторной функции возникает при поражении зоны коры, отвечающей за произношение слов и организацию речи. У правши эта зона расположена в лобной доле слева, а у левши находится справа. В результате человек не может выговаривать слова, а произносит набор звуков или отдельные слова, не связанные между собой по смыслу. При этом больной полностью понимает речь.
  2. Нарушение сенсорной функции. Происходит поражение участка в височной доле, отвечающего за понимание слов и речи. У правши эта зона справа — у левши слева. Больной правильно произносит слова, но не понимает речи других людей.
  3. Нарушение семантической функции. При поражении участка коры на границе трех долей мозга (теменной, височной и лобной) человек перестает понимать, как слова согласуются между собой, не может составлять предложения, словосочетания.
  4. Нарушение функции памяти. Пострадавший при этом нарушении может вести диалог,  разговаривать, но забывает названия предметов.
  5. Полное нарушение всех функций наступает при тяжелых и обширных повреждениях коры головного мозга. В таком случае больной не может понять речь окружающих и сам не способен говорить.

Располагаются они в нижней и верхней задней трети височных извилин. При поражении Брока происходит полная потеря речи, а при повреждении Вернике после ишемического инсульта теряется содержательность произносимых человеком слов.

Факт потери навыков разговора после инсульта врачи разделили на две основные категории, которые возникают чаще всего: сенсорная афазия и моторная. От того какой вид нарушения речевой функции у конкретного человека зависит характер повреждения коры головного мозга. Отличаются они друг от друга возможностью восприятия больным общения посторонних людей.

  • При моторной афазии человек, как правило, понимает, о чем говорят. Но при этом не может выразить свои мысли словами. Человеку тяжело читать или писать, порой, он этого не может. Этот вид характерен для поражения нижней лобной и теменной областей.
  • Сенсорная афазия отличается тем, что человек не воспринимает речь в принципе. Даже, если больной издает какие-то звуки, похожие на слова – помните, что он при этом не контролирует свою речь. Возможно, что пациент сможет даже читать, но, увы, он не поймет смысла прочитанного. Возникает, как правило, при нарушении кровотока в височной области.

Лечение препаратами

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то бессвязное, речь не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так как правильное произношение и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Геморрагический или ишемический инсульт приводят к тому, что у человека возникает потеря речи. Связывают это явление с тем, что патология поражает речевой центр, который находится в коре головного мозга.

Выделяют два вида таких расстройств:

  1. Афазия. Данная разновидность отличается тем, что происходит непосредственно нарушение речи, вследствие чего больной теряет способность говорить даже самые простые слова. При этом он не может распознавать речь, лишь только некоторые звуки и слова. В некоторых случаях человек вообще теряет способность понимать, какое значение имеет то или иное сказанное слово.
  2. Дизартрия. Также характеризуется потерей речи при инсульте. Происходит нарушение произношения слов и звуков. Однако, в этом случае человек хорошо понимает, что говорят окружающие люди, но не может писать, читать, правильное произношение слов вызывает сильное затруднение.

Данное явление вызывается тем, что мышечные ткани, которые ответственны за речевую деятельность, не функционируют так, как это необходимо. Нарушается артикуляция, в результате  поражений некоторых областей головного мозга.

Восстановление речи после инсульта упражнения

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

Пациенту предлагается:

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Всем больным с афазией после инсульта необходимо выполнять специальные восстановительные упражнения, независимо от ее вида. Это связано с тем, что в 85–90% афазия носит смешанный характер – сенсорно-моторная. Поэтому упражнения, улучшающие работу мышечного аппарата, участвующего в произношении, показаны всем пациентам.

Эффективные приемы и упражнения:

  • Сверните и максимально вытяните губы в виде трубочки (по типу поцелуя) и удержите в этом положении 5–7 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Нижней губой захватите верхнюю и подтяните ее максимально . Расслабьтесь и повторите действие 5–10 раз.
  • Верхней губой захватите нижнюю и подтяните ее максимально вниз на 3–5 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Откройте рот, голову и шею вытяните вперед, максимально выдвиньте язык изо рта. Задержитесь в таком положении на несколько секунд. Вернитесь в нормальное положение и 5–10 раз повторите упражнение.
  • По 5–10 раз оближите верхнюю, а затем нижнюю губу сначала справа налево, затем справа налево.
  • Несколько раз выполните облизывание губ языком по кругу (верхней и нижней) в обе стороны.
  • Скрутите язык в виде трубочки, высуньте в таком положении из ротовой полости.
  • При закрытом рте заверните язык и постарайтесь дотянуться к твердому, а затем к мягкому небу.
  • Закройте рот таким образом, чтобы губы были сомкнуты, а зубы разомкнуты. Выполните круговые движения языком между губами и зубами сначала в левостороннем, затем в правостороннем направлении.
  • Пощелкайте языком о твердое небо, чтобы звук напоминал звук бегущей лошади.
  • Высуньте язык изо рта максимально вперед и издавайте шипящий звук (как змея).
  • Закройте рот и попытайтесь улыбнуться, разомкнув губы и показав все зубы. Повторите улыбку, но не размыкая губы и не показывая зубы.
  • Высуньте язык и попытайтесь поочередно дотягиваться к кончику носа и вниз к подбородку.
  • Выполните воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмоканием.

Помните, что любое из упражнений нужно выполнять не однократно, а несколько раз (5–10 раз в ходе одного сеанса).

Виды мозгового инсульта

Упражнение при афазии

Реабилитация больного обязательно должна продолжаться и в домашних условиях. Семья играет большую роль в восстановлении коммуникативных навыков у человека, перенесшего инсульт. Следует учесть, что занятия с больным дома можно начинать только после консультации с врачом.

Для наилучшего эффекта от домашних занятий и скорейшего восстановления речевых функций необходимо соблюдать ряд правил:

  1. После инсульта быстрее восстановить речь поможет постоянное общение, нужно стараться вовлекать его в разговоры, стимулировать его участие в жизни семьи, спрашивать совета. Пусть он еще не может полностью сформулировать фразу, но то, что он не изолирован от проблем и радостей родственников, дает ему стимул для дальнейшего восстановления.
  2. Даже если больной не хочет ничего делать для выздоровления, отказывается от занятий и не желает общаться, не следует отказываться от реабилитационных мероприятий. Родственники должны мягко, но настойчиво, не выдавая своего разочарования, продолжать разговаривать с ним, чтобы помочь восстановлению функции восприятия речи.
  3. При проведении реабилитационной домашней терапии нужно запастись терпением и выдержкой. Нельзя ни в коем случае проявлять агрессию по отношению к больному, который иногда может замыкаться в себе, отказываться от восстановительной работы и полностью отгородиться от окружающей действительности. Только мягкое и доброжелательное отношение поможет быстрому выздоровлению пациента.
  4. Для того, чтобы у больного было желание заниматься, необходимо дозировать нагрузку, понимая, что человек не может сразу начать говорить. Для восстановления связной речи нужно довольно длительное время, поэтому нельзя при занятиях показывать больному свое разочарование от того, что ему что-то не удается. Он может сразу же потерять оптимизм и замкнуться в себе.

Комплекс речевых упражнений для постинсультных больных на первый взгляд не представляет особой сложности, но следует учитывать, что на первых порах даже простое движение губами доставляет пациенту значительные трудности. Логопедами рекомендован следующий набор упражнений для восстановления функций речевого аппарата:

  1. В течение 5 секунд вытянуть губы вперед и затем вернуть в исходное положение.
  2. На 5 секунд с силой захватить верхними зубами нижнюю губу, потом на 5 секунд отпустить.
  3. Проделать предыдущее упражнение с применением нижних зубов и верхней губы.
  4. На 3 секунды вытянуть шею и показать язык, отдыхать 3 секунды.
  5. Облизывать губы, сначала верхнюю потом нижнюю движениями справа налево, затем слева направо.
  6. На 3 секунды высунуть сложенный трубочкой язык.
  7. Кончиком языка дотягиваться до неба.
  8. Хорошим упражнением для речевых мышц является также произнесение скороговорок.

Кроме упражнений для восстановления мышечной работы речевого аппарата, советуют применять также следующие приемы, которые помогут дополнить комплекс, рекомендованный логопедом:

  1. Необходимо стараться при общении с больным говорить медленно и короткими фразами, так как человек, перенесший инсульт, с трудом воспринимает быструю и пространную речь.
  2. Если больной пытается что-то сказать, не стоит торопиться и пытаться закончить предложения вместо него. Нужно спокойно выслушать, не показывая своего нетерпения.
  3. Постараться не оставлять больного без внимания, привлекать его к любым видам деятельности – собирание пазлов, рисование, участие в настольных играх. Человек должен чувствовать, что он является частью семьи. В ходе игры нужно стимулировать его для поддержания разговора, даже если он еще не может полноценно формировать звуки.
  4. В повседневной жизни необходимо постоянное побуждение больного к участию в беседах. Пусть сначала это будут самые простые разговоры, отвечать на которые можно просто кивком. Все равно в данном случае восстанавливается коммуникационный процесс.
  5. В ходе ежедневных занятий нужно стимулировать восстановление памяти больного, давая ему простые задания на восприятие речи. Например, показывать и называть картинки с простыми предметами и действиями.
  6. При занятиях также не следует забывать о чтении и письме. Сначала это может быть простое размещение больным подписей к картинкам, выбор букв или цифр.

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного. Сборник упражнений восстановление речи после инсульта

Восстановление речи после перенесенного инсульта – длительный процесс, иногда на реабилитацию уходят годы. Но следует иметь в виду, что афазия – это ни в коем случае не психическая болезнь, больной человек просто не может правильно выговорить звуки, поэтому, занимаясь с постинсультным пациентом, необходимо сохранять спокойствие, говорить мягко и негромко.

Родным и близким человека, который потерял способность разговаривать после инсульта, важно помнить, что речевых контактов избегать нельзя. С больным нужно общаться по возможности больше, причем, всегда спокойным и негромким голосом.

Важно:Никогда не пытайтесь форсировать события. Не давайте чрезмерную нагрузку, ведь для восстановления нервных связей нужно время. А чрезмерная торопливость может привести к снижению позитивного настроя или вовсе – к отказу от занятий.

ПОДРОБНОСТИ:   Тучинський гератричний пансонат

Если возникают проблемы с произнесением отдельных слов, не заостряйте на этом внимание. Лучше отвлеките больного и смените тему.

Логопеды рекомендуют использовать при занятиях кубики и карточки, вслух называя изображенные на них буквы или предметы, постепенно увеличивая количество объектов и предлагая подобрать к картинкам подписи, нанесенные на отдельные карточки.

В обыденной жизни лучше чаще задавать вопросы, читать вслух несложные тексты, и предложить потом пересказать содержание своими словами. Целесообразно использовать числовые ряды и последовательности, в частности – попросить перечислить по порядку месяцы, дни недели или буквы алфавита.

Отмечено, что быстро восстановить речевую функцию помогает пение. Даже если слова песни произносятся с трудом, происходит укрепление и разработка мышц лицевой области и голосовых связок. Только петь лучше любимые песни.

При положительной динамике можно переходить к произношению скороговорок.

Если больной охотно идет на контакт, прогресс достигается гораздо быстрее в ходе групповых занятий. В процессе общения с другими пациентами функция речи восстанавливается более заметными темпами.

Если диагностирована моторная афазия, нужно уделять большое внимание разнообразным артикуляционным занятиям для восстановления моторики мимических мышц, языка и губ. При этом запишите занятия с логопедом на видео и просматривайте их в свободное время.

Примеры упражнений для восстановления речи:

  • Сложить губы трубочкой, досчитать до пяти, а затем на 2 сек. их расслабить. Повторить несколько раз.
  • Захватить нижнюю губу зубами, слегка прикусить на 5 сек. и отпустить.
  • Максимально высунуть язык, и удерживать его в вытянутом положении 2-3 сек. Затем нужно вытянуть и расслабить шею.
  • Несколько раз подряд облизнуть губы – вначале по часовой стрелке, а затем – в обратном направлении.
  • Высунуть язык, свернуть его в трубочку и задержать на 3 сек. несколько раз с 5-секундными интервалами. После отдыха в течение 3 минут повторить упражнение.
  • Дотянуться до неба максимально напряженным языком. Повторить упражнение несколько раз.

Лечение препаратами

Как проходит восстановление речи?

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

Если в больнице, где лежит больной, есть логопед, то он начнет заниматься с пациентом, как только это будет возможно. Нельзя терять время зря. Работа может продолжаться и после выписки, а затем и самостоятельно дома.

Работа со специалистом:

  • Логопед осторожно прощупывает масштабы повреждения, он проверяет реакцию больного на тихий голос, затем на шепот.
  • Постепенно усложняет задания.
  • Специалист не учит произносить отдельные слова и звуки, ему важно слышать их в контексте, пациент должен научиться пользоваться ими в речи.
  • Упражнения подбираются индивидуально, исходя из вида афазии.
  • Специалист начинает предложение, пациент его заканчивает.
  • Если у больного есть любимые песни, специалист обязательно их использует в своей работе.
  • Если состояние больного улучшилось, врач может предложить срисовать предложенные картинки.

Восстановление после инсульта

Поначалу уроки логопеда длятся не более 15 минут, постепенно увеличивая время.

Важно! Разочарование родных читается у них же на лице, а это негативно отображается на стремлениях больного. Следует внимательнее следить за мимикой и радоваться даже самым незначительным продвижениям.

Огромную роль в быстрейшем улучшении речевой функции имеют самостоятельные занятия. После выписки больной периодически посещает логопеда, который оценивает наличие улучшений и рекомендует, какие занятия следует выполнять.

Каждое упражнение следует повторять по 10 раз:

  • Вытянуть губы в трубочку и зафиксировать их в этом положении на несколько секунд.
  • Нижними зубами прикусить легонько верхнюю губу.
  • Верхней челюстью тянуться к подбородку.

Задания для языка:

  • Вытянуть язык трубочкой.
  • Максимально вытянуть шею вперед, при этом рот открыт, а язык максимально высунут.
  • Выполнить предыдущее упражнение, озвучив его шипением.
  • Шею вытянуть вперед, а губы сложить трубочкой.
  • Облизать губы по кругу сначала в одном направлении, затем в другом.
  • Издавать «цокающие» звуки.
  • Тянуть язык в сторону носа, затем подбородка.

Закончить урок следует позитивными упражнениями: раздать воздушные поцелуи, улыбнуться обнажив зубы, а затем улыбнуться, прикрыв их губами.Отличные результаты наблюдаются у пациентов на групповых занятиях, на которых они могут поддерживать друг друга.

Важно! Больному, перенесшему инсульт, следует проговаривать скороговорки, зачитывать вслух логопедические тексты, напевать песенки и выстраивать логические цепочки.

При невнятной речи и для улучшения голоса рекомендуется массировать язык обычной зубной щеткой утром и вечером. Это упражнение расслабляет орган и помогает улучшить речь.

Человечество еще не изобрело такой таблетки, которая помогла бы восстановить речь. Медикаменты, назначенные врачом, направлены на улучшение кровообращения в мозге и питание нервных клеток. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают внимание, что в комплексе положительно сказывается на общем состоянии организма.

В случаях ишемического инсульта, когда перепробованы все способы, остается еще один — формирование экстра-интракраниального микроанастомоза. Это операция, во время которой нейрохирурги создают дополнительное соединение между участками мозга: неповрежденным сосудом и речевой областью. Кровообращение возобновляется, и состояние больного быстро улучшается.

Нарушения речи наблюдаются не только при нарушениях соответствующей области мозга, но и при параличе мимических мышц. Они не могут выполнять свою работу, поэтому человек утрачивает речевую функцию. ЛФК помогает восстановить возможность говорить.

После перенесенного инсульта пациенту придется проходить несколько стадий восстановления речевой функции. В начале могут быть полное отсутствие и непонимание речи. Уже после первых занятий по реабилитации возвращаются понимание слов и узнавание предметов. Следующим длительным периодом будет восстановление самой речи. Положительные результаты наблюдаются через полгода правильного лечения.

Восстановление речи после инсульта проводится по различным методикам, которые осуществляются с помощью врачей-специалистов и родственников больного. Кроме применения лекарственных препаратов, важными являются занятия с логопедом в стационаре, упражнения по восстановлению речи в домашних условиях, внимательное отношение, поддержка и хороший уход со стороны близких.

Занятия с логопедом

При работе с пациентом и решении задачи, как восстановить речь после инсульта, логопед придерживается следующих приемов:

  • проверяет, как человек реагирует на различные раздражители —шепот, тихий голос.
  • подбирает упражнения по принципу от простого к сложному заданию.
  • работает с пациентом над общим смыслом слов в контексте, а не над звуками и словами в отдельности.
  • затрагивает на занятиях темы, близкие и важные для пациента.
  • подбирает фразы таким образом, чтобы пациент мог их самостоятельно закончить.
  • может предложить пациенту послушать музыку, пропеть любимые песни, порисовать, что также положительно влияет на процесс выздоровления.
  • использует картинки, символизирующие слова, при работе с больными, имеющими нарушения сенсорной функции. Предлагает нарисовать то, что показывает, в зависимости от состояния пациента.
  • первые занятия продолжаются 7 – 15 минут: не должно быть переутомления. Постепенно специалист увеличивает время занятий до получаса, учитывая индивидуальные особенности пациента.
  • занятия должны проходить в тихой и спокойной обстановке без постороннего шума.
  • врач должен общаться и комментировать действия пациента спокойным и ровным голосом.
  • проведение групповых занятий, на которых пациенты поддерживают друг друга, дает положительный результат.

Занятия дома

Занятия в домашней обстановке проводятся только с разрешения врача. После перенесенного инсульта до восстановления речи человек долгое время находится в подавленном состоянии. Нетерпение родственников, их желание быстрее получить результат по восстановлению речи могут негативно отразиться на процессе выздоровления. Родным пациента следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • обращать внимание на любые, даже незначительные успехи в лечении, поддерживать позитивный настрой больного,
  • не допускать общения больного с равнодушными и безразличными к нему людьми,
  • занятия должны быть регулярными, но нельзя переутомлять больного,
  • исключить из домашней обстановки шум, громкие звуки — положительно влияют спокойная, тихая музыка; любимые композиции,
  • общаться с больным на важные для него темы спокойным голосом, быть внимательными.
  • после инсульта в домашних условиях больному не рекомендуется смотреть телевизор более 2-х часов в день.

Дома с больным можно заниматься с помощью комплекса упражнений для восстановления речи после инсульта, направленных на улучшение работы мышц лица, которые задействованы в процессе произношения слов. Следует учитывать, что человеку после инсульта очень сложно выполнять даже самые простые задания.

Упражнения повторяют до 10 раз во время одного занятия:

  • вытянуть губы, чтобы получилась трубочка, и удерживать их в таком положении 4 – 5 секунд.
  • захватить нижней челюстью верхнюю губу, удерживать 4 – 5 секунд. Отпустить на 5 секунд и повторить снова. Затем проделать упражнение наоборот: верхними зубами захватывать нижнюю губу, стараясь дотянуться до подбородка.
  • широко открыть рот и постараться как можно дальше высунуть язык, вытягивая шею вперед. Зафиксировать положение языка в течение 3 секунд, затем сделать перерыв, расслабиться на 3 секунды и снова повторить упражнение.
  • облизать губы, совершая круговые движения языком, сделать 5 – 10 повторов.
  • закрыть рот и совершать круговые движения языком между губами и зубами.
  • соприкасаясь языком с небом, цокать.
  • широко открыть рот и постараться дотянуться кончиком языка сначала до подбородка, потом до кончика носа.
  • попытаться сложить язык трубочкой и удерживать в течение 3 секунд.
  • улыбаться как можно шире с замкнутыми губами, затем с открытым ртом.

Занятия с логопедом

При восстановлении речи после инсульта, кроме логопедических занятий, применяется ряд мероприятий. При комплексном подходе к лечению удается добиться положительных результатов. В зависимости от тяжести состояния больного после перенесенного инсульта специалисты подбирают схему лечения.

Нарушение речи при инсульте корректирует логопед. Выбирая методы работы, он учитывает данные предварительного обследования. Пациенты, у которых после инсульта парализовало левую сторону, восстанавливаются легче и быстрее, чем больные, у которых пострадала правая часть тела.

Упражнения для каждого больного логопед подбирает индивидуально, чтобы нагрузка была ему по силам и соответствовала типу и степени афазии. Наращивают ее постепенно начиная с самых легких тренировок и усложняя их от занятия к занятию. На первом сеансе специалист ведет работу с пациентом, у которого пропала речь, на основе важного для него в эмоциональном или смысловом отношении материала, чтобы заинтересовать его.

Хороший результат дает музыкотерапия. Если перенесший инсульт больной, целью которого является восстановление речи, затрудняется составить собственное высказывание или закончить произнесенное логопедом предложение, можно использовать его любимые песни. После прослушивания пациенту предлагается спеть их.

Даже если в первый раз слова песни невозможно будет понять, при многократном повторении их произношение улучшится. Музыкотерапия приносит больным положительные эмоции и помогает развивать утраченные функции с удовольствием.

Длительность логопедических сеансов и перерывов между ними определяются индивидуально. Но есть и общие правила. На первые занятия отводят не больше 7-15 мин. Через 1,5-2 месяца продолжительность тренировок можно будет довести до 30-40 мин. Доказано, что способность к общению восстанавливается быстрее при раннем начале занятий (в течение 1-3 недель после приступа).

Устранить последствия инсульта помогает использование стволовых клеток. Их применение позволяет обновить и восстановить функции пострадавших от нарушенного кровообращения тканей. Суть методики – в замене погибших нейронов здоровыми нервными клетками.

Процедура включает 3 этапа:

  • выделение стволовых клеток из биоматериала больного;
  • их доведение до нужного объема;
  • введение готового материала. Проводят его внутривенно в 2 приема, интервал между которыми составляет 2 месяца.
  • На приеме у доктора
    Главная задача всех действий специалиста – это растормаживание речи. И для этого используют все те возможности больного, какие у него есть на данный момент. Занятия не должны утомлять пациента. Начинаются они с простых элементов и длятся 10-15 минут. После программа усложняется, и время занятия увеличивается.
  • Разговаривать с больным нужно спокойно и медленно, чтобы он понимал речь. Если он не может ничего сказать, то просим его кивать в ответ, показывая, что он понимает.
  • Если больному сложно говорить, нужно попросить его выдать любые звукоподражания, которые он может сделать. Если он может произнести только один слог, то следует подобрать слова, которые начинаются с этого слога, и пусть он пробует постепенно их закончить.
  • То же самое с пословицами и поговорками, названиями известных фильмов. Нужно начать фразу и попросить больного ее завершить, то ли словом, то ли слогом, как у него получится. Все слова, которые мы обычно произносим автоматически, следует ему предлагать проговорить. Это могут быть дни недели, месяцы, обычный счет до десяти.
  • Хорошо приобщить к работе карточки с рисунками. Можно задавать простые вопросы: «Что это? Что он делает? Какой он?» При этом важно двигаться в этих заданиях постепенно. Сначала называются существительные. Через время, когда этот этап отработан, подключают глаголы, и только потом прилагательные.
  • Постепенно в реабилитационных мероприятиях включаются упражнения на рисование и письмо. Сначала человеку предлагается просто вставить пропущенные в слове буквы, потом срисовать все слово. Задания постепенно усложняются.
  • Хороши будут упражнения, основанные на задаваемых больному вопросах. Сначала задаются простые вопросы с возможностью ответить «да» или «нет». После вопросы усложняются так, чтобы в самом вопросе содержался односложный ответ. И это слово и должен проговорить больной в качестве ответа.
  • «Пирацетам» совместно с логопедическими упражнениями ускоряет процесс выздоровления;
  • «Бромокриптин» не помогает при афазии;
  • «Леводопа» – его эффективность полностью не доказана;
  • «Декстроамфетамин» – улучшает реабилитацию речи после инсульта в сочетании со специальным комплексом упражнений;
  • Холинергические медикаменты – их действие при афазии до конца не изучено;
  • «Моклобемид» – не способствует лечению при проблемах с речью;
  • «Декстран-40» – снижает эффективность комплексной терапии;
  • «Мемантин» – совместно с речевыми занятиями, индивидуальным ограничением, восстанавливает речевые функции.

Массаж

Помимо нарушения речевой функции часто у людей, перенесшихинсульт, появляются следующие неприятные признаки. У них:

  • сильно текут слюни изо рта;
  • обвисают щеки, уголки рта;
  • во время приема пищи вываливается еда изо рта.

Избавиться от данных признаков им помогает массаж. Онприводит мышцы лица в тонус, восстанавливает мимику. А еще после массажапациенту становится легче выговаривать слова.

Во время массажа пациент оказывает воздействие наспециальные точки, расположенные на лице, языке. Массаж начинается с того, чтопациент поглаживает, растирает щеки, лоб, подбородок.

Помните: орасположении полезных точек лучше заранее узнать у своего лечащего врача. Такжеон сможет ответить на вопрос о том, восстанавливается ли речь после инсульта.

Результатом кровоизлияния может стать атрофия мышц. Часто после инсульта у пациентов немеет язык. В этом случае логопед регулярно проводит сеансы специального массажа. Стимуляция речевых зон позволяет вернуть язык в анатомически правильное положение. Если этого не сделать, больной просто не сможет выговаривать звуки.

Что можно делать дома

Родственники пациентов, перенесших инсульт, часто задаются вопросами, могут ли они помочь больному быстрее восстановить речь, и что делать для этого. Домашние занятия – важный элемент реабилитации. Но их нужно обязательно согласовывать с лечащим врачом.

Придется быть терпеливым и тщательно контролировать эмоции. Если больной почувствует разочарование близких, он может потерять веру в успех и отказаться от тренировок. Выполнять их лучше перед зеркалом несколько раз в день. Можно делать это в любой последовательности.

Восстановление речи после перенесенного инсульта в привычной для пациента обстановке предполагает регулярное выполнение комплекса, упражнения которого направлены на улучшение артикуляции:

  1. Сложить губы в трубочку. Через 5 сек принять исходное положение, отдохнуть 5 сек и повторить сначала. Всего 5-10 раз.
  2. С напряжением прихватить верхними зубами нижнюю губу. Удерживать позу 5 сек. Отдохнув 5 сек, повторить упражнение. Затем проделать то же самое с нижними зубами и верхней губой. Каждой челюстью нужно поработать 5-10 раз.
  3. Одновременно высунуть язык максимально далеко и вытянуть шею вперед. Задержавшись в таком положении на 3 сек, в исходное. Отдохнуть 3 сек и повторить. Выполнить 5-10 раз.
  4. Облизывать губы. Сначала верхнюю, двигаясь в направлении справа налево и в обратную сторону, затем нижнюю. Повторить 5-10 раз.
  5. Проводить языком по губам по кругу слева направо и справа налево.
  6. Высунув язык, пытаться прикоснуться им к носу, а затем к подбородку.
  7. Свернуть язык трубочкой и высунуть его. Продержавшись в таком положении 3 сек, отдохнуть столько же.
  8. Поднимать кончик языка и тянуться им к небу. Рот при этом закрыт.
  9. Закрыв рот и разомкнув зубы, проводить по ним языком со стороны губ по кругу.
  10. Цокать языком о небо, подражая звуку копыт бегущей лошади.
  11. Максимально далеко высунув язык, шипеть, как змея.
  12. Широко улыбнуться, показав все зубы. Повторить, не размыкая губ.
  13. Изображать воздушный поцелуй, громко чмокая при этом.
  14. Быстро проводить языком по верхней губе, проговаривая «бл-бл-бл…»
  15. С закрытым ртом упираться напряженным языком то в правую, то в левую щеку.
  16. Улыбнувшись и открыв рот, просунуть язык между зубами и поочередно тянуть его кончик за верхние и опускать за нижние.
  17. Исходное положение – такое же, как в предыдущем упражнении. Кончик языка перемещается между уголками губ.
  18. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот, поместить на нижнюю губу широкий язык.
ПОДРОБНОСТИ:   Козельск: достопримечательности города воинской Славы, что посмотреть туристу, интересные места

В домашних условиях желательно повторять упражнения, которые используются логопедами для восстановления речи у пациентов после инсульта. К ним относится проговаривание:

  • скороговорок;
  • сложных слогов;
  • отрывков текста (с целью заучивания).

Львиная доля ответственности за выздоровление пациента после инсульта лежит на его родственниках. Им нужно постараться максимально вовлекать больного в общение, не оставляя его наедине с собой и не допуская его речевой изоляции. Желательно читать ему вслух. Эффективно использование речевых рядов, когда больному предлагается продолжить перечень предметов, объединенных общим признаком (одежда, животные и т. д.) или перечислить по порядку дни недели.

  1. Сложить губы в трубочку. Через 5 сек принять исходное положение, отдохнуть 5 сек и повторить сначала. Всего 5-10 раз.
  2. С напряжением прихватить верхними зубами нижнюю губу. Удерживать позу 5 сек. Отдохнув 5 сек, повторить упражнение. Затем проделать то же самое с нижними зубами и верхней губой. Каждой челюстью нужно поработать 5-10 раз.
  3. Одновременно высунуть язык максимально далеко и вытянуть шею вперед. Задержавшись в таком положении на 3 сек, вернуться в исходное. Отдохнуть 3 сек и повторить. Выполнить 5-10 раз.
  4. Облизывать губы. Сначала верхнюю, двигаясь в направлении справа налево и в обратную сторону, затем нижнюю. Повторить 5-10 раз.
  5. Проводить языком по губам по кругу слева направо и справа налево.
  6. Высунув язык, пытаться прикоснуться им к носу, а затем к подбородку.
  7. Свернуть язык трубочкой и высунуть его. Продержавшись в таком положении 3 сек, отдохнуть столько же.
  8. Поднимать кончик языка и тянуться им к небу. Рот при этом закрыт.
  9. Закрыв рот и разомкнув зубы, проводить по ним языком со стороны губ по кругу.
  10. Цокать языком о небо, подражая звуку копыт бегущей лошади.
  11. Максимально далеко высунув язык, шипеть, как змея.
  12. Широко улыбнуться, показав все зубы. Повторить, не размыкая губ.
  13. Изображать воздушный поцелуй, громко чмокая при этом.
  14. Быстро проводить языком по верхней губе, проговаривая «бл-бл-бл…»
  15. С закрытым ртом упираться напряженным языком то в правую, то в левую щеку.
  16. Улыбнувшись и открыв рот, просунуть язык между зубами и поочередно тянуть его кончик за верхние и опускать за нижние.
  17. Исходное положение – такое же, как в предыдущем упражнении. Кончик языка перемещается между уголками губ.
  18. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот, поместить на нижнюю губу широкий язык.

Средства народной медицины при афазии

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

  1. На первоначальных этапах реабилитации необходимо соблюдать постельный режим.
  2. Вместо простого чая употреблять отвар из мяты, шалфея.
  3. На ночь стакан теплого молока.
  4. Большое количество лимонов поможет укрепить иммунитет.

Восстанавливается ли речь после ишемического или геморрагического кризиса, – интересует как пациентов, так и докторов.

Для лечения последствий инсульта применяются различные отвары на основе следующих трав:

  • шишек лесной ели либо сосны;
  • можжевельника;
  • красной калины;
  • лекарственного шалфея и полевого чабреца.

Помимо однокомпонентных отваров, используются и сложные сборы. В комплексную терапию афазии включают лекарственные чаи,  в состав которых входит:

  1. Зверобой, тысячелистник, полевой подорожник.
  2. Полевая земляника, очанка, скорлупа грецкого ореха.
  3. Шиповник, репешок, аптечная календула.

Быстрее всего восстановить речевые навыки помогает шалфей. Заварить и давать больному на протяжении дня маленькими порциями – по 4 глотка до 5 раз/день. Прежде чем принимать определенное средство следует проконсультироваться с неврологом, как восстановить речь после ишемического инсульта без возможных осложнений для здоровья.

Только комплексная терапия и согласованные действия докторов помогут человеку вернуться к полноценной жизни после перенесенного кризиса. Поддержка больного со стороны родственников, логопедов – обязательное условие грамотного лечения.

Инсульт – коварная и достаточно серьезная патология, последствием которой становится изменение артикуляции, речевых навыков. Вернуть утраченные функции можно только при условии системного подхода к лечению заболевания, систематических занятий. Скорость реабилитации зависит от множества факторов: вида афазии, объемов поражения головного мозга.

Помимо того, что родственниками должна осуществляться гимнастика после инсульта, разрешается использовать рецепты нетрадиционной медицины, которые помогут ускорить процесс выздоровления.

Так, люди на протяжении многих лет применяли следующие рецепты народной медицины, чтобы вернуть речь после перенесенной болезни:

  • Мумие. Такое средство способствует быстрой реабилитации. Принимать его нужно примерно 14 дней по 1,5 – 2 мг перед сном. Необходимо провести несколько курсов, прерываясь на 5 дней.
  • Ванны с добавлением хвои. При долгом отсутствии улучшения деятельности речевого аппарата можно говорить о том, что у пациента имеется психоэмоциональные нарушения. Для того чтобы привести в норму эмоциональный фон применяют хвойные ванны для ног. В этом растении содержатся эфирные масла, которые производят расслабляющий эффект.
  • Отвар или спиртовая настойка, которые можно приготовить из шишек сосны, кедра или елки. Эти напитки позволяют укрепить ткани мозга, благоприятно воздействуют на организм в целом. Также из таких шишек можно сделать варенье, употреблять которое и вкусно, и полезно.

Рецепты нетрадиционной медицины имеют своей целью вернуть исходное функционирование тканей мозга. В комплексе с медицинскими препаратами, физиотерапевтическими процедурами, логопедическими упражнениями методы народной медицины оказывают положительный эффект и помогают организму быстрее восстановиться. Но рассчитывать только на эти средства не стоит, поэтому без рекомендаций специалиста никак не обойтись.

Сторонники нетрадиционной медицины высоко оценивают народные методы, применение которых в домашних условиях помогает вылечить нарушение речи после инсульта. Среди наиболее эффективных:

  • мумие. Принимают состав в дозировке 1,5-2 мг перед сном в течение 2 недель. Отдохнув 5 дней, курс начинают заново. Повторить его нужно 2-3 раза;
  • ножные ванны с хвоей. Они помогают избавиться от психоэмоциональных проблем, мешающих восстановлению речевой функции. Входящие в состав хвои эфирные масла обладают расслабляющим действием;
  • шишки хвойных деревьев (ели, сосны, кедра). Из них можно приготовить отвар, спиртовую настойку или варенье. Шишки оказывают общеукрепляющий эффект.

Прибегать к народным рецептам в лечении последствий инсульта можно, но только в составе комплекса восстановительных мероприятий. Используемые в них вещества способны вызвать аллергию и имеют немало противопоказаний, поэтому применять их рекомендуется по согласованию с врачом.

Народные Средства » Кровеносная » Восстановление речи после инсульта

Более чем у трети больных, перенесших инсульт, наблюдаются речевые нарушения. Я предлагаю упражнения для восстановления речи.

Начинайте занятия с упражнений, которые вовлекают в работу мышцы, участвующие в произнесении звуков. В первый день достаточно проделать упражнения по 2 раза, а затем прибавлять каждые 3 дня по одному подходу. Доведите повторение каждого упражнения до 5-7 раз. Весь комплекс делайте 5 раз в день.

1. Вытяните губы трубочкой на 3-5 секунд, потом 3-5 секунд отдохните, повторите упражнение.

2. Нижними зубами захватить с напряжением верхнюю губу на 3-5 секунд, потом 3-5 секунд отдохните, а затем повторите.

3. Верхними зубами захватите с напряжением нижнюю губу на 3-5 секунд, потом З-5 секунд отдохните, повторите.

4. Максимально высуньте язык и при этом потихоньку вытягивайте шею вперед на 3 секунды, возвратитесь в исходное положение в течение 3 секунд.

5. Оближите губы: сначала справа налево верхнюю, потом слева направо, а дальше в том же порядке оближите нижнюю губу.

6. Оближите губы по кругу: сначала по часовой стрелке, потом против часовой.

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного. Сборник упражнений восстановление речи после инсульта

7. Попробуйте сложить язык трубочкой и вытянуть его. Оставайтесь в таком положении на 3 секунды.

8. Приоткройте рот, попробуйте сложить язык «чашечкой» и подержать его так 3 секунды.

9. Поднимите кончик языка и достаньте им мягкое небо.

10. Зубы разомкнуты, губы закрыты. Языком проведите между верхними деснами и щеками к нижним деснам по часовой стрелке и в обратную сторону.

Следующее упражнение выполняется с помощником. Пусть ваш помощник начинает говорить слово, а вы его заканчивайте. Например, помощник говорит: «Сейчас по улице бежит соба…», а вы добавляете: «ка». Начинайте с одного слога, потом переходите к двум слогам. Например, помощник произносит: «По небу

плывут белые об…», а вы добавляете: «лака».

Пусть помощник сядет рядом с вами и поет песню тихо, вполголоса. Постарайтесь подхватить слова и подключиться к пению.

Очень хороший эффект дает проговаривание ско роговорок.

Скороговорки со звуками б-п: «Бык тупогуб, тупо-губенький бычок», «У быка бела губа была тупа».

Скороговорки со звуками л -в: «Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравеллу удалилась». «Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать». «Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком».

Улучшают артикуляцию скороговорки со звуками р и в. «Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».

Александр Владимирович Гояовков.

Лекарственные препараты

Как восстановить речь после инсульта

Декстроамфетамин – улучшает речь после инсульта

Занятия с логопедом и дома должны дополняться медикаментозными методами лечения. Называться препараты могут по-разному, но обычно врачи назначают:

  • нейропротекторы;
  • антикоагулянты;
  • антидепрессанты;
  • снотворные.

Прием лекарств из первых двух групп способствует восстановлению нарушенных функций мозга и растормаживанию речи. В реабилитационном периоде после инсульта больным необходима и психологическая помощь. Потеря речи зачастую кажется им необратимой, а лечение – бесперспективным. Роль антидепрессантов и препаратов, улучшающих сон, в выздоровлении пациента ясна по их названию.

После выписки больного продолжает контролировать логопед. Без тщательного наблюдения на этапе восстановления не обойтись, ведь оно помогает своевременно выявить признаки повторного инсульта. Если речь больного внезапно замедлилась, проводится его госпитализация с дополнительным обследованием.

Другие методики лечебно-профилактического воздействия

  1. Физиотерапию – электростимуляцию речевых мышечных тканей. Ее чаще всего используют при моторном типе афазии. Но современные врачи к ней прибегают в редких случаях.
  2. Иглорефлексотерапию – используется для восстановления артикуляции и звена речевой функции. Назначается при моторном типе патологии.
  3. Функциональное биоуправление. Данная методика основана на визуальном воздействии на речевую мускулатуру. Не рекомендуется применять больным с расстройством восприятия.

Комплексная терапия, включающая данные методики воздействия, помогает улучшить речевые функции. Сложность реабилитационного периода и сколько займет лечение последствий геморрагического или ишемического инсульта зависит от локализации кровоизлияния, его обширности. В некоторых случаях на восстановление уходит всего месяц, в других до 2-х лет.

Иглоукалывание

Иглорефлексотерапию – используется для восстановления речевой функции

  • восстановление целостности тканей головного мозга, его работоспособности в полном объеме,
  • улучшение защитных функций организма,
  • нормализация самочувствия,
  • повышение жизненного тонуса.

Лечение ишемического кризиса стволовыми клетками

Медикаментозное лечение при речевых расстройствах ни чем не отличаются от общей схемы. Не существует препаратов, которые помогли бы побороть афазию, но назначение некоторых лекарственных средств улучшает кровоток в головном мозге, улучшает питание нервных клеток, способствует умственной деятельности, улучшает память, повышает внимание, что положительно сказывается на общем состоянии и ускоряет реабилитацию.

Как восстановить речь после инсульта:

  • систематические занятия с логопедом по специальной схеме, позволяющей быстро вернуть потерянные навыки;
  • выполнение упражнений в домашних условиях, которые подбирает специалист;
  • определение типа афазии на основании комплексной диагностики.

При уменьшении тяжести симптоматики афазии и «обнадеживающей» динамики, можно уменьшать количество общений с логопедом. Специалиста можно приглашать на дом – 1 раз в несколько недель для коррекции, наблюдения за ходом лечения. Логопедические упражнения должны осуществляться каждый день.

Чтобы быстро вернуть потерянную после геморрагического или ишемического инсульта речь недостаточно обеспечить пациенту только занятия с доктором. Вернуться к полноценному образу жизни возможно только при условии медикаментозной терапии, предполагающей употребление препаратов, способствующих восстановлению кровообращения травмированных участков головного мозга.

Логопедические упражнения должны сочетаться с техникой специального массажа шейного отдела позвоночного столба, с мощной электростимуляцией и физиотерапевтическим воздействием.

При проведении диагностики нарушений врачи составляют протокол речевых исследований перенесшего инсульт пациента. Отраженные в истории болезни сведения помогают специалисту определить, как восстановить речь после инсульта. Они позволяют отследить улучшение или ухудшение самочувствия больного и, если нужно, провести корректировку терапии. В настоящее время существует немало способов лечения расстройств речи. В состав комплексной терапии могут быть включены:

  1. Визуальное наблюдение за речью с использованием метода функционального биоуправления. У больных с расстройством понимания положительных сдвигов при этом способе добиться затруднительно;
  2. Психологическая помощь. После инсульта больного преследуют мысли о необратимости произошедших с ним перемен. Ему и его родственникам нужно доходчиво объяснить, что сегодня инвалидность по речи – исключение, а не правило;
  3. Логопедические занятия. При проведении «уроков» логопеды нередко применяют методы лечения мелодическими интонациями. Они довольно эффективно активируют деятельность правого мозгового полушария. Сейчас подобный метод используют с применением компьютерных технологий;
  4. Медикаментозная терапия. Предупреждает развитие осложнений и улучшает кровоснабжение мозга;
  5. Физиотерапевтические средства. При моторной форме афазии на пораженные центры коры головного мозга и речевую мускулатуру можно воздействовать импульсным магнитным полем, но пока эта методика широко не используется. Иглорефлексотерапия применима для корректировки артикуляции, но сведений об ее результативности пока нет;
  6. Применение стволовых клеток. Метод подразумевает обновление и реабилитацию поврежденных ишемическими процессами мозговых структур. Из биоматериала больного извлекают стволовые клетки. Отобранный биологический материал наращивают до требуемых объемов и по определенной схеме вводят пациенту внутривенно;
  7. Оперативное вмешательство. Суть операции (экстра-интракраниальный микроанастомоз) заключается в имплантации поверхностной височной артерии в кортикальную ветвь средней мозговой артерии. В значительной мере восстанавливается кровоснабжение мозга, стабилизируется функциональная деятельность нервных окончаний. Операцию назначают, если не удалось добиться ощутимых результатов другими методами или проводить их невозможно.

Обычно восстановление речи после инсульта начинается с растормаживания произношения. Параллельно пациент принимает определенные лекарственные средства. Неплохого эффекта удается достичь при регулярном употреблении «витаминов для мозга» (ноотропные протекторы) на фоне музыкотерапии. Резкое замедление произношения в восстановительный период может сигнализировать о повторном инсульте. В таком случае больного нужно госпитализировать и дополнительно обследовать.

Лечение следует проводить в первые 6 месяцев после инсульта, только тогда результаты будут максимально эффективными. Занятия можно начинать, как только стабилизируется состояние больного. Ни один врач не даст 100% гарантии, что больной заговорит. Но систематическое выполнение различных упражнений поможет максимально наладить речевую функцию.

На первых занятиях желательно присутствие родственников, тогда и больному спокойнее, и родные знают, как правильно проводить тренировки. Для лечения разработан целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозное лечение.
  • Артикуляционная гимнастика с логопедом.
  • Систематическое выполнение упражнений.
  • Комфортная атмосфера.

Только если человек будет иметь желание выздороветь, его окружат любовью и заботой, результат будет заметен быстрее. Родные не должны избегать речевых контактов с больным, как бы сложно это ни происходило. Говорить нужно спокойно, не кричать и внятно произносить каждый звук. Постоянно нужно спрашивать названия тех или иных предметов, которыми пользуется человек: чашка, ложка, полотенце, телевизор. Хорошо, когда ему часто читают, а он пересказывает смысл прочитанного.

Важно! Никогда не стоит обсуждать проблемы пациента, связанные с нарушением его речевых функций при нем.

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного. Сборник упражнений восстановление речи после инсульта

Всегда нужно подбадривать и хвалить даже за самые незначительные победы. Люди после инсульта плохо различают слова похожие по звучанию. Поэтому можно изобразить на рисунке и тренироваться их произносить и различать на слух. Больные не различают слов, когда разговаривает сразу несколько человек, следует учитывать это.

Как только человек начнет выговаривать слова, ему можно давать дополнительные самостоятельные задания, например, вставить пропущенное слово в предложение. Просмотр телевизора лучше ограничить до 2 часов в день. Нужно включать позитивные передачи по интересам, которые будут побуждать комментировать.

Близким нужно запастись неимоверным терпением. Инсульт – очень серьезная и сложная болезнь, последствия которой не так-то просто устранить.

Почему человек теряет способность говорить?

В лечении афазии применяются также:

  • физиотерапевтические процедуры. Их предназначение – стимулировать речевую мускулатуру с помощью электрического тока. Помогают они при моторной афазии, но популярностью у врачей этот метод не пользуется;
  • иглорефлексотерапия. Она позволяет улучшить артикуляцию, если афазия моторная;
  • функциональное биоуправление. В его основе лежит визуальный контроль над работой речевой мускулатуры. Не подходит этот метод пациентам с нарушениями понимания;
  • хирургическое вмешательство. К нему прибегают в крайних случаях, когда остальные методы не дают результата. Операция возможна только при ишемическом инсульте. Во время нее нейрохирург соединяет здоровый сосуд мозга и речевую зону, избегая поврежденного участка. В результате ее кровообращение улучшается, но выраженный эффект операция приносит редко.

Залог успеха в лечении афазии – оптимистичный настрой больного, помощь близких и строгое следование врачебным рекомендациям. Выполнение этих условий позволяет надеяться на полное восстановление речи. Быстрого результата здесь не получить, важно не забывать об этом. К большой цели идут постепенно, набравшись терпения, и радуясь каждому маленькому достижению.

Важные замечания

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного. Сборник упражнений восстановление речи после инсульта

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные интересные передачи. К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Путешествия и туризм
Adblock detector